0
8289
Газета Наука Интернет-версия

08.12.2004 00:00:00

Евреи, они и в Африке евреи

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, зам. отв. редактора ежегодника "Расы и народы".

Тэги: евреи, общины, история


евреи, общины, история С конца 1970-х гг. в Израиль прибывало ежегодно от нескольких сотен до нескольких тысяч эфиопских евреев. Эфиопская девочка-еврейка с номером на лбу, чтобы не потеряться во время алии.
Фото из книги «Евреи в двадцатом столетии. Иллюстрированная истор

Многие, думаю, знакомы с библейским понятием «12 колен Израилевых»: это – названные именами праотца Иакова племена его потомков, составившие, по еврейской традиции, древнеизраильский народ. После долгих и многотрудных исторических перипетий ими было создано в Земле обетованной государство, где каждое колено получило свой удел. После смерти в 928 г. до н.э. царя Соломона единое древнеизраильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды, или Иехуды, и Биньямина) и Израиль на севере (территория проживания остальных колен). Через два столетия, в 732–722 гг. до н.э., Израильское царство было захвачено могущественной Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Эфиопские евреи

Тем не менее в исторической памяти еврейского народа исчезнувшие колена продолжали существовать. Об этом свидетельствуют пророческие и исторические книги иудейской Торы (христианского Ветхого Завета), книги Нового Завета, апокрифическая литература. Евреи верили, что в назначенный Всевышним час их сородичи из исчезнувших 10 колен возвратятся на свою родину. Знаменательно, что когда евреи Иудеи возвратились из вавилонского плена и, восстановив разрушенный в 586 г. до н.э. Иерусалимский храм, освящали его (515 г. до н.э.), было совершено 12 жертвоприношений – как если бы в этом торжественном, чрезвычайно важном для народа действе принимали участие все 12 колен. В их реальном бытии не сомневались многие авторы (от Иосифа Флавия, еврейского историка, жившего в I в. н.э., до ученых XIX–XX вв.).

С исчезнувшими коленами связывали происхождение многих народов. Не буду сейчас касаться фантастических «теорий», давно отвергнутых наукой. Однако в современном мире есть этнические группы, родство которых (преемственная связь) с древнееврейским народом практически недоказуемо, но сами они в этом нисколько не сомневаются. Есть гипотезы, которые, при всей их сюрреалистичности, всерьез обсуждаются и в наши дни.

Кто такие эфиопские евреи? Еще совсем недавно они проживали в основном в северной и северо-западной Эфиопии. Говорили в большинстве своем на разных диалектах соседних народов агау, а также тигре и тиграй; как правило, знают и официальный язык страны – амхарский. Антропологически они также не отличаются от других эфиопских народов.

Но их самоназвание – бета Исраэль (дом Израиля, ивр.); народы, рядом с которыми они жили, называли их фалаша (пришельцы, выходцы, на древнеэфиопском языке геэз).

Одна из легенд рассказывает, что сын царя Соломона и царицы Савской, когда вырос, приехал к отцу в Иерусалим, откуда вернулся на свою родину с большой свитой из знатных израильтян, часть которых осталась в стране Саба (она находилась на юге Аравийского п-ова); так образовалась там еврейская община, которая позднее переселилась в Эфиопию. Эта легенда всячески поддерживалась правящей династией властителей (императоров, негусов) Эфиопии, которая именовала себя Соломоновой династией (1270–1974).

Согласно одной из более-менее научных версий, этнически фалаша – это агау, которые заимствовали иудаизм от евреев из Аравии, возможно – из Египта, эпизодически появлявшихся в Северной Эфиопии и оседавших в здешних местах. Имеются и другие гипотезы, другие подходы к этой проблеме.

