0
7408
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.11.2013 00:01:00

Расизм как прогулка перед ланчем

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – американская журналистка.

Тэги: расизм, сша, общество


«Строй? Вот уж все равно – какой. При монархии – флаги да барабан, при республике – флаги да выборы...», – писал русско-американский писатель Владимир Набоков в Берлине, с отвращениeм относясь к любым проявлениям национальной гордости. Переехав в Америку и сделавшись во многом американским патриотом, Набоков, по всей видимости, смирился с тем, что граждане и в праздники, и в будни вывешивают государственные флаги на своих домах, украшают ими свои машины, майки, кружки и тарелки. Во всяком случае, он никогда не жаловался на эти разгульные проявления народной любви к своему государству. И был по-своему прав: американский флаг – это скорее символ отказа от национально-этнических Корней и признание американского правопорядка и Конституции как главного источника моральных ценностей, будь ты по происхождению англосаксом или итальянцем, ирландцем, евреем, поляком или латиноамериканцем.
 
Но есть в Штатах люди, которым этот принцип смешения народов и рас глубоко враждебен. Самая старая организация, не признающая американскую идею «плавильного котла», – ку-клукс-клан – была основана в позапрошлом веке одним из бывших южных генералов Гражданской войны (1861–1865) с целью не дать только что освобожденным рабам Юга подняться из нищеты и сделаться полноправными членами общества. 
 
Казалось бы, когда это все происходило? Наверняка все уже кануло в Лету... Да нет, живы ревнители белой кожи! Правда, на сегодняшний день клан не слишком популярен и скромно держится в тени. Кроме него на Юге и на Среднем Западе гнездятся многочисленные мелкие группировки неонацистов. Один из их лидеров по имени Билл Уайт жил еще недавно в моем городе и постоянно оказывался в тюрьме то за вымогательство денег у бывшей жены, то за угрозы учинить насилие над своими жильцами. По иронии судьбы, Уайт домовладелец и сдает квартиры бедным афроамериканцам. 
 
Мелкие группировки расистского и националистического толка избегают публичности. Единственная экстремистская организация, не боящаяся привлекать к себе внимание, называется «Сыны ветеранов Конфедерации». 
 
«Сыны» не призывают к насилию и не настаивают на расовом превосходстве. Они лишь утверждают, что рабовладельческие штаты Конфедерации Юга боролись в Гражданскую войну за правое дело против натиска агрессивных либералов и ненавистных им янки. В настоящий момент большинство членов этой организации одновременно являются членами неонацистских группировок или ку-клукс-клана. 
 
Раз в году, в январе, «Сыны ветеранов Конфедерации» устраивают в моем городе торжественный парад. (Город выбран не случайно – именно в Лексингтоне, в штате Виргиния, похоронены два самых знаменитых южных генерала – главнокомандующий южной армией Роберт Ли и Томас Стоунволл Джексон). На этом параде мужчины одеты в старинные формы солдат Юга. В руках у них ружья времен гражданской войны с заново отполированными штыками и флаги южной конфедерации с двумя усыпанными звездами диагональными синими полосами, крест-накрест пересекающими красный фон. К этому дню самые преданные делу участники не только отращивают бороды, но, чтобы выглядеть более похожими на своих заморенных войной предков, даже специально худеют – южная армия хронически страдала от нехватки провизии. За мужчинами, кутаясь в шали, идут женщины в кринолинах и чепцах. 
 
Город взирает на это спокойно – любые демонстрации защищены американской Конституцией. Но «Сынам» неймется. За последнее 15 лет южные радикальные группировки то пытаются не допустить снятия флага Конфедерации со здания государственного совета в Южной Каролине, то хотят склонить техасские власти печатать номера машин на фоне флага Конфедерации.
Попытки эти кончались поражением. Но два года назад «Сынам» удалось временно уломать городской совет Лексингтона и заставить в день своего парада вывесить флаги Конфедерации по всему городу, прикрепив их к фонарным столбам. В городской совет «Сыны» пришли большой делегацией и со своим юристом, припугнувшим городскую администрацию дорогостоящими судебными разбирательствами в случае отказа. «Эти люди вели себя угрожающе, и после заседания мне было страшно выйти на парковку», – сказала мне единственная афроамериканская женщина в горсовете. 
 
