Автор искренне и безоговорочно убежден, что он не графоман от науки, не циничный профанатор, а подвижник.
Иллюстрация создана с помощью GigaChat
Марк – Архитектор. На мой взгляд, с большой буквы. Я бы даже оставила от этого слова лишь первую часть, он Архи. У него огромные круглые очки, внимательный взгляд, а выражение лица такое, словно в любую минуту может проявиться ироническая улыбка. Высок настолько, что может достать посуду или книгу с самой верхней полки не напрягаясь. Живет на верхнем, девятом этаже. И вообще Марк для меня высок, он из тех, кого я называю иномирцами, потому как надмирен.
Портрет собеседника-агностика
В не слишком далеком прошлом он творил легкие (как бы!) и совершенно волшебные акварельные миниатюры: к выставочному стенду своих работ в Доме архитектора он добавил лупу на веревочке. В невероятно смешанной технике «что под руку попадется» он создал десятки мандал небольшого формата, чтобы... ну, допустим, «производить магические действия во имя поддержания знаний, полученных у мастеров в тибетском монастыре». Однажды его мандалы мне приснились: плоскость обернулась многомерием вселенных, между которыми я с восхищением летала, будучи сама небесным телом...
На восточный «собачий» год для встречи с друзьями он сочинил и распечатал 12 смешных мудрых стихотворных предсказаний, свернутых в трубочки. А еще нарисовал цветными маркерами 12 собак, словно сотканных из гравитационных линий, своим каркасом создающих, нет – оживляющих образы, одновременно земные и нездешние. Одну на выбор подарил мне, похоже, это мой оберег – висит над кроватью.
Для одного богатого заказчика со странностями он в Подмосковье спроектировал дом-пирамиду, в коей тот и обитает. Ее так и называют: великая домодедовская пирамида.
Когда Марк преподавал студентам в одном из новоявленных университетов, для него не было невозможных дисциплин, и администрация этим пользовалась, насколько он позволял. Помимо понятных: живописи, рисунка, архитектуры, макетирования, и относительно понятных: «Курс академической скульптуры и пластического моделирования», «Дизайн среды», «Искусство дизайна в науке и технике», «Проектирование в графике», он преподавал нечто, что даже звучит страшновато: «Основы метрологии стандартизации и сертификации»...
Ездил – и по работе, и так, путешествовал с удовольствием. По молодости работал в рекламно-художественном отделе комбината общественного питания. Это был Дом работников торговли. «Так я поехал на Кубу, участвовать в проектировании Дома дружбы – от них».
Отсутствие конкретной веры вовсе не атеизм для любящего разные конфессии: «Я – агностик». И – молился в синагоге, посещал мечети, в Москве увиделся с далай-ламой у Центрального дома литераторов, в Польше – с папой Римским. Шутит: «Я принадлежал к адаптивной религии моих предков – научному коммунизму». С Польшей вообще случилась мистическая история:
– Я гулял с группой приятелей, не помню где: усадьба, лес, парк. С другой стороны просеки мне вдруг машет рукой незнакомый человек. Я ему в ответ помахал. Мне говорят: «Псих скорее всего, обознался, пойдем». Я: «Пусть подойдет, убедится, что не те люди...» Он подошел и в растерянности спросил: «А вы в Польшу едете?» – «Не знаю, а что?» – «Вот, запишите телефон и позвоните по поводу поездки».
Я позвонил. Мне надо было взять деньги на дорогу и подойти в костел Святого Людовика. Был Всемирный день католической молодежи, и Польша открыла границы. И вот я – в ясногорском монастыре паулинов... в качестве паломника... Человек в фиолетовом одеянии выхватывает меня за шкирку из толпы паломников через охрану, и я оказываюсь одним из немногих у чудотворной Ченстоховской Матки Боски. По преданию, ее написал евангелист Лука.
– Ты что-то почувствовал?
– Некое измененное сознание, – улыбается...
– Мне кажется, все необычные, гениальные люди находятся в подобном состоянии в лучшем смысле этого слова...
– Лучшем ли... – сомневается он. – Так вот, покидал я со своим паспортом территорию Советского Союза, а вернулся... Советского Союза уже не было.
Заговорили как-то про азарт. Вспоминает:
– Услышал мнение ученого, что картежничество Пушкина – катализатор его работоспособности. Тогда была карточная игра штосс, там все зависит от чистой случайности, она не управляема обычной логикой, то есть состояние подвешенности к неопределенности есть стимул к постоянному творческому возбуждению.