Одно из первых упоминаний об эфиопских евреях – у еврейского автора IX в. Элдада Гадани. Известный еврейский путешественник Биньямин (Вениамин) из Туделы (XII в.) писал о «независимых евреях на укрепленных эфиопских землях». В XV – XVII вв. о евреях Абиссинии (Эфиопии) упоминали в связи с сообщениями о легендарном «царстве священника Иоанна» и исчезнувших десяти коленах.

В Европе о фалаша стало более-менее известно после выхода в свет (1790 г., Эдинбург) пятитомного описания путешествия англичанина Якова Брусса, который 6 лет (1768–1774) провел в Абиссинии.

В 1867–1868 гг. находился в Эфиопии и собирал подробные сведения и разнообразные материалы об этой еврейской группе видный французский семитолог и путешественник Иосиф Галеви. Он пришел к твердому убеждению, что фалаша составляют часть мирового еврейства. Его ученик ориенталист Яков Файтлович совершил два путешествия в Эфиопию (в 1904–1905 и 1908–1909 гг.), целью которых было подробное изучение этой группы. По его оценке, к началу XX в. в стране проживало около 50 тыс. фалаша-иудаистов.

Активная деятельность Файтловича в интересах фалаша (создание школ в их деревнях, интерната для детей и подростков в Аддис-Абебе, организация обучения молодых бета Исраэль за рубежом), а затем и появившиеся в разных странах (США, Италия, Германия) комитеты содействия эфиопским евреям вывела эту общность из многовековой изоляции. Бета Исраэль – во всяком случае, какая-то часть их, молодежь по преимуществу, – узнали о мире, о еврейских общинах в других странах, а те, в свою очередь, узнали о них.

Очень важным для эфиопских евреев было знакомство и сближение с тем иудаизмом, который сложился к XX в., многие положения, нормы, традиции которого им были неизвестны.

В религиозной системе бета Исраэль причудливо соединялись основы библейского иудаизма, элементы христианства и дохристианских верований окружающих народов Эфиопии. Их священной книгой была Библия (на языке геэз); по своему составу и текстуально она не отличалась от христианского Ветхого Завета (в варианте эфиопской монофизитской церкви). Поскольку почти всю свою историю они жили в полной изоляции от других еврейских общин, им неизвестно было послебиблейское развитие иудаизма; Талмуда и других раввинистических сочинений они не знали. Видимо, до XX в., когда начались их контакты с европейскими еврейскими общинами, они не знали иврита. Но они безоговорочно исходили из единства Бога (Бога Израиля), всегда свято чтили Иерусалим и молились о его возрождении; верили, что возвратятся в него во времена Мессии. Самым строгим образом соблюдали субботу – важнейший день недели и праздник одновременно.

В последние десятилетия XX в. в условиях существенного ухудшения всех сторон жизни в Эфиопии (в том числе из-за радикальных политических перемен) произошла алия (переселение в Израиль) почти всех эфиопских евреев. Юридическим основанием для алии стало признание их со стороны религиозных авторитетов Израиля (в 1973 г.) потомками одного из исчезнувших колен (Дана). С конца 1970-х гг. в Израиль прибывало ежегодно от нескольких сотен до нескольких тысяч эфиопских евреев. В ноябре 1984 г. правительством Израиля была осуществлена операция «Моше» (Моисей), в ходе которой прямыми авиарейсами в страну были переселены около 14 тысяч эфиопских евреев. Весной 1991 г. по воздушному мосту Аддис-Абеба – Израиль в течение 36 часов были переправлены более 15 тысяч эфиопских евреев (операция «Шломо» (Соломон). В последующие годы иммиграция бета Исраэль в Израиль продолжилась. К 2003 г. их здесь было около 80 тыс. чел. Африканская история бета Исраэль практически завершилась.

Курдистанские евреи

От исчезнувших колен ведут свое происхождение курдистанские евреи. Не все, впрочем: часть их относит себя к колену Биньямина (не «пропавшему»). Говорят они на различных диалектах новоарамейского языка с широким употреблением лексики из иврита, турецкого, персидского, курдского, арабского языков. Сами они называют свой язык лишна иехудиа (еврейский язык), иногда – лешон ха-галут (язык изгнания). До середины XX в. они жили преимущественно в Курдистане (Ирак, Иран, Турция, Сирия), а также в Палестине, СССР (в Грузии), других странах.

