Газета Наука Печатная версия

24.10.2023 17:53:00

Новости науки. Зарегистрирован метеорит весом более 250 кг

Тэги: космос, метеорит, геология, мозг, нейронные сети

космос, метеорит, геология, мозг, нейронные сети Метеорит нашли в степи неподалеку от ракетного полигона в Астраханской области. Фото предоставлено Виктором Шарыгиным.

АСТРАХАНСКИЙ МЕТЕОРИТ

Ученые Института геологии и минералогии Сибирского отделения Российской академии наук и лаборатории Extra Terra Consortium Уральского федерального университета (УрФУ) зарегистрировали новый метеорит (хондрит) в базе данных международного Метеоритного общества (Meteoritical Bulletin Database). Хондриту присвоили название «Капустин Яр» (Capustin Yar). Он стал одним из 29 найденных на Земле метеоритов класса L/LL6 и самым тяжелым в этой группе. «Общий вес метеорита составляет 276,5 кг. Главная масса пока находится в Волгограде, фрагменты – в Новосибирске и Москве. Самый крупный образец метеорита размером 48x60x50 см имеет угловатую и слегка округлую форму. Его поверхность частично покрыта корой плавления, которая также характерна и для обломков меньшего размера, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории Extra Terra Consortium УрФУ Виктор Шарыгин. – Название «Капустин Яр» было дано по одноименному ракетному полигону в Астраханской области, поскольку вблизи места падения метеорита и вокруг этого полигона нет никаких жилых населенных пунктов. На данный момент хондрит «Капустин Яр» является третьим метеоритом, найденным на территории Астраханской области».

Хондрит нашли в 2021 году в степи в районе полигона Капустин Яр, на территории бывшего хутора в Ахтубинском районе Астраханской области. Откопали метеорит лишь в апреле 2023-го. Первые данные, подтверждающие внеземное происхождение камня, получили в июне на сканирующем электронном микроскопе. А официально метеорит в списке зарегистрированных появился на днях.

По информации пресс-службы УрФУ

13-10-01480.jpg
В основе нового подхода к изучению мозга –
поиск не отдельных нейрональных источников,
а сразу функциональных сетей.
Иллюстрация: Kandinsky 2. 2
МОЗГ – ЭТО СЕТЬ СЕТЕЙ

Группа исследователей из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Института AIRI доказала эффективность разработанного ими в 2018 году метода при построении карты нейронных сетей головного мозга. Результаты исследования опубликованы в журнале NeuroImage.

Согласно одной из теорий, мозг – это большая сеть, состоящая из множества локальных нейронных сетей. Эти малые сети могут объединяться для выполнения разных функций, поэтому их называют функциональными. Уже доказано, что неврологические нарушения связаны именно с ошибками в связях между различными зонами мозга, а не с проблемами на конкретном участке. Для изучения функциональных сетей часто применяется электро- или магнитоэнцефалография (ЭЭГ или МЭГ). Однако такие способы не позволяют обнаруживать функциональные сети с идеально синхронными узлами. Команда ученых Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ впервые в мире предложила метод, способный обнаруживать такие cети по ЭЭГ- и МЭГ-измерениям активности мозга. В основе нового подхода – так называемая PSIICOS-проекция, математическая операция, которая помогает игнорировать фоновую активность мозга при поиске функциональных сетей. «Представьте, что вы с закрытыми глазами стоите в толпе, а вокруг вас люди поют. Каждый поет свою песню, кроме двоих. Эта пара поет одну и ту же мелодию в унисон. Она-то вас и интересует, – поясняет Алексей Осадчий, руководитель научной группы «Нейроинтерфейсы» Института AIRI. – Наш метод позволяет максимально полно отстраниться от пения одиночных людей, обнаружить поющую вместе пару, повернуться к ней и узнать ее мелодию. Принципиально важно, что ищем мы сразу синхронно поющие пары, в то время как другие методы сначала прислушиваются к каждому из поющих в отдельности, а потом, объединяя их по очереди в пары, ищут ту, что поет синхронно и в унисон».

По мнению ученых, возможность отслеживать работу функциональных сетей головного мозга позволит разработать объективные тесты для диагностики и прогнозирования развития нейродегенеративных расстройств.

По информации Пресс-службы НИУ ВШЭ