0
2907
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.08.2005 00:00:00

Меч Голиафа в руках Давида

Станислав Минин

Об авторе: Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист.

Тэги: Arka Noego, Ноев ковчег, ансамбль, диск


Весной текущего года на прилавках польских музыкальных магазинов появился пятый по счету альбом популярного детского ансамбля "Arka Noego" ("Ноев ковчег"), исполняющего как традиционные, так и авторские религиозные песни. Пять лет назад эта группа произвела на польском рынке популярной музыки фурор: компакт-диски "Ноева ковчега" продавались лучше, чем записи самого Папы Иоанна Павла II. За несколько месяцев ансамбль превратился в поп-феномен. Ансамбль давал концерты, во время которых собирались пожертвования для католической миссии в Африке, а также на строительство приютов для больных детей.

Художественный руководитель "Ноева ковчега" Роберт Фридрих по прозвищу Литца - один из наиболее ярких польских рок-музыкантов последних десятилетий. Долгое время он был участником и идейным вдохновителем культовой польской группы "Acid Drinkers", известной не только оригинальными музыкальными идеями, но и тягой к скоморошеству, ненормативной лексике, попойкам и дебошам. Сам Фридрих впервые попал в вытрезвитель в 15 лет. Сейчас ему 37, у него семеро детей, он не пьет, ходит в храм, пишет и исполняет христианские песни.

В 1994 году Роберт Фридрих перенес две сложнейшие операции на сердце. Находясь на грани жизни и смерти, он пересмотрел свое отношение к Богу и христианству. Пережив обращение, Фридрих начал регулярно посещать церковь, но при этом продолжал музыкальную деятельность и в том же 1994 году вместе с "Acid Drinkers" выпустил бескомпромиссный, агрессивный альбом "Infernal Connection" ("Адская связь").

Интересно, что лейтмотивом большинства текстов на диске, по словам самих музыкантов, стало противопоставление зла истинного - насилия, наркомании и наркоторговли - злу мнимому, а именно "сатанизму" тяжелого рока. Роберт Фридрих в интервью одной из газет говорил, что перевернутые кресты, черепа, кости, распространенные среди металлистов, а также упоминание князя тьмы в текстах песен - зачастую не более чем эпатаж, лишенный какого бы то ни было религиозного значения.

На буклете диска "Infernal Connection" изображен крест св. Бенедикта Нурсийского, символизирующий триумф Христа над сатаной и смертью. Тем самым Фридрих попытался совместить, казалось бы, несовместимое: тяжелый рок и христианство.

Обращение рок-гитариста в 1994 году не было обращением атеиста, но скорее переходом к активной жизни в церкви, новым осмыслением католических ценностей. Еще в начале 1990-х бурная рок-н-ролльная жизнь не мешала Фридриху называть себя католиком и даже создавать христианские рок-группы. Проект "Creation of Death", сочетавший агрессивную эстетику тяжелого металла с христианскими текстами (группа, например, исполняла 69-й псалом), потерпел коммерческое фиаско, причиной которого, по мнению Фридриха, стала именно религиозная ангажированность ансамбля.

Следует сказать, что в Польше практически все попытки христианизации современной музыки, будь то рок или авторская песня, начиная с конца 1960-х и заканчивая серединой 1990-х годов, были некоммерческими. Это относится и к написанной в 1968 году рок-опере "Господь - мой друг" композитора Катажины Гертнер, исполненной популярной группой "Красно-черные", и к авторским песням Зофьи Ясноты, и к возникшему в польской поп-музыке в начале 1990-х годов направлению "катополо". Фактически одним из первых окупаемых христианских рок-проектов в Польше стал ансамбль "2 TM 2,3", в числе основателей которого все тот же Роберт Фридрих.

Название группы "2 TM 2,3" - не что иное, как отсылка к 3-му стиху 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею (упрощенно ансамбль так и называют - "Тимофей"). В нем, в частности, говорится следующее: "Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа".

Музыкантов группы объединяет принадлежность к так называемому харизматическому движению в современном католицизме. Его основой является представление о харизмах - особых дарах Св. Духа, в числе которых дар целительства и дар "говорения на языках". Музыканты "2 ТМ 2,3" в своих многочисленных интервью постоянно подчеркивают, что они занимаются прежде всего проповедью христианства.

Католическая Церковь долгое время скептически относилась к рок-музыке. Ведь эстетика рока во многом противоречит христианским представлениям о духовности, а этика рок-музыкантов (знаменитый лозунг "секс, наркотики, рок-н-ролл") и вовсе не имеет ничего общего с христианской моралью. На тяжелый металл представители всех христианских конфессий уже давно навесили ярлык "сатанизма" и "бесовщины". Еще совсем недавно тяжелый рок для католиков был составной частью западной "культуры смерти", о которой неоднократно говорил Иоанн Павел II.

Тем не менее на "протестантском Западе" попытки скрестить христианство и рок-музыку давно перестали восприниматься как нечто новое, однако для консервативной католической Польши такое явление представляется достаточно необычным и даже парадоксальным. В связи с этим вдвойне интересным может показаться тот факт, что Католическая Церковь в Польше при общем негативном отношении к рок-культуре постепенно начинает относиться к рок-музыке как к возможному средству проповеди среди неформальной молодежи.

В стране появляются специализированные звукозаписывающие студии, рок и регги звучат на волнах достаточно консервативного "Радио Мария". Католики проводят собственные рок-фестивали, один из которых даже получил библейское название "Песнь песней". Исполнители группы "Тимофей" считают, что компромисс с Церковью не ограничивает творческой свободы музыкантов. Напротив, именно такой союз может стать выражением настоящей свободы и действительного протеста в условиях западной неоязыческой цивилизации.

В одном из последних интервью Роберт Фридрих отметил, что, пытаясь донести до молодежи библейские истины, он вынужден пользоваться понятным ей языком, и этим языком является рок-музыка. Тяжелый рок в исполнении музыкантов-католиков - это своего рода меч Голиафа в руках царя Давида, могучее разрушительное оружие, использованное, однако, в благих целях. Польские "рок-католики" считают, что танец царя Давида перед ковчегом, описанный в Библии, - это своего рода сакральная параллель тому рок-исступлению на концерте, когда музыкант рвет струны на гитаре.

В результате Католическая Церковь в Польше благословила музыкантов, избравших тяжелый рок в качестве формы христианской проповеди. Оправдают ли "новые Давиды" возложенные на них надежды - покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2096
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1305
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1615
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1006

Другие новости