27.12.2017 00:01:15

Академический квартет

Портрет академика Анатолия Деревянко.

Живописные портреты ученых, а тем более портретные галереи деятелей науки, жанр почти исчезнувший в последние два-три десятилетия. И не только в России. Искусствовед, академик Российской академии художеств Марина Вяжевич не зря отмечает: «Возникает естественный вопрос: неужели в XXI веке интерес художника к ученому может быть продиктован лишь требованием государственного заказа?». Член-корреспондент Российской академии наук, академик РАХ Александр Толстиков, чья книга «Четыре портрета. Ученые» (М., 2018), из подробной вступительной статьи которой и взята цитата Марии Вяжевич, пишет портреты своих современников как раз по внутреннему убеждению, а не исполняя госзаказ.

Книга посвящена выдающимся отечественным ученым, академикам РАН: двум химикам – Борису Мясоедову и Илье Моисееву; и двум археологам – Вячеславу Молодину и Анатолию Деревянко. Основа иллюстративного ряда книги – репродукции с живописных портретов, написанных Александром Толстиковым. Собственно, и начинаешь листать эту книгу сначала из-за иллюстраций.

Впрочем, это больше, чем серия портретов ученых. Это попытка зафиксировать, визуализировать в итоге сам процесс научного размышления. Химику Александру Толстикову, сыну выдающегося отечественного химика, академика Генриха Александровича Толстикова, этот кентаврический «фокус» удается реализовать с удивительным изяществом. И тут нельзя не сказать, что в этом большая заслуга собеседников Толстикова…

Портрет академика Ильи Моисеева.

Радиохимик, академик Борис Федорович Мясоедов: «В то время <начало 1960-х> у физиков полным ходом шла дискуссия, о которой не знали химики. Обсуждалась возможность создания ториевого реактора с использованием торий-уранового цикла».

Академик Вячеслав Иванович Молодин, исследователь Укокского плоскогорья на Алтае, пазырыкской культуры (VI–III вв. до н.э.): «И вдруг на фоне красного материка полезло белое пятно. Мы начинаем его очищать и через 40 минут видим огромное пятно мерзлоты. Вскрываем, а там сруб и мумия человека в шубе. Вот она, удача!»

Академик Илья Иосифович Моисеев, автор пионерских работ в области катализа: «…мне удалось открыть реакцию, в которой этилен, связанный с палладием, при воздействии кислорода превращается в уксусный альдегид».

Академик Анатолий Пантелеевич Деревянко прославился раскопками в Денисовой пещере, идентифицировал самостоятельный подвид рода Homo sapiens – денисовский человек: «Надо сказать, что в геноме африканцев пока не обнаружены гены ни от неандертальцев, ни от денисовцев».

Портрет академика Вячеслава Молодина.

Портрет академика Бориса Мясоедова. 	Иллюстрации из книги «Четыре портрета. Ученые», М., 2018