0
2028
Газета Содружество Интернет-версия

20.11.2001 00:00:00

Гражданство России должно защищать и человека, и государство

Тэги: кутафин, гражданство, право


-Олег Емельянович, можете ли вы - по возможности объективно - определить плюсы и минусы вашего законопроекта? Кто выиграет, а кто проиграет после его принятия?

- Видите ли, смысл этого закона не в том, чтобы расставлять плюсы или минусы, а в том, чтобы упорядочить один из важнейших государственных институтов - гражданство, без этого института нет и самого государства. Вот почему в любой стране к своему гражданству относятся очень серьезно - от правильного решения этого вопроса (а точнее, целого комплекса вопросов) зависит очень многое: это и положение человека в обществе, и его материальное обеспечение, и его моральное самочувствие, и его защита со стороны государства, да и сам имидж государства тоже. У нас не только власть, но и население относится к этим вопросам излишне легко - может быть, потому, что мы в свое время, широко раскрыв объятия всем бывшим гражданам СССР (и не только им), мало были озабочены защитой собственных граждан и собственных интересов, а потому и не сумели воспитать гордость за российское гражданство.

- Страсти кипят, причем по поводу "запланированного" ущемления прав наших соотечественников...

- Смыл нашего законопроекта состоит не в том, чтобы кого-то ущемить, а кому-то дать незаслуженные дополнительные блага, а в том, чтобы наконец навести порядок в стране. Наши оппоненты постоянно говорят о том, что развал Союза привел к разделению народа, и эту ситуацию в какой-то степени учитывал действующий сегодня закон о гражданстве. Парадоксально, что он в силу многих причин оказался самым либеральным законом не только на всем постсоветском пространстве, но и во всем мире. Однако нельзя этой ситуации придавать статус вечности и механически считать гражданами России всех бывших граждан СССР. Ведь после распада Союза прошло 10 лет - и все, кто хотел воспользоваться какими-либо льготами и преимуществами, должны были давно ими воспользоваться. Жизнь такая штука, что ситуация и в России, и в мире постоянно меняется, а после 11 сентября в мире стремительно произошли кардинальные изменения. Но ведь законы в любой стране потому и принимаются, чтобы с учетом изменившейся ситуации все-таки способствовать стабильности общества и самого государства. И если мы решили создать Российскую Федерацию как демократическое правовое государство (что отнюдь не предполагает "безбрежные" права без обязанностей для всех и каждого), то почему бы не стабилизировать наконец положение внутри страны? Между прочим, когда хотят показать, как у нас в России все плохо, ссылаются на Америку и на Западную Европу, а вот как раз в этих вопросах-законах о гражданстве или миграции (которые в Европе и США довольно строги) мы должны почему-то опять идти впереди планеты всей , в ущерб порядку в собственном доме┘ Поэтому большевистский лозунг некоторых наших депутатов - давайте опять всех граждан бывшего Союза принимать в российское гражданство! - это полный абсурд, так мы никогда не стабилизируем обстановку. И я не понимаю: чего люди боятся? Что, приехав в Россию, они не получат гражданство? Это тоже абсурд: нормальным людям, не замешанным в криминале и преступлениях, не представляющим опасности для российского государства, никто не будет чинить никаких препятствий в получении российского гражданства. Даже если бы мы поставили перед собой такую странную цель, то нам решительно возразили бы наши западные партнеры: мы консультировались с такими "церберами демократии" из Европы, что каждый абзац, каждая статья вычитывалась по нескольку раз, чтобы, не дай Бог, нигде не нарушались права человека.

- Исключает ли новый закон двойное гражданство?

- Нет. Мы следуем конституционной норме, позволяющей россиянам одновременно иметь и иное гражданство, рассматривая их исключительно как своих граждан-при отсутствии международных договоров о двойном гражданстве. Если же есть такой договор, то речь должна идти не только о правах и благах, как многие у нас думают, но и о конкретных обязанностях перед двумя странами. Тут есть один важный момент: как раз наши партнеры из Западной Европы по поводу двойного гражданства высказались в том смысле, что мы сами себя не уважаем. Почему-то для того, чтобы получить гражданство Украины, надо отказаться от другого гражданства , а для того, чтобы получить гражданство России, этого делать не нужно. Значит, Украина себя уважает, а Россия - нет? Поэтому в законопроекте есть положение , обязывающее иностранцев отказаться от своего гражданства, прежде чем ходатайствовать о российском.