Вот так маленький южный городок с чистенькими улицами, кафе, где можно выпить неплохой эспрессо, с уютными ресторанчиками и общим настроем сонного благополучия неожиданно превратился в зону гражданского конфликта. «Когда я увидела эти флаги, решила, что буду объезжать центр города, пока их не снимут», – поделилась со мной одна чернокожая жительница города. «Один из этих флагов висел прямо перед дверью черной баптистской церкви. Это было безобразно и оскорбительно», – сказал один из прихожан. 
 
Но и белое население города встрепенулось. «Я являюсь прямым потомком офицера армии Конфедерации. Я не отворачиваюсь от прошлого, но считаю, что наша нация стала лучше со времен Гражданской войны. Флаг Конфедерации – это символ аморального эпизода нашей истории. И этот флаг оскорбляет всех граждан, а не только тех, чьи предки были рабами», – заявила преподаватель местного университета Робин Ла Бланк на последующем заседании горсовета. Не прошло и месяца, как горожане собрали несколько сотен подписей под петицией, требовавшей, чтобы городские власти запретили использование городского имущества, то есть фонарных столбов, в целях расистской пропаганды. 
 
«Эти люди имеют право нести свои флаги в руках, прикреплять их к своим машинам, вывешивать их из своих окон, но они не должны навязывать свои флаги городу», – сказала одна из организаторов петиции. «Сыны» тоже не дремали. Собрав сторонников со всех южных штатов, они устраивали демонстрации перед домом мэра города, немолодой белой женщины. Они посылали письма с угрозами авторам петиции, печатали гневные послания в региональной газете, призывали к бойкоту местных магазинов и ресторанов. А однажды над городом появился самолет, за которым летел привязанный на веревке транспарант со словами «Позор Лексингтону». Но город себя отстоял, и последующая череда судебных разбирательств («Сыны ветеранов Конфедерации» подали, как обещали, в суд) была выиграна противниками флагов. Американская глубинка не поддерживает расизм и, если нужно, оказывает сопротивление. 
 
Согласно «Юридической ассоциации Юга», следящей за возникновением экстремистских группировок, расизм присущ не только белым. В настоящий момент «Юридическая ассоциация» насчитывает три основные афроамериканские группировки, зеркально отражающие белый расизм – ненависть к другим расам, непримиримость по отношению к смешанным бракам и антисемитизм. Самая многочисленная из этих группировок – «Нация Ислама», но и организация «Новые черные пантеры» начала в последнее время набирать силу. В июле этого года мне довелось побывать на одной из демонстраций черных экстремистов в Нью-Йорке. Поводом для демонстрации было признание судом невиновности молодого латиноамериканца, застрелившего черного безоружного подростка по имени Трейвон Мартин. Суд был во Флориде, но протесты прошли по всей стране. В Гарлеме, районе Нью-Йорка, где с начала ХХ века живут в основном афроамериканцы, на одной из площадей протестовать против решения суда собралось человек 300 черных сепаратистов. Первым делом мужчины развернули трехцветные флаги, на которых черный цвет символизирует расу, зеленый – обетованную землю, где нет белых, а красный – мученически пролитую кровь. (Флаг этот был создан в 20-е годы Маркусом Гарви, жителем Нью-Йорка и первым панафриканским националистом, радевшем о чистоте черной расы). 
 
Затем последовали воззвания: «Отомстим за безжалостно убитого Трейвона!», «Жизнь за жизнь!», «Не доверяй белотелым!» «Они нас продавали, нас покупали, нас эксплуатировали! Пусть отдают нам долги!». «Месть! Месть!», – скандировали слушатели, и казалось, что весь Гарлем охвачен воинственным пылом. Но не прошло и часа, как флаги были свернуты, толпа начала расходиться. На противоположной стороне площади мирная жизнь летнего вечера не замирала ни на минуту: в кафе сидели люди, магазины были полны покупателей. Продавец книг, афроамериканский мужчина средних лет, разложил свой товар там, где только что была демонстрация. «Все это деление людей на белых и черных ужасно устарело», – сказал он мне. 
 
«Мы исходим из самоочевидной истины, что все люди созданы равными», – гласит Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года. Эту фразу со школьной скамьи знает каждый американец. Хотя не все признают эту истину самоочевидной, американский расизм на сегодняшний день живет в основном по темным углам, не поддерживаемый большинством.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
650
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
774
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
237
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
901

Другие новости