– Каждый мужчина – случайно выживший мальчик! – добавляю я бродячую шутку.
– Любой живой – это случайно выживший... – парирует он.
Беседа с ним – особое удовольствие, поскольку любой вопрос, любую ситуацию – человека ли, частный случай или событие глобального масштаба он рассматривает с нестандартного ракурса.
Его необычность и неторопливая свобода бросаются в глаза. Кажется – он изначально невозмутим, потому что и о возмутимом он рассказывает со взглядом будто откуда-то сверху, словно ведает четвертым измерением. Его способность неподчинения глупым стандартам – феноменальна. Он вообще виртуоз мысли, в устном общении загибает столь сложные и красивые обороты, что я хватаюсь за ручку и пытаюсь записать. И там, где другого могут оскорбить, унизить, обидеть – от него отступают, как волна от берега или словно он одет в невидимую броню. Изысканно вежливый, он может огрызнуться – едко и умно. Заметила: люди с повышенным интеллектом не бывают «добренькими», скорее – щедрыми.
С ним-то и состоялся однажды желанный диалог.
Связь через пиявку
– Марк, есть у меня знакомый философ. Соединив экологию с философией в одно неделимое целое, он гордо именует себя экософом. Можно, я прочту один его текст?
– Конечно, Лера.
– Вот, нашла. Название статьи: «Экософия гирудотерапии как будущего интегративной медицины». Читаю: «... проще говоря, общение человека-с-человеком посредством пиявки есть такая особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой, или Культуры гармоничного будущего. Решая свои профессиональные проблемы, гирудотерапевты решают тем самым глобальные общечеловеческие проблемы выхода из экокатастрофичной ситуации и перехода во имя этого на качественно новый «виток исторической спирали».
– Мне просто интересно, что ты скажешь.
– Смешно!
– А серьезно? Что можно подумать о человеке, который это написал?
– Человек, с одной стороны, выстраивает некую модель – парадоксальную, в общем, понятно, парадокс должен привлечь внимание к проблеме, а вот дальше происходит…
– Что?
– Вот... «общение человека с природой» – бесспорно, а вот «культура гармоничного будущего» – не уверен... Это разные вещи. Есть некая подмена.
– Подмена чего чем?
– Общение человека с человеком посредством пиявки – невозможно.
– Почему? Разве лечение – не есть общение человека с человеком?..
– Дальше. Здесь «есть такая особая реальность»...
– Ты не забыл о пиявках?
– Отлично помню. Но мы сейчас рассматриваем гирудотерапию не с точки зрения пиявки, а с точки зрения человека, потому как пиявку, после того как она напьется крови, утилизируют, проще говоря, убивают.
– Да.
– Но это не является гармоничным общением с природой – так, на секундочку.
– Это является гармоничным лечением человека через...
– Через убийство.
– Ну да, получается так...
– Очень христианский текст.
– А он и не претендует...
– Вот смотри: «Решая свои профессиональные проблемы, гирудотерапевты решают тем самым глобальные общечеловеческие проблемы выхода из экокатастрофичной ситуации и перехода во имя этого на качественно новый «виток исторической спирали».
В чем этот виток? В дальнейшем уничтожении кого-то? В дальнейшем использовании каких-то животных? Новый виток рабовладельческого общества в качестве пиявок? То есть идет подмена: не общение человека с человеком посредством пиявки, а общение человека и пиявки.
– Но врач разве не...
– А он не человек, он инструмент в данном случае.
– И пиявка тоже инструмент?
– Конечно!
– А если так: «... общение человека-с-человеком посредством компьютера есть выход на новый…»
– Но общение человека-с-человеком посредством компьютера есть! Существует.
– Выходит, вместо пиявки можно вставить любое слово?
– Абсолютно любое: «... все что угодно есть особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой...»
«Эмоция идиотизма»
– А как ты определишь автора текста и текст?
– Текст? Он ни о чем.
– То есть он информативно нулевой?
– Абсолютно.
– Или он с минусом вообще?
– С минусом, потому что отбирает некоторое количество времени.
– Пустой – потому что ложный? Бессмысленный, бессознательный?
– Ни смысла, ни эмоций.
– У философов не бывает эмоций в текстах.
– Да, но что-то из контекста может использоваться в качестве парадоксального суждения, которое дальше готовит человека к разговору о каких-то парадоксальных пустых вещах.
– Он самопародиен?
– Да.