Первые более-менее достоверные сведения о курдистанских евреях относятся к 70-м гг. XII в., когда Биньямин из Туделы обнаружил на территории современных Ирака и Ирана живущих среди курдов иудеев (более 100 общин). Другой еврейский путешественник, Птахия из Регенсбурга, почти в то же время (в 80-е гг. XII в.) побывав в Мосуле (ныне – в Ираке), отметил, что в этом городе живет не менее 6 тысяч евреев и что они знают Тору (Библию). По-видимому, немало евреев с Ближнего и Среднего Востока оказались в Курдистане, спасаясь от преследований и разбоя участников крестовых походов. Новые группы евреев привели в горные районы страны курдов нашествие монголов (XIII в.), Тимура (конец XIV в.), другие исторические и социальные катаклизмы.

В последующие века часть их переселилась в другие страны – в Палестину, Афганистан, Россию (на Кавказ). В частности, в районе Тбилиси с 80-х гг. XIX в. стали селиться лахлухи – одна из групп курдистанских евреев.

В большинстве своем курдистанские евреи были неграмотны, однако знали и выполняли религиозные предписания, соблюдали традиции и нормы, заповеданные Торой. Важную роль в поддержании из поколения в поколение, из века в век традиционной культуры (в которой религии принадлежало определяющее место) играли субботние собрания в синагогах, где с соответствующими наставлениями выступали руководители общин – хахамы. Некоторые обычаи и обряды этой группы восходят ко временам существования иерусалимского Храма (например, общественное жертвоприношение во многих общинах курдистанских евреев совершалось еще в начале XX в.).

В начале XX в. образовалась община курдистанских евреев в Иерусалиме. В 1920–1930-е гг. сюда перебрались новые крупные группы курдистанских евреев. В 1950–1951 гг. Израиль осуществил операцию «Эзра и Нехемия», в ходе которой на историческую родину вернулись почти все евреи из Иракского Курдистана. Тогда же в Израиль переселилась большая часть курдистанских евреев Ирана; новая волна их репатриации из этой страны пришлась на конец 70-х – начало 80-х гг. В Израиле к середине 80-х гг. их насчитывалось ок. 80 тыс. чел.

Курдистанских евреев, живших в Грузии, не обошли репрессии сталинского режима. В 1951 г. они были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан (как бывшие подданные Ирана). После 1956 г. часть их возвратилась в Грузию. По данным на середину 1980-х г., в Тбилиси и Алма-Ате насчитывалось около 2 тысяч лахлухов; в последующий период почти все они переехали в Израиль.

Лабиринты этногенеза

Возможно, одна из самых причудливых околонаучных фантазий связывает с исчезнувшими коленами этногенез пуштунов Афганистана. Однако легенды и предания, отдельные элементы материальной и духовной культуры некоторых пуштунских племен вроде бы говорят в пользу такой гипотезы.

Нельзя не вспомнить, что в ряде ранних комментариев к Библии исчезнувшие колена «поселялись» в Хорасане – исторической области, восточные районы которой составляют ныне часть Афганистана. Среди адептов этой концепции – второй президент Израиля И.Бен-Цви, основатель и руководитель (с 1948 г.) Института исследования еврейских общин на Ближнем Востоке, и современный израильский историк Элияху Авихаил, автор книги «Десять колен Израилевых». Они приводят, в частности, такие соображения. Из области антропонимики: многие имена у пуштунов идентичны или близки еврейским (Ашрей, Нафтали и др.). Из сферы традиционной обрядности: бракосочетание у пуштунов совершается под балдахином, напоминающим еврейскую хупу; обрезание новорожденного делают непременно на восьмой день (у большинства мусульман этот важнейший обряд совершают в нечетный год). Есть у пуштунов и другие обычаи и обряды, напоминающие еврейские (иудаистские). Впрочем, в израильской исторической науке идея о родстве древних израильтян и их потомков с пуштунами всерьез не рассматривается.

