Согласно пирамиде потребностей Маслоу, потребность в еде – самая базовая, физиологическая, наряду со сном, движением и продолжением рода. Ольга Добрицына. Советский натюрморт. 1981
Ты – не то, что ты ешь,
Ты – то, что думает Бог.
Рам Цзы, «Нет пути»
В поисках афоризмов классиков о еде я нашла в сети несколько приглянувшихся. Два из них – Оскара Уайльда. «Когда у меня в жизни большие неприятности, я себе отказываю буквально во всем, кроме вкусной еды и хороших напитков». А в пьесе «Как важно быть серьезным» герой говорит: «Когда я расстроен, единственное, что меня успокаивает, это еда. Люди, которые меня хорошо знают, могут засвидетельствовать, что при крупных неприятностях я отказываю себе во всем, кроме еды и питья. Вот и сейчас я ем лепешки потому, что несчастлив. Ну, и кроме того, я очень люблю деревенские лепешки». Затем происходит смешная перепалка о еде между героями пьесы. Этот же герой, напрашиваясь на обед к приятелю за услугу, говорит: «Но только прошу тебя отнестись к этому делу серьезно. Терпеть не могу людей, которые несерьезно относятся к вопросам принятия пищи. Это пустые люди».
Далее, найдя цитату «Нет любви более искренней, чем любовь к еде», я подумала: что-то тут не так. И в пьесе Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек» («комедия с философией») обнаружила такое: «Нет любви более искренней, чем любовь к тому, что можно употребить в пищу. По-моему, именно так тебя любит Энн; она похлопала тебя по щеке, словно это была в меру поджаренная баранья котлетка…»
В основании пирамиды
Даже хорошую, интересную книгу мы иногда называем вкусной. Давно уже, и не только среди молодежи, бытует слово из тех, от которых морщатся филологи, – «вкусняшки». В сетях наводнение фотографий еды, и нашествие видео поедания оной. На уровне полета Гагарина в космос стали популярны телевизионные кулинарные шоу, а лучшие повара всея Руси известнее прославленных актеров. Словно озадачили не Министерство народного просвещения, а Министерство народного потребления: «Повар должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять...» Вы догадались, конечно, что я перефразировала знаменитую ленинскую цитату об учителе.
Все это действительно здорово подняло престиж профессии. И это неудивительно, ведь, согласно пирамиде потребностей Маслоу, потребность в еде – низшая, базовая, физиологическая, наряду со сном, движением и продолжением рода. Ну что же, поговорим немного о низшем, о еде. О ней, столь важной для нас, простой и непростой. Радующей или набившей оскомину.
Поговорим – о желаниях и вкусах. О доступном и недоступном. О необходимом и избыточном. О вкусном и невкусном. О том, о чем или говорят с удовольствием, или стесняются говорить. О пропасти между определением «он довольствуется малым» и грубым «он зажрался».
В общем, затронем неудобную тему отсутствия – не еды как таковой, а доступной вкусной еды для большинства и реакции на ее отсутствие.
Застывший кадр в холодильнике
У многих из нас, по разным причинам, бывают периоды жесткой, если не жестокой экономии. Когда холодильник – наша скатерть-самобранка – не богат. Когда там не водятся не то что деликатесы, а даже мало-мальски разнообразные продукты. И мышь сразу вешается – не страдая гамлетовской дилеммой между бытием и небытием. Когда наполненный яствами белоснежный любимец кажется чем-то недосягаемым. Когда подруга подруге обыденно говорит:
– У меня пустой холодильник. Там только... – и перечисляет пару-тройку продуктов.
Но бывает и так: в холодильнике что-то есть, в кухонном шкафу на полке – разная крупа в банках, от гречки до пшена. Имеются даже макароны. Но из того, что есть – есть ничего не хочется, глаза ни на что не глядят. Как сказал ребенок одной моей подруги:
– Мама, это скучная еда! Когда у нас будет не скучная?
М-да... Скучную еду не съешь с удовольствием. Разве что без удовольствия.
И вот собирательный образ героя или героини нашего повествования многократно открывает дверь холодильника (вспоминаем: сим-сим, откройся!) – в надежде на чудо, но по волшебству там ничего нового не возникает. И однообразный этот сериал с застывшим кадром не радует. Что делать? И тогда подруга подруге с апломбом недипломированного психолога говорит:
– А знаешь, как называется наше с тобой состояние?
– Как?
– Вкусовая депрессия!
...Лирическое отступление. В телевизоре или в аудиозаписи надрывается сладкий голос: про упоительные российские вечера, шампанское и «хруст французской булки», да и «печеньки» бывают вкусные... В унисон вспоминается хрустящий огурец и вреднейшие чипсы – до влажности на языке и комке в горле. Об осетрине или икре, не только красной и тем паче черной, а даже заморской баклажанной, можно только мечтать. Возможно, это очень девчачья болезнь – хотеть не выпить или покурить, а именно «чего-то вкусного». И «чего-то хрустящего». Не случайно в известном тесте «Определите вашу сексуальность» есть пункт: «Время от времени вам безумно хочется: а) хороший бифштекс, б) стакан воды, в) плитку шоколада, г) бокал шампанского, д) землянику со сливками, е) что-то хрустящее».