– «Система общения Человека с Природой...», то есть Человек (с большой буквы) – который здесь, то есть имеется в виду сам автор, а дальше природа и все что угодно, – его это уже не интересует, потому что это он общается со всей остальной природой, и именно поэтому это является культурой гармоничного будущего: вот я общаюсь со всеми – и мне хорошо! И у меня – гармоничное будущее, и общаюсь я с будущим гармонично только потому, что общаюсь со всеми посредством пиявки, то есть я тяну из всех энергию...
– Такой Дуремар получается?
– В общем, да.
– Забавно! Пиявка тут встала весьма красиво с точки зрения образности. Можно ее заменить на такое же смешное нечто? Сейчас текст является авторским, а мне хотелось бы сделать его выдуманным. Но здесь слово пиявка играет главную роль – и мне сказали, что заменить его невозможно...
– Речь о гирудотерапии, поэтому смысл этого текста – реклама гирудотерапии.
– То есть нельзя сделать аналог, адекватный этому тексту?
– Ну почему? Можно, например: «... общение человека-с-человеком посредством кровососущих есть такая особая реальность...»
– Посредством вампира?!
– Пожалуйста! Или клопа.
– Интересно, как будет звучать текст с вампиром?
– Пожалуйста! Вот так: «... общение человека-с-человеком посредством вампира есть такая особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой, или Культуры гармоничного будущего».
– А если вставить валенок?
– «... общение человека-с-человеком посредством валенка есть такая особая реальность...»
– Красиво получается! Какой интересный текст! Но все же он имеет какую-то ценность или нет?
– Он имеет ценность парадокса: некие слова, которые не имеют почти никакого смысла. Как слово «почти»: почти живой, почти умный – из этой серии, понимаешь? Почти философ написал это – кандидат, доцент, доктор, кто он там. Слова, слова, слова, которые не несут никакого смысла. В данном случае эта вещь по-своему эмоциональна: светлое будущее – как это замечательно, как здорово! Нет реальности – есть эмоции, нет фактов.
– Ты все же находишь этот текст эмоциональным?
– Да, эмоционально-идиотским. Эмоция идиотизма очень четко тут проявлена.
«Мы анализируем слова»
– Представляешь, если бы я сейчас записала наш разговор и послала его автору – инфаркт обеспечен человеку. Он ведь жизнь на это потратил.
– И это будет эмоциональная реакция. Пример бессмысленности эмоций в данном случае.
– Я, с одной стороны, жалею, потому что моя прошлая поездка с ним в Чебоксары на университетский форум была совершенно идиотской, но я надеюсь, что рано или поздно напишу рассказ про эту поездку и общение с этим товарищем, и тогда она перестанет быть для меня бессмысленной.
– Понимаю.
– Причем знаешь, что удивляет? Много лет назад он меня вдохновил: я общалась с ним, писала статьи с учетом его интересов, мне казалось, что он настоящий ученый. Он производил впечатление и внешне светлого человека, и вот по старой памяти я и попала, точнее пропала на этом форуме с ним... А возраст уже другой и мозги другие. И я вижу теперь за внешним благообразием и солидным обликом всю эту вторичность и ложную пафосность, эту пустоту. Но он – человек, который свято верит в самого себя и в свое дело.
– Именно, свято верит: я вот сам себе гений, я этим занимаюсь – ничего другого нет.
– Без обратной связи?
– Конечно.
– И текст его – без обратной связи?
– Абсолютно.
– Хотя тут и пиявка, и гармоничное будущее...
– Да, но обратной связи нет. Обратная связь – с чем? С будущим, которого не будет? С пиявкой, у которой нет будущего? Какая «культура гармонического будущего»?
– Ну, с пиявкой. Разве это не позитивно? Пиявки всем подарили здоровье, болезней нет. Все теперь живут в мире гармоничного будущего...
– Нет...
– Да! И пиявки сыты...
– Но мертвы. Сытая смерть пиявок вознаменует события гармоничного будущего...
– Мы сейчас договоримся...
– Ну почему, мы очень четко делаем выводы из тех слов, которые здесь написаны. Мы анализируем слова, мы их четко расшифровываем.
– Человек душу и жизнь на это кладет.
– Пусть кладет.
– Пишет бесконечные тексты об экофильном и экофобном настоящем и гармоничном будущем.
– Вопрос: что он понимает под?
– Надо стремиться к светлому будущему.
– Как?
– Гармонизировать себя – путем отрицания себя. По его утверждению, за счет этого происходит рост.
– Если я отрицаю себя, то некого гармонизировать. Значит, я отрицаю и свой рост...