С исчезнувшими коленами связывают кочинских евреев, предки которых, по их историческим преданиям, оказались в южной части малабарского побережья в Индии (ныне – штат Керала) в конце I в. н.э. Самыми ранними свидетельствами их пребывания в этих местах являются две медные таблички, датируемые между 974 и 1020 гг. Г. Шинкали (ныне г. Кранганур) до серед. XIV в. был основным местом проживания малабарских евреев. О них упоминают и Биньямин из Туделы (1170 г.) (о темнокожих евреях, числом около 1000, живущих в Малабаре, которые соблюдают предписания Торы), и Марко Поло (1293 г.).

В 1344 г. часть евреев из Шинкали перебралась в г. Кочин; в последующие века кочинские евреи селились также в соседних городах Эрнакуламе и Паруре. Там же с конца XV в. обосновались евреи-беженцы из Испании и Португалии; позднее, в XVI–XVII вв., в Кочине появились евреи из других стран Европы и с Ближнего Востока. Однако эта группа всегда оставалась небольшой; считается, что ее численность вряд ли когда-нибудь превышала 2,5 тыс. чел. Разговорным языком у малабарских (кочинских) евреев со времен раннего Средневековья стал близкий тамильскому дравидский язык малаялам.

В 1953–1955 гг. большая часть кочинских евреев репатриировалась в Израиль. В 1968 г. у евреев Кочина (которых оставалось здесь менее 100 чел.) был большой праздник – 400-летие известной во всей Индии и за ее пределами синагоги «Пардеши» и 1900-летие общины; в торжествах приняла участие премьер-министр Индии Индира Ганди. В наши дни в Индии проживают несколько десятков кочинских евреев, не захотевших расстаться со страной, которая давно стала для них родиной.

Другая еврейская община в Индии, значительно крупнее по численности, устная традиция которой также возводит ее к древним израильтянам, – это бней Исраэль. По одной из легенд, они – потомки евреев, которые бежали с исторической родины то ли во II в. до н.э., то ли в I в. н.э. (после разрушения Второго храма). Чудом спасшиеся при кораблекрушении недалеко от Бомбея 7 мужчин и 7 женщин добрались до берега и там обосновались.

Несмотря на то что у них не сохранились ни книги, ни какие-либо предметы культа, несмотря на полный отрыв в течение многих веков от остального еврейского мира, члены этой общины соблюдали многие заповеди Торы, чтили субботу, отмечали праздники, питались кошерной пищей, совершали обряд обрезания, помнили и передавали из поколения в поколение основные молитвы. Называя себя «бней Исраэль» («сыны Израиля»), они подчеркивали свою принадлежность к еврейскому народу.

О том, что в Индии есть и другие еврейские группы, бней Исраэль узнали, видимо, лишь столкнувшись в середине XVIII в. с кочинскими евреями. Говорят они издавна на языке маратхи. Побывавший у них в 1848 г. путешественник Исраэль-Биньямин из Молдовы сделал категоричное заключение: «У меня нет никаких сомнений, что бней Исраэль не только евреи, но и прямые потомки десяти утерянных колен».

В течение веков шло постепенное переселение бней Исраэль в соседний Бомбей. Там они познакомились с представителями других еврейских групп – ближневосточных и европейских; стали получать образование. Многие из них служили в британских «туземных» частях, в административных структурах, талантливо проявили себя в разных сферах; один из них в конце 1930-х гг. был мэром Бомбея.

После образования Государства Израиль тысячи бней Исраэль переселились туда (из 24 тыс. чел., которые составляли эту общину в 1947 г., до 1969 г. репатриировались более 12 тысяч).

