0
1005
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.07.2007 00:00:00

ЧП районного масштаба

Тэги: кино, фестиваль, ммкф


кино, фестиваль, ммкф Похоже, Московский кинофестиваль нужен одному человеку. И вы его знаете.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Программу закончившегося в субботу XXIX Московского кинофестиваля собирали так, как на поле боя латают раны – в спешке, под огнем (в данном случае – критики), не заботясь о красоте. Главное – выжить.

В Спарте, как известно, умертвляли не только слабеньких младенцев, но и недееспособных стариков. Лучше быть с почестями похороненным, чем висеть обузой на шее близких и государства. Когда-то Московский кинофестиваль был нашей гордостью и праздником. Государство не жалело на него денег, москвичи бросали все дела и становились в очередь за вожделенными билетами на иностранный фильм, а западные кинодеятели нужных политических взглядов нет-нет, да и заезжали к нам на огонек.

Минувший фестиваль показал: лучше забвение, чем позор. А позор подстерегает всегда, когда не умеешь привести свои вожделения в соответствие с возможностями, но делаешь вид, что так и надо. Наспех собранное международное жюри явило нам имена, о существовании которых раньше не знал почти никто. Председатель – Фред Скепси, австралийский режиссер. С ходу никто не скажет, чем известен (с такой фамилией, кстати, мог быть построже к конкурсантам). Анна Гальена, итальянская актриса, известная тем, что снималась с известными партнерами. Отман Карим, шведский режиссер, в прошлом году получивший главный приз Московского фестиваля за более чем среднюю картину и до сих пор, похоже, не пришедший в себя от удивления. Рената Литвинова, большая любительница выходов на публику. Плюс Дито Цинцадзе, средний грузинский режиссер, и Фред Росс, американский продюсер. Вердикт этого небольшого сообщества поверг в изумление. Три аутсайдера фестиваля, которые даже в микроскоп не рассматривались как возможные лидеры, получили три главных приза. Красивое и на редкость бессмысленное «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой – «Золотого Георгия» за лучший фильм, провальный по всем возможным статьям (драматургия, режиссура, актерская игра) грузинский «Русский треугольник» – спецприз жюри, и натужно сопливая «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе – за режиссуру. С последним понятно: Торнаторе здесь был. Это заслуживает награды. Насчет остальных – вариантов много, но ни один не устраивает.

Автор этих строк, будучи членом жюри российской критики, не сумела отстоять свое предложение – не давать приза никому, и согласилась с другими членами жюри: дать фильму, за который не стыдно. Не стыдно было за датский фильм «Временное освобождение» – крепенький, с занятными сюжетными поворотами, хорошей актерской игрой.

А все 10 дней, что шел фестиваль, было очень стыдно. Стыдно за плохую конкурсную программу, в которой больше половины фильмов – сомнительные дебюты. Нам с упорством лисы, шельмующей виноград за то, что слишком высоко висит, объясняли, что это извечный принцип Московского фестиваля – ставка на молодых. Вероятно, и мэтры рвались, да им то же самое объяснили и попросили не соваться. Для дебютантов Московский фестиваль, как и любой другой локальный смотр, все-таки важен – какая-никакая, да раскрутка. А мы и рады. Стыдно за организацию, за повсеместное хамство. Стыдно, когда охранники жуют жвачку и на вопросы отвечают «меня не волнует» и «без па-анятия». Стыдно за жюри, которое приходило на просмотры когда хотело, порой на час задерживая начало сеанса, тем самым сбивая график до конца дня и показывая свое отношение к действу в целом. И – ни слова извинения. Ни один показ не начался вовремя – члены жюри просиживали в баре, пока публика нервничала и негодовала. Придя из бара в зал, Рената Литвинова, например, начинала громко говорить по мобильному телефону, рассказывая кому-то, что происходит на экране.

Но это к слову. Как к слову же – допотопные неработающие наушники, мельтешение обслуживающего персонала перед глазами во время показов, ублажающего жюри то водой, то кофе. А по делу – полупустые залы на конкурсных показах и пресс-конференциях, переполненные – на программе «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника, где действительно лучшее из того, что удалось увидеть на других фестивалях. И беседа президента фестиваля Никиты Михалкова с президентом РФ Владимиром Путиным о строительстве в парке Горького фестивального центра. Помилуйте, какого центра? Для чего? На какие деньги? Московский фестиваль не в состоянии освоить 5 млн. долл., и заметим, что часть этих денег – наши, налогоплательщиков. За что? На что? И классический вопрос юриспруденции: кому выгодно? Похоже, президента РФ вводят в заблуждение относительно места Московского фестиваля на кинокарте мира. Место это называется словом, которое не принято печатать на газетной полосе, и на наши деньги ради чьих-то амбиций еще загромождать Пушкинскую набережную огромным строением, в которое будут вбуханы наши же деньги, – это, извините, слишком. Опять возникает подозрение, что государству некуда девать деньги. Что ж, бывает. Пусть тогда обратятся к тем, кто знает и с удовольствием подскажет. Спросите директоров детдомов, главврачей больниц, нянек в домах престарелых.

Не будем призывать к радикальным мерам – долой, мол, Московский фестиваль. Но давайте подумаем о том, как сохранить фестиваль, избежав огромных трат и стыда перед самими собою. Ну не хотят к нам в конкурс приличное кино везти, не можем мы обеспечить достойный уровень даже при нормальном финансировании. Зачем нам так нужен фестиваль именно категории «А» – то есть непременно каждый год, непременно конкурс и непременно право первой ночи на конкурсные фильмы? Почему Роттердамский фестиваль прекрасно поживает в категории «Б» и пользуется огромным успехом? А мы пыжимся так, что вот-вот лопнем, да только ни кино, ни звезды к нам не едут. Премию «Верю. Константин Станиславский» по традиции дают тому, кого удалось заманить. Заманили друга Ольбрыхского – получай. Друга Кустурицу заманили – бери, не жалко.

Приятно и полезно называться президентом международного кинофестиваля. Это дает деньги и укорачивает пути в нужные инстанции. Это звучит, наконец. Если б еще на собственные деньги эти ЧП районного масштаба проводились – цены бы ММКФ не было.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
941
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
503
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
505
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
455