Зарабатывание кармы
– Марк, а нужны ли миру такие чудаки, которые непонятно чем занимаются? Которые уверены, что занимаются делом? Спасают мир! Автор искренне и безоговорочно убежден, что он не графоман от науки, не циничный профанатор, а подвижник. Он искренне верит в то, что пишет, верит, что хочет спасти мир и человечество, такой Брюс Уильямс.
– Точнее, Иисус Христос.
– Но он реально думает, что его идеи помогут человечеству спастись.
– Понятно, он – сын бога и несет из себя слово – евангелие называется. Все просто: такая же секта. Человек хочет создать секту.
– Ой, как он меня зазывал туда!
– Естественно, он же и мессия, и миссионер.
– Он очень хотел меня в качестве писателя поставить под свои знамена, использовать под свои нужды...
– Создание гармоничного будущего – разве не оправдывает? А какова конкретика этого будущего?
– Он сердится, когда его спрашивают: «Все очень здорово звучит. А скажите, что же реально каждый человек может сделать для вашего лучшего из миров?» – обижается, даже злится. Говорит: «Я – генератор идей, даю миру идеи, а воплощать их и думать, как именно воплощать, должны практики».
– Потому что у него это отсутствует, способность воплощать что-либо.
– Подожди, человек жизнь кладет на это, не спит, не ест, пишет с утра до ночи, выдает километрами эти тексты – ты не представляешь, какое их количество!
– Все лучше, чем водку пить.
– То есть он графоман от науки абсолютный?
– Конечно.
– И как таких людей воспринимать? Как потерянные души? Люди занимаются не тем? Ошиблись призванием? Но – много томов, порою награды, звания... Ведь его печатают в большом количестве: институт, издательства.
– Это зарабатывание определенной кармы, вот и все.
– Но если человек идет по ложному пути и не видит, что он делает бессмысленные вещи – разве это не беда, не трагедия?
– Да, это трагедия.
– И он ведь не поверит тому, кто попытается показать-доказать ему это, обзовет завистником... Явно не нашлось такого. Вероятно, родственники даже говорили ему: «Пиши, думай – ты классный, ты особенный: издавай книги на хорошей бумаге, выступай...» Когда человек не слышит критики – это отсутствие обратной связи?
– Конечно.
– Люди без обратной связи могут быть счастливыми?
– Да, верующие.
– А неверующие?
– Они счастливы, абсолютно счастливы, потому что они главные в мире, они не видят других: кроме них нет никого.
– Тем не менее одна моя подруга живет без обратной связи и страдает от множества самых разных вещей.
– Она счастлива.
– Страдая?
– Конечно. Она позиционирует себя как человека, который переносит такие страдания. Она исключительна. Она составляет секту из одного-единственного человека – из себя самой. Поэтому она такая же верующая – она верует в свои страдания.
И мы поговорим…
Болезнь постепенно лишает моего друга зрения. И – любимого чтения. Остается лишь аудио. Он устал – от бесконечных закапываний в глаза, операции после воспаления век. Он слишком независим, чтобы разрешить кому-то помочь ему по дому, кого-то о чем-то попросить. Услышав подобные предложения – вежливейшим образом благодарит, но отказывается. Экзюпери придумал Маленького Принца. Марк похож на большого принца, у которого своя звезда-планета: с его мандалами, миниатюрами и марсианками, вмещающими вселенную. Человек с абсолютным слухом и вкусом – ко всему: к жизни, к людям, к себе и к «вокруг». При этом он совсем не сентиментален. Скорее категоричен.
Но я знаю: когда бы я ни позвонила – а я, к сожалению, делаю это реже, чем хотелось бы, – услышу искреннее, произнесенное мягким голосом, не знающим суеты:
– Привет! Очень рад слышать.
И мы поговорим.
О том, что на связь двух людей не влияют расстояния, если люди обладают сходной энергией – да, словно на квантовом уровне это происходит. О том, что слово «энергетика» замучено; «Лера, мне понравилось твое определение в виде «разницы температур» – теплый воздух поднимается к потолку». Это он вот о чем: моя близкая подруга рассталась со мной, сославшись на обиду из-за моей занятости и неспособности, как иногда прежде, вести по телефону многочасовые беседы «за жизнь». Она определила эту «разницу температур» как мою высокомерность. И Марк утешит: «Ярлычки навешиваются, чтобы сделать хоть немного понятным непонятное...»
И еще поговорим о том, что чудо в жизни встречается всем, но не каждый способен его увидеть...

