0
1374
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.09.2003 00:00:00

Самиздат девичьих альбомов

Тэги: самиздат, ссср, поэзия


самиздат, ссср, поэзия Своей популярностью Эдуард Асадов обязан читательницам – их гораздо больше, чем читателей.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В СССР было два самиздата. Один - воспетый, охаянный и всем известный. "Хроника текущих событий", Буковский, Сахаров и Солженицын, Леонид Бородин и Абрам Терц - вплоть до Валерии Ильиничны Новодворской. И другой самиздат - настоящий самиздат, народный самиздат. Бескорыстный, идущий не от ума, а исключительно от сердца. Самиздат девичьих альбомов. Стихи советских поэтов, Есенин, и как апофеоз, как несомненный лидер всего народного самиздата - Эдуард Асадов.

За распространение "Архипелага ГУЛаг" люди шли на этот самый "архипелаг", потом - в святые, в небытие или за границу. За распространение Асадова - можно было лишь получить "поцелуй украдкой".

Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении, в армянской семье. Дедушка его два года был секретарем Николая Чернышевского. Так что "комсомольский поэт" Асадов и впрямь в каком-то смысле - внук Рахметова. Писать начал с восьми лет. После школы раздумывал, куда поступать - в Литературный или в Театральный. Да только выпускной был 14 июня, а 22-го - сами знаете что. "Комсомольцы - на фронт!"

Всю войну Асадов провоевал в подразделениях гвардейских минометов (те самые "катюши"). В 44-м - тяжелое ранение и потеря зрения. В 46-м - Литературный институт. Потом - многочисленные сборники, литературные друзья и недруги, всенародная известность. Со стороны народной - абсолютная любовь и поклонение, со стороны "высоколобых" ценителей - холодное отчуждение и снисходительность.

Поэт для девочек. Неисправимый романтик. Певец "комсомольской любви", первых поцелуев и тихих радостей и печалей.

Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната в восемь метров -
чем не семейный дом?!
Готовясь порой к зачетам,
Над книгою или блокнотом
Нередко до поздней ночи
сидели они вдвоем┘

Все это аккуратно, с высунутым от усердия языком переписывалось из альбома в альбом, из тетрадки в тетрадку. Хранилось, береглось и служило утешением.

Девочки и девушки жили своей жизнью, а не жизнью страны. Их не очень пугал КГБ, они не слишком переживали из-за отсутствия свободы слова, печати и демонстраций. Танки идут по Праге? Израиль опять уничтожает "лагеря мирных беженцев"? "Ограниченный контингент" советских войск топчет землю какого-то там Афганистана? Наверное, это все важно, может быть, даже страшно, но сегодня - такой теплый летний вечер. Вчера ОН так многозначительно посмотрел. Лучше зарыться в подушку и грезить, листая тетрадку с Асадовым...

Диссиденты и их оппоненты - у них все всерьез. Они думают о доблести, о подвигах, о славе. О судьбах отечества, о правах и свободах, о государственной безопасности. Короче, ничего личного.

А людям, обычным людям, как раз более всего и хочется того самого личного. В школе - линейки, в институте - собрания, на службе - колхоз и овощная база. А хочется-то счастья. Хочется вешних вод, первой любви и алых парусов, хочется бежать по волнам, как у Ивана Тургенева и Александра Грина. По телевизору - Брежнев, в кино - "Корпус генерала Шубникова". Что делать? Читать. Читать "Вешние воды", читать "Бегущую по волнам", а из стихов - Есенина и Асадова.

Да, именно так. Есенина и Асадова. И это народный выбор. Что находит отклик в девичьих душах, то и лежит под подушкой, то и читают. Девушки не делят писателей на классиков и неклассиков, им все равно, кто первый русский поэт, а кто десятый, - им лишь бы нравилось. Так что Асадова приравняли к Есенину не критики литературные, а читательницы. А что до того, что именно читательницы, так читательниц всегда было на голову больше, чем читателей.

Асадов и сейчас тревожит женские сердца. Зайдите в интернет. На сайт какой-нибудь Маши К. Где сердечки, фотографии и рубрика "мои стихи". Почти наверняка будет там и Эдуард Асадов. Техника изменилась, а девушкам хочется все того же, чего и раньше. Что им до выборов, до Ельцина с Путиным? Сегодня ведь такой вечер, а вчера ОН посмотрел так многозначительно...

В русской литературе, в русской жизни всегда ждут от писателей борьбы и страданий. Писатель должен быть Солженицыным. Призывы к непротивлению вызывают в лучшем случае недоумение. Как так - частная жизнь? Общее выше личного! Поэт - трибун. Писатель - пророк. Какие там еще могут быть лирические вздохи про студентов?

Но ведь у нас был не только Солженицын или памфлетист Достоевский. У нас был и Толстой - тоже пророк, но призывавший к отказу от борьбы. А среди лириков был и Семен Надсон - Асадов своего времени.

А что касается Эдуарда Аркадьевича, то не так давно он выпустил, например, книгу мемуаров - живую и интересную. Не каждому его стихи по душе? Так не у каждого и есть она, душа-то.

А Асадова читать будут. И переписывать в альбомы - будут. И закладочку в интернете держать. Потому что самый надежный и самый лучший самиздат - народный. Самиздат девичьих альбомов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
993
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1184
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
935
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1127

Другие новости