- Главные контраргументы против вашего законопроекта сводятся к тому, что в нем наши соотечественники в ближнем зарубежье "приравниваются", например, к выходцам из Африки и любой другой точки мира...

- Вообще неясно, о каких "соотечественниках" многие говорят. Скажите: если русский, живущий в Казахстане, это наш соотечественник, то почему им не может быть татарин, живущий в том же Казахстане? Для меня совершенно ясно, что азербайджанцы, например, - это не наши соотечественники, поскольку у них есть свое отечество, а вот представителей титульных народов России, проживающих в ближнем зарубежье, мы, наверное, тоже можем причислить к своим соотечественникам. Но, строго говоря, "соотечественник" в понимании многих специалистов - это прежде всего гражданин России: в ближнем зарубежье проживают более миллиона российских граждан, их число продолжает возрастать, и первейшая задача и конституционная обязанность руководителей государства -заботиться об этой категории граждан.

Что меня смущает в этой постоянной и затянувшейся путанице понятий? У нас в стране масса проблем,и одна из главных сегодня - миграция, в том числе и нелегальная, а также нерешенные проблемы внутренней миграции. В течение ряда лет у нас отсутствуют и миграционная политика, а ряд проблем связан и с работой силовых структур. Но меня страшно удивляет, когда все эти вопросы, все проблемы страны (включая и ликвидацию бывшего Миннаца) смешиваются в одну кучу, причем они искусственно "группируются" вокруг института гражданства. Но ведь все из перечисленных проблем имеют очень косвенное отношение к гражданству ! 10 миллионов мигрантов - это не вопрос гражданства, это вопрос четкой миграционной политики, которой у нас нет. Это ведь даже не наши потенциальные "клиенты": это люди, которые по совершенно разным причинам - в силу прозрачности наших границ, поиска работы, собственных криминальных наклонностей - оказались в Российской Федерации. Неужели нам их нужно всех скопом одаривать российским гражданством?

- Видимо, главная проблема в том, что права иностранных граждан, временно находящихся на территории России, не обеспечиваются в должной мере нашим внутренним законодательством - вот поэтому все надежды люди невольно возлагают на новый (или старый) закон о гражданстве┘ Поэтому и такая цель - во что бы то ни стало быть гражданином России - рассматривается людьми как единственная правовая форма защиты, а точнее, самозащиты, если учесть все реалии нашей российской жизни.

- Я согласен с вами - многие наши проблемы корнями уходят в правовой вакуум, который все-таки сегодня постепенно заполняется: надеюсь, во втором чтении Госдумой будет принят Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который, как мы думаем, станет логическим продолжением нашего закона о гражданстве, что снимет многие проблемы.

- Сегодня один из самых острых вопросов - вопрос о работе наших дипломатических представительств в странах СНГ: складывается странное впечатление, что сама Россия "благодаря" своим чиновникам на протяжении ряда лет препятствует в получении российского гражданства людям, проживающим в Молдавии, Приднестровье, на Украине или в Казахстане. Есть жалобы на наших послов и консулов, неподобающим образом обращающихся с нашими соотечественниками и гражданами России в ближнем зарубежье. Люди стоят в очереди за российским гражданством, словно это какой-нибудь советский дефицит вроде банки горошка, занимая очередь с 6 утра...

- Проблем здесь несколько: первая - собственная неорганизованность и отсутствие средств. Вторая - реальную возможность нам развернуться в соответствии с потребностями наших потенциальных граждан нередко блокируют (под любыми предлогами) наши партнеры по Содружеству. С большими боями,например, открывали мы представительства в Казахстане и в Крыму. Да, мы располагаем правом анализировать деятельность диппредставительств и давать рекомендации исполнительным структурам по поводу упорядочения всех вопросов, связанных с гражданством. Мы выезжаем в регионы России и в страны СНГ, оперативно рассматриваем сложные вопросы на комиссии, помогая людям, приехавшим в Россию из СНГ и оказавшимся в экстремальной ситуации, постоянно представляем свой анализ ситуации верховной власти. Сасми чиновники,естественно, в консульствах и представительствах не в силах решить свои организационные проблемы, которые невольно превращаются в политические... Но вот совсем другой вопрос - неподобающее отношение к гражданам России в странах СНГ: мы к таким фактам всегда относимся принципиально - и добились в ряде случаев замены консульских работников , в том числе и руководящих, поскольку подобные господа компрометируют политику России и ее президента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
427
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
510
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
589
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
572

Другие новости