0
2885
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.01.2009 00:00:00

Не надо быть гением

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц - кандидат биологических наук.

Тэги: эйнштейн, наука


эйнштейн, наука Все свои великие открытия Исаак Ньютон сделал в возрасте до 23 лет, а потом почти полвека занимался только подготовкой новых переизданий своих трудов.
Источник: почтовая открытка

В Сингапуре, в самом центре делового района с его взметнувшимися ввысь небоскребами, во дворе между ними, мне довелось натолкнуться на удивительную скульптуру Сальвадора Дали «Ньютон» – с обязательным яблоком, повисшим на тонкой стальной нити над головой создателя «Математических начал натуральной философии» (Рrincipia).

Эйнштейн – гений, чего никто не отрицает, особенно учитывая то, что многие предсказания, сделанные на основе его частной и общей теории относительности, были подтверждены экспериментально в ходе сложнейших научных наблюдений. Вот только модель расширяющейся Вселенной, предложенную советским физиком Александром Фридманом, Эйнштейн не принял. Однако Георгий Гамов вопреки Эйнштейну предсказал Большой взрыв. Реальность этого космологического события, приведшего примерно 15 млрд. лет назад к рождению нашей Вселенной и времени, была подтверждена в середине прошлого века случайным открытием слабого фонового микроволнового излучения. Оставшееся после Большого взрыва, оно и поныне пронизывает всю Вселенную. Отсюда и его название – реликтовое излучение.

Анекдотический случай произошел с Эйнштейном в 1935 году, когда он послал очередную свою статью в авторитетный журнал Physical Review. По какой-то причине редактор журнала послал ее рецензенту, обнаружившему в тексте существенную ошибку, о чем и написал в своем отзыве, предложив ее исправить, прежде чем печатать. Эйнштейн вспылил и больше никогда в «обидевшем» его журнале не печатался, хотя ошибку все же исправил и статью опубликовал в другом издании. Рецензентом был коллега Эйнштейна по Принстонскому университету, где они, возможно, много раз обсуждали вместе описанную в статье проблему.

Сегодня после открытия первых «простых» черных дыр и парных галактик с двойными черными дырами, а также недавнего открытия черной дыры вне «материнской» галактики, вращающейся вокруг нее, особо актуален вопрос об обнаружении гравитационных волн, которые все никак не регистрируются. Ученые уже шутят, что Эйнштейн – это волны без гравитации, в то время как Ньютон – гравитация без волн.

Пока волны не удалось зарегистрировать ни с помощью наземной гравитационной обсерватории, использующей лазерный интерферометр LIGO (Laser Interferometer Gravitational Observatory), ни с помощью космических «наблюдателей», которых насчитывается сегодня чуть ли не с десяток.

Ученые говорят, что пока не хватает чувствительности приборов, и ждут новых усовершенствований и принципиально новых зондов, чтобы этот недостаток преодолеть. Однако скептики все чаще ропщут по поводу того, что гравитация вообще не имеет волновой природы и это еще одна ошибка гения, который строил свою теорию всемирного тяготения исходя из аналогии с электромагнитными волнами, имеющими совершенно иную природу.

В 2007 году случилось 40-летие с момента открытия Джоселин Белл «маленьких зеленых человечков», посылавших нам из глубин космоса удивительно стабильно-регулярные и четкие радиоимпульсы. Так были обнаружены первые пульсары, оказавшиеся нейтронными бомбами космоса, которые затем стали называть квазарами, а теперь вот и блазарами. Потому что внутри их происходят самые настоящие «бласты»-взрывы, дающие мощнейшие, но весьма краткие всплески гамма-излучения (GRB – Gamma-Ray Bursts), улавливаемого космическими телескопами.


Эйнштейн – гений. Вот только модель расширяющейся Вселенной, предложенную советским физиком Александром Фридманом, он не принял.
Источник: почтовая открытка

К сожалению, Белл так и не получила причитавшейся ей Нобелевской премии, которую судьи в Стокгольме отдали ее руководителю, а тот не нашел в себе сил поделиться со своей аспиранткой. Тем не менее Нобелевский комитет раз за разом отмечает открытия, сделанные в глубинах космоса по наущению Эйнштейна. Одна из последних наград была присуждена за открытие так называемой анизотропии космического фонового излучения, сделанного с помощью усовершенствованного аппарата для наблюдения за микроволновым небесным фоном. После известия о награждении один из авторов признался, что космология наконец-то стала респектабельной наукой.

Но всех этих эпохальных откровений могло бы и не быть, если бы ученые смиренно следовали по стопам гения, «исторгнутого» Германией. А гений этот был убежден в том, что Вселенная стационарная, не имеет ни начала, ни конца, а пространство-время, «ткань»-основа которого скрепляется гравитационными волнами, едино и неразрывно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1982
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4647
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2529
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2909

Другие новости