0
1399
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.10.1999 00:00:00

Своя игра

Тэги: Романцев, игра, футбол


Олег Романцев.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

КАК ДОЛГО мы ее ищем эту несчастную национальную идею. Ищем и не находим. Придумываем всяческие идеологические акции, врываемся в дебри политических баталий и делаем вид, что получаем от этого огромное удовольствие. А между тем в нормальном цивилизованном мире идею давным-давно отыскали. Мы просто очень мало знаем о том, что такое футбол в Европе и в мире. А по большому счету, мы не знаем даже и что такое футбол у нас.

В Италии и Франции, Германии и Испании за исход футбольных состязаний болеют миллионы людей и вовсе не потому, что там у них нет таких проблем, как в России. И политики, и западные бизнесмены поняли, что вокруг спорта вообще и футбола в частности можно сосредоточить огромное количество людей, которые будут вкладывать в него деньги, и эти деньги будут сыпаться в копилку твоей страны. В России вот уже несколько лет пылится в стенах Государственной Думы закон о футболе. Почти нет нормальных стадионов (его нет даже у лучшей команды страны - "Спартака"). Да и что там говорить, нет политики в отношении спорта, который является одним из факторов человеческого развития и совершенствования. Может быть, теперь, когда наша сборная по футболу показала в этом сезоне язык скептикам и недоброжелателям великолепными победами на Стад де Франс и в "Лужниках", что-то изменится к лучшему. А пока патриотическим воспитанием россиян занимаются считанные единицы, и среди них - главный тренер российской сборной по футболу красноярский сибиряк Олег Романцев 45 лет от роду.

Фортуна - вещь неуловимая и переменчивая - когда хочет приходит, когда хочет уходит. Но это только в тех случаях, когда ты не пытаешься поймать ее за хвост и привязать к себе так, чтобы ей, злодейке, уже не приходило больше в голову менять своего хозяина. Олег Романцев сделал все возможное, чтобы произошло именно так, и никак иначе. Деньги, слава, тусовки с политиками и банкирами и даже, увы, тихие вечера в семейном кругу не являются сколь-нибудь значительной частью его жизни. Жизнь Романцева - это футбол, футбол и еще раз футбол.

Но и это не те слова и далеко не что-то вроде: "всю свою жизнь он посвятил любимому делу" - это прозвучало бы слишком банально. В его конкретном, романцевском смысле этого слова - футбол превратился в своего рода культ, которому он служит уже несколько десятков лет.

Ему удалось поймать свою игру в широком смысле этого слова, и пути назад (вправо, влево) нет теперь ни у него, ни у его подопечных. Российская сборная по футболу со вторым приходом туда Олега Романцева не то что преобразилась, восстала из пепла или что-то в этом духе, команда просто почувствовала вкус хорошей, профессиональной, добротной, партнерской игры. Она ощутила запах побед, пусть всего нескольких, и он так впитался вместе с потом в футболки и гетры игроков, что даже российские легионеры, которые успели уже попривыкнуть к новым условиям тренировок, комфортным гостиницам и хорошим деньгам, приезжают теперь на сборы в Москву с удовольствием.

Сборная Романцева стала заложницей его идефикса - стать не просто выигрывающей командой, но лучшей из побеждающих. Шесть побед подряд, одержанные подопечными Романцева, - не просто удача, это шаг в будущее нового русского, российского футбола. И еще один глубоко важный момент. Так сложились обстоятельства, что мы, болельщики, снова стали ходить на стадионы, хотя и продолжаем роптать: "Вот, мол, все равно наши играть не умеют. Нет нормальных форвардов, способных что есть силы лупить в "десятку", да и защитники - ни то ни се". Все это так или почти так. Но появилась надежда на лучшее, на то, что сегодняшний российский футбол - это уже кое-что.

Фанатичность, с которой философствующий тренер московского "Спартака" и сборной пестует команду, какая-то даже неспортивная. Для спорта характерны азарт, воля к победе, желание добиться конкретного результата, ну что же еще? У Романцева - футбол - это не только профессия, это образ жизни, судьба, и, пожалуй, единственное, в чем он раскрывается до конца.

И в то же время его никак не назовешь зацикленным на футболе. Планы предстоящих матчей, схемы расстановки игроков, "пасьянсы" из полузащитников и нападающих, раскладываемые им перед каждой тренировкой во время ночных бдений в Тарасовке, каким-то невероятным образом сочетаются с любовью к книгам - Романцев читает помногу, взахлеб и разное, и это единственное (после футбола, конечно), на что ему никогда не жаль времени.

Романцев - человек сложный, эмоциональный, подверженный, как и всякий фанатик, сменам настроения. О таких говорят - человек с оголенной аурой, человек, отдающий свою энергию и часто не принимающий ничего взамен. Отсюда - сентиментальность, неровность в отношениях с людьми, излишние переживания, самоедство, утрированное представление о морали и нравственности. И как результат - стремление к идеалу идеалов. В случае с Романцевым - желание вывести свою команду на высоту, до которой не поднималось еще ни одно поколение русских футболистов. Возможно ли это?