Весьма экзотическая иудейская группа сформировалась в XIX – XX вв. в Бирме. В период британской колонизации этой страны в составе англо-индийской армии были и евреи из группы бней Исраэль. Некоторые из них по завершении службы по разным причинам не вернулись в родные края. Отставные солдаты-евреи женились на женщинах из бирманских народов. Постепенно численность общины росла, в частности, за счет горцев-качинов, которые, слушая христианских проповедников, почему-то решили, что они происходят от тех самых колен Израилевых┘

Можно вспомнить, что еще в XIX в. предания о происхождении от различных колен Израилевых бытовали среди еврейских групп в Йемене, на Кавказе, в других регионах.

Загадка идентичности

Конечно, все эти версии недоказуемы, они не имеют никаких других аргументов, кроме легенд и преданий. Ибо речь идет о почти трехтысячелетней истории, большие «куски» которой (особенно в первой, да и во второй трети этой хронологической глыбы) никак не документированы. Да и согласно Галахе (еврейскому Закону) потомки десяти пропавших (исчезнувших) колен станут известны только после прихода Мессии. Так что – подождем┘

Но вот что вполне реально обсудить сейчас: каким образом общины, совсем небольшие или даже очень малые по численности, ухитрились, умудрились сохранять свою идентичность в течение многих веков, тысячелетий, не растворившись давным-давно в океане окружающих их народов, не поддаваясь (как правило) искушениям принять для себя чужих богов и стать «как все». Что сохраняло их как особые группы?

Оказавшись (даже очень небольшой группой) в новой для себя этнической и конфессиональной среде, они несли с собой, в себе свою особость: представление о своем общем – и отличном от всех других народов – происхождении; у них было свое самоназвание; позднее появлялся и экзоэтноним («соседи», народ, в среде которого оказывалась группа, обычно давали ей свое название); у них были свои традиции, свой культурный комплекс, выработанный веками предшествующей жизни; естественно, был язык, общий для всех членов группы; была своя религия, своя форма веры в Бога-Творца – важнейший фактор, сплачивавший группу и отличавший, отделявший ее от других этнокультурных и конфессиональных общностей. Все эти качества, свойства группы означали наличие у нее особого самосознания: мы – это мы, такие, какие мы есть, «отдельные», отличные от всех других групп (народов).

Чрезвычайно важную роль в поддержании стабильности общины играл эндогамный (внутри группы) брак, посредством которого обеспечивалось кровное родство членов данной общности.

Со временем группа обычно переходила на язык окружающего населения; воспринимала многое из его культуры: из материальной – очень многое, из духовной – обычно меньше, ибо эта сфера неразрывно (до новейшего времени) была связана с религией и потому была намного более консервативной. Этническое и конфессиональное в таких группах было многообразно, многогранно, многосторонне переплетено, взаимопронизано, взаимонасыщено. Но осознание себя как особой, с древними корнями, со своим именем группы, занимающей свое особое место в этом большом мире, неизменно сохранялось.

В силу действия всех этих социальных механизмов еврейские (иудейские) группы, о которых я очень кратко, очень бегло рассказал в этом очерке, сохранялись многие века, тысячелетия, во всех немыслимых превратностях исторического бытия, дотянув, дожив до нашего времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Афоня» наоборот

«Афоня» наоборот

Арсений Анненков

Исполнилось 55 лет роману Марио Пьюзо «Крестный отец»

0
937
Никто не терпит писателей

Никто не терпит писателей

Максим Валюх

Стихи про особую осторожность и уточек, которые интереснее выставок

0
598
Блуждающие в катакомбах

Блуждающие в катакомбах

Андрей Мирошкин

Что ищут под землей ученые и путешественники

0
303
Дом табачного магната

Дом табачного магната

Андрей Мирошкин

Михаил Булгаков и другие жители Большой Садовой, 10

0
378

Другие новости