Попробуйте опросить знакомых и близких, провести исследование – что же они выберут-назовут? Почти уверена – большинство особ женского пола захочет что-то хрустящее, вопреки расхожему мнению о женской любви к шоколаду, сладкой выпечке или бананам, которые вроде бы спасают от депрессии.
Конечно, с настоящей депрессией надо идти за помощью к специалисту. Но вот с обыденной тоской недоступности деликатесов...
Хрустящая скорая помощь
Первый рецепт. Покупается замороженный для фритюра пакет картофеля фри (он недорогой, и нужен именно он, потому что там особый сорт картофеля). Берется любая порция, по степени голодности или количеству голодных. В любую посуду заливается подсолнечное масло, желательно рафинированное и не густое. Масла надо побольше – но, честно говоря, я его потом процеживаю и использую вторично. Оно не успевает стать настолько плохим, как бывает в недобросовестном общепите. Далее – в кипящее масло кидаются эти палочки картофеля. И – до готовности или золотистой корочки, как кому нравится. Далее – выкладывается на блюдо с двумя-тремя слоями бумажных полотенец (чтобы масло ушло). Посыпается солью и сухим укропом по вкусу. Порция и цена – не сравнить с предлагаемыми в заведениях фастфуда. Настроение подросткового праздника обеспечено.
Второй рецепт. Попробовала я это как-то в ресторане. Ходок я туда редкий, и пусть меня обсмеют завсегдатаи и знатоки меню этих мест – блюдо показалось мне даже изысканным. Не буду томить вас, читатель, – это хрустящий жареный лук, которым посыпают гарнир. Лук именно хрустящий! Рецепт нашла в интернете. Лук режется красивыми кольцами. Кладется в любую плотно закрывающуюся тару, удобнее всего – прозрачный пластиковый бокс, туда заранее насыпано немного муки. Добавляется соль. Закрывается крышка. Все это добросовестно встряхивается несколько раз. От соли лук выделяет сок, и мука обволакивает кольца. Далее все это кидается в сильно разогретое масло. Вытаскивать надо, когда увидите, что лук затвердел. И – на блюдо с двумя-тремя слоями бумажных полотенец. А дальше – украшаете жареным луком пюре, рис, любой гарнир.
Третий рецепт. Тоже позаимствован из ресторана. Во многих из них в меню есть овощные блюда с хрустящей корочкой. Чаще всего – баклажаны. Берете подсолнечное масло и, что весьма важно, кукурузный крахмал. Баклажан режется на полоски, можно снять кожуру. Обваливается в кукурузном крахмале. Вы уже догадались, что будет потом – в сильно разогретом масле полоски проплавают до появления корочки. При подаче на стол можно добавить другие приготовленные отдельно овощи. Это очень вкусно! И просто. И недолго.
Четвертый рецепт, напоследок. Нужны лишь куриные крылышки. Количество – желаемое, у меня на открытый поддон для запекания помещается шесть штук. Обсыпаются или слегка натираются любой смесью приправ для мяса, есть и специальные для курицы. Еще можно посыпать сухим укропом. На поддон (у меня алюминиевый) кладется фольга, на нее крылышки, далее ставится в разогретую не менее чем на 200 градусов духовку на 40–60 минут (если вдруг есть аэрогриль – можно и так) – и печь до готовности, до поджаристой воздушной корочки. Вынимаем – перекладываем на тарелки, и – летим, хрустя.
Конечно, эти рецепты не для здорового образа жизни. Они – маленькая вкусная скорая помощь в редких случаях.
Одна моя знакомая, выслушав рецепт, возмутилась: «Да что же там есть-то, в этих крылышках?» Так в том-то и дело, что хочется чаще всего НЕ еды! Еда, какая-никакая, есть у всех. А хочется что-то хрустящее, чтобы забыть о вкусовой депрессии и вернуть настроение радости и вкуса жизни.
И как тут не привести блестящий стих Рам Цзы из книги «Нет пути» (серия «Приколы просветления»):
... Богу безразлично,
Что ты ел на завтрак.
Он сотворил сою и колбасу
С одной и той же целью.
А вы, продвинутые,
Лопаетесь от гордости,
Уверенные, что ваша диета –
Кратчайший путь на небеса.
Умники.
Кто бы еще
Додумался до такого.
Глупцы едят отраву
В счастливом неведении.
Столь бестолковые
и бездуховные,
Что получают удовольствие
От мороженого, картофеля
фри и мяса.
Рам Цзы говорит…
Гораздо лучше умереть
одной смертью,
Чем каждый день умирать
Тысячью маленьких смертей.