* * *

Когда игроки приезжают на сборы в Тарасовку, первым делом смотрят на балконную дверь на третьем этаже, где находится его комната: "Здесь?" - спрашивают они у охраны. "Уже здесь", - отвечают те.

- Как он сегодня?

- Да так себе, не очень...

А это значит, что данный тренировочный день пройдет не совсем обычно. Не то, чтобы на нервах, или напряженно - просто не так, как вчера. А "не очень" означает, что мы проиграли, или раскисли, или и то и другое вместе взятое, что, конечно, непростительно для команды, мечтающей о достойном выступлении в Лиге чемпионов и о выходе в финальную часть Евро-2000. "Я - Козерог. А это значит, что я решительно иду к своей цели и стараюсь добиваться того, чего хочу". Это его слова.

Бог его знает, когда он шутит, когда говорит всерьез?

- Ваша несбывшаяся мечта?

- Хочу все выиграть. Все, что можно.

- Но это касается только футбола, а по жизни?

- А по жизни все в порядке.

- Не бывает такого.

- О дочке мечтал, но жена отказалась. Я ее уговаривал лет десять. Но когда появилась внучка, можно сказать, что моя мечта сбылась...

- А самое большое разочарование?

- Их было много - предательство людей, в которых верил, проигрыши на Олимпиаде, на чемпионате Европы в Англии, в которых не имели права мы проигрывать. Но какого-то одного разочарования, на всю жизнь, у меня не было.

* * *

У Романцева особое отношение к семье. Может быть, потому, что самому приходится редко находиться со своими близкими. Однажды, закрутившись на сборах, он забыл поздравить сына с днем рождения. Ненормальная ситуация. Он обладает великолепной памятью, но в то же время не помнит номера телефонов, каких-то просьб или, например, откуда у него появилась та или иная вещь. Вернее, не совсем так - он помнит все, что считает нужным в определенный момент, избавляя свою память от незначительной, на его взгляд, информации. Хорошо ли это? Для него - да. Для окружающих - вряд ли.

Но "душкой" Романцева никак не назовешь. Он бывает груб и иногда не очень тактичен по отношению к собеседнику. Особенно достается журналистам - Романцев не переносит "тупых" вопросов. Ну например: "Олег Иванович, а что это вы Кечинова сегодня не поставили?" Так и хочется ему, наверное, ответить... Но это нечитабельно. А лучше, если бы и вовсе никаких вопросов не было. "В футболе по большому счету, - говорит он, - не разбирается никто, за исключением одного человека". "Вы имеете в виду себя?" - спрашиваю. "Нет, Господа Бога..."

В церковь Романцев не ходит, но в Бога верит. Верит, как и очень многие люди из футбольного мира, в приметы. А их у спартаковцев и игроков сборной много. Главную знают истинные болельщики и друзья - перед игрой нельзя ничего дарить ни тренеру, ни игрокам, ни даже техническому персоналу. Могут и послать, а после игры извиниться и забрать причитающийся им сувенир с улыбкой. Эту черту пересекать нельзя. А еще накануне игры нельзя выпивать. Что бы там ни было - день рождение, именины жены, рождение ребенка, пятница. Пресс-атташе сборной Александр Львов рассказал мне, что однажды (когда еще не задумывался об этих тонкостях) выпил пару бокалов пива накануне игры, и... мы проиграли. Но это, конечно, совпадение. А они верят.

Боязнь поражения и ликование от трудной победы присущи, безусловно, каждому, кто имеет прямое отношение к его команде. Но у Романцева и страх этот и радость - особенные. После триумфальной победы российской сборной в Париже 5 июня этого года, в стольких сердцах наших соотечественников поселилась уверенность в том, что мы и в этой игре еще на что-то способны, что отступать уже некуда.

А сложности в игре есть, и они хорошо известны главному тренеру сборной. Как удержать ребят на плаву, как не дать им расслабиться под гнетом сверхдорогих автомобилей, красивых поклонниц и ажиотажа, раздуваемого СМИ после удачно сыгранных матчей? Как воспитать новое поколение футболистов, вписать их в игру? Каким образом грамотно осуществить смену поколений и обеспечить преемственность в "Спартаке", на базе которого сформировалась сборная России?

Романцев - отличный психолог. Наверное, из него получился бы неплохой педагог. Но и этого мало. Нужен свой стадион и очень-очень много денег, которые будут брошены в том числе и на развитие юных дарований.

Та линия, за которую пытается вырваться сегодня российская сборная по футболу, кажется такой толстой и непроходимой, что захватывает дух. Разве только от одного Романцева зависит успех команды на выходе в Евро-2000? Мы-то знаем, что нет. А у него на этот счет свое мнение. Может быть, поэтому вместо положенных выходных он забирается в свою комнату в Тарасовке на 3-м этаже и... что-то там колдует над конспектами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
405
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1747
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2115
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1739

Другие новости