0
1439
Газета Антракт Интернет-версия

16.03.2007 00:00:00

Солистов задвинули на задний план

Тэги: реквием, верди, курентзис


реквием, верди, курентзис Харизматичный грек Курентзис хочет попробовать себя в роли самого Верди.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

20.03. «Реквием» Верди. Большой зал консерватории.

«Реквием» Верди за последние концертные сезоны в Москве стал сочинением fix. Каждый раз его исполнению придается событийный статус, а потому к нему регулярно приковывается внимание дирижеров.

Мы давно уже привыкли считать каноническим исполнение мощное и сочное, когда обязательно поясняется, что вердиевское сочинение отнюдь не заупокойная месса, несмотря на жанр, а драматическое произведение, насыщенное и максимально выразительное. Но скоро разговоры пойдут в другом русле.

За «Реквием» взялся Теодор Курентзис – искатель исторической музыкальной правды и такого же звучания. По его мнению, экспрессии (что традиционно считается основной характеристикой этого произведения) здесь не место. Выходит, что более чем за сотню прошедших лет исполнение «Реквиема» поросло неправильными и необоснованными трактовками.

Курентзис, исследовав исходный текст, начитавшись вердиевских писем, вывел для себя абсолютную формулу исполнения «Реквиема».

Вначале последуют лишения: музыкантам – жильные струны и никакого вибрато, певцам – отсутствие строгости в голосе и какой бы то ни было «итальянщины». Все должно быть ясно, строго и даже прозрачно.

Затем – сценические решения: по аналогии с премьерным исполнением в соборе Сан-Марко в Венеции (дирижировал тогда сам Верди) солисты будут позади оркестра, на возвышении. Коллективы, которые должны выслушать и принять «новую правду», уже не первый раз играют с Курентзисом.

Его новосибирские подопечные – оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian singers доверяют своему гуру на сто процентов, да и камерный оркестр Musica viva, более чем сносно отыгравший свою партию в «Дон Жуане» прошлым летом, отзывчив к решениям дирижера.

В солисты Курентзис подобрал интернациональный состав: наших Хиблу Герзмаву (сопрано) и Евгения Никитина (бас), немку Биргит Реммерт (меццо-сопрано) и итальянца Роберто Сакка (тенор).

Есть еще один любопытный момент в предстоящем концерте. На афише белым по коричневому написано «Верди. Реквием. Дирижер Теодор Курентзис». И все бы ничего, но некоторым диссонансом смотрятся при этом руки пианиста на клавиатуре.

Проводить аналогии с фортепианным исполнительством и оркестровым сочинением в этом случае представляется затруднительным. Можно остановиться и дочитать верхнюю строку: оказывается, концерт позиционируется как приношение Святославу Рихтеру, а 20 марта – день рождения гениального пианиста.

В принципе понятно, что Фонд Рихтера – инициатор концерта – желает большего внимания к себе и к фамилии великого человека. Вот только афиша в этом случае все же демонстрирует, что не Святослав Рихтер, которому посвящен концерт, главный герой вечера, а фамилия модного нынче дирижера, гарантирующая стопроцентный зрительский интерес.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ростех отметил лучших специалистов на чемпионате «Время Первых»

Ростех отметил лучших специалистов на чемпионате «Время Первых»

0
687
Металлургическое чудо Сибири

Металлургическое чудо Сибири

Василий Столбунов

Богучанскому алюминиевому заводу исполняется десять лет

0
2261
Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Ольга Добрицына

0
1272
Инвестиции в оборудование запаздывают

Инвестиции в оборудование запаздывают

Ольга Соловьева

Технологическая модернизация производств в РФ отстает на 12 лет

0
1781

Другие новости