0
3470
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.11.2011 00:00:00

Гонки с погружением

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Online

Тэги: гонки, картинг, автомобили


гонки, картинг, автомобили На гоночном автомобиле покататься можно только в качестве пассажира.
Фото Анастасии Щербаковой

Гоночный сезон в основных мировых сериях постепенно подходит к завершению. Пилоты намотали тысячи километров на треках, трассах, и по бездорожью. Сотни тысяч зрителей посетили соревнования лично, миллионы человек следили за любимыми командами и спортсменами по телевидению и через Интернет.

Я часто слышу вопрос: что интересного в том, чтобы наблюдать за соревнованиями гоночных автомобилей, а тем более – по телевизору? Однозначно ответить на этот вопрос я не могу, поэтому пожимаю плечами и говорю: «Просто интересно». «Да ну, - говорит собеседник, - вот я понимаю, за рулем, это - супер, а сидеть на трибуне и смотреть, как на бешеной скорости мимо тебя летят автомобили, в чем кайф? Я вот на моей ⌠BMW■ (⌠Mercedes■, ⌠Hondа■, «Subaru» -нужное подчеркнуть) вчера «отжег» по разделительной полосе на шоссе, вот это адреналин!» Обычно, после подобной фразы я стараюсь закончить беседу, потому что объяснять далее что-либо бесполезно: очень немногие реально осознают насколько сложно управлять настоящим гоночным автомобилем (а не шикарным спорт-каром), также бесполезно объяснять и то, что развивая на улице скорость под 200 км/ч, вероятность окончить жизнь на кладбище повышается сообразно увеличению скорости, не говоря уже о том, что можно покалечить людей.

Профессионалы сетуют: «У нас нет культуры проведения автоспортивных мероприятий». С некоторыми оговорками вполне можно добавить, что у нас плохо с культурой массовых спортивных мероприятий вообще, так что автоспорт здесь находится в выигрышной позиции: болельщика можно начать потихоньку воспитывать и «окультуривать». Может и на дорогах порядка будет больше.

«Работаем, страус, работаем»

Для тех, кто желает участвовать в гонках «с погружением», не имея цели стать профессиональным спортсменом, могут сделать это несколькими способами. Чтобы посмотреть на то, как работает (именно работает, и тяжело работает) пилот гоночного автомобиля, можно последить за трансляциями гонок. В настоящее время почти во всех крупных сериях часть репортажа может идти «от первого лица», то есть из кабины, где все хорошо видно. Или же можно изыскать возможность сделать несколько кругов на пассажирском сидении гоночного автомобиля. Сразу предвижу скепсис: «Нууу, вот бы за руль!» За руль? Однажды в разговоре знакомый пилот готов был спорить, что с первого раза никто не сможет тронуться с места на гоночной машине, чтобы не заглохнуть. Он, конечно, имел ввиду конкретную машину, но, думаю, это справедливо и в целом. За руль вас никто не пустит, разумеется. Но вот на пассажирское кресло – пожалуйста. А управлять автомобилем будет опытный пилот, за работой которого понаблюдать очень интересно. Если конечно сможете┘


Путь в «Формулу-1» может начинаться с картинга. Будущее российского автоспорта.
Фото автора

Первый опыт подобных «покатушек» у меня состоялся на городской трассе в городе Курске на этапе Чемпионата России по кольцевым автомобильным гонкам RTCC. Автомобиль – Porsche был презентационным, то есть «почти» гоночным. Это значит, что машина в соревнованиях не участвовала, но была сделана согласно гоночным спецификациям. Катать народ доверяют топ-пилотам. Меня провез по трассе один из лучших гонщиков страны – пилот команды TNK Racing Team Михаил Ухов, регалии и награды которого займут пару абзацев, если их указывать. Шлем – обязательный атрибут, в том числе и для пассажира. Не знаю, на какую голову был рассчитан тот шлем, что мне дали, но явно не на мою. Для того, чтобы «смотреть на мир», надо было постоянно придерживать его рукой. Это возможно, но лишь теоретически. Улицы в Курске не дали расслабиться ни на минуту.

Для городских авто дороги, вероятно, вполне сносные, однако на Porsche со спортивной подвеской, которая собирает все неровности, едешь словно по стиральной доске. Учтите еще скорость. На прямой спидометр показал около 190 км/ч. Левый поворот и, несмотря на ремни, прижимает к правому борту, тряска не утихает, вы хватаетесь рукой за каркас автомобиля, а шлем сползает на глаза. Пока я приводил в порядок обзор, мы доехали до следующего поворота, и все повторилось. Но, несмотря на это, впечатлений хватило. Помимо прочего меня восхитила точная, выверенная работа гонщика за рулем. Разгон, торможение, передачи, повороты – движения порой молниеносны и абсолютно ювелирны, особенно если учесть, что переключение передач было не автоматическим, и не на руле. То есть пилоту надо было в определенный момент снимать одну руку с рулевого колеса, чтобы «воткнуть» нужную передачу.

Город – оригинально, но автодром – лучше. Под занавес сезона «узкий кружок» собрался на автодроме в подмосковном Мячково. Здесь уже была возможность проехать несколько кругов на настоящем гоночном авто. BMW со стартовым номером «17» прошел Чемпионат RTCC под управлением другого гонщика – Олега Квитки. Пассажирский шлем был, кстати, тот же самый, поэтому я заранее настроился на его «выкрутасы». Чтобы не наматывать скучные круги по автодрому, следуя всем правилам пилотирования для достижения наилучшего времени на круге, Олег развлекал себя и пассажиров скольжениями и сносами в поворотах, говоря, словно оправдываясь: «Ну, вы ж понимаете, что в гонке техника прохождения поворотов может быть иной». В общем-то, никто и не сомневался в том, что Олег способен ехать как положено на результат. Но какой бы ни была цель заезда, работа пилота не становится более простой, или менее сосредоточенной и техничной. Все отточено до мелочей – малейшая погрешность на большой скорости приводит к ошибке. То есть ошибкой можно считать несанкционированное пилотом поведение автомобиля, потому что занос и скольжение могут быть элементом пилотирования.

Помимо того, что от гонщика требуется молниеносная реакция, он также должен быть хорошо подготовлен физически. В разных классах требования варьируются в зависимости от регламента, нагрузок и условий. Но в любой скоростной серии нагрузки, которые испытывает организм, находятся далеко за пределами нормальных.

Простой пример из мира «Формулы-1» как наиболее скоростной серии. Трасса может содержать до двух десятков поворотов, которые проходятся на разной скорости. Перегрузки возникают при разгоне, торможении и прохождении поворотов (боковые). В некоторых случаях они могут достигать 6g. Простая арифметика. Гонка, в зависимости от длины трассы, может насчитывать в среднем около 50-55 кругов, и по длительности – не более двух часов. Можно примерно прикинуть какую нагрузку испытывает пилот по ходу гонки плюс «усугубляющие» моменты, например, погода, состояние трассы, настройки автомобиля, а также соперники, которые подготовлены к гонке физически не хуже. Все перечисленные моменты вполне справедливы для любого скоростного гоночного класса с добавлением особой специфики. Например, в кузовных сериях не исключается контактная борьба на трассе к торой тоже надо быть физически и морально подготовленным.

С чего начинается «Формула»?


Российский пилот «Формулы-1» Виталий Петров сел за руль мини-болида.
Фото автора

В профессиональный автоспорт народ приходит разными путями, и по ходу карьеры происходит постоянное движение между гоночными классами. Кто-то начинает с кузовных автомобилей, кто-то с машин с открытыми колесами. Если на Западе рост и развитие мастерства гонщиков происходит «благодаря», то у нас в стране зачастую - «вопреки». То есть, чтобы участвовать в соревнованиях, надо иметь просто колоссальное желание и мотивацию, а также подгонять под это условия жизни.

Но движение от «вопреки» к «благодаря» уже есть. Помимо того, что в стране открываются новые автодромы, существует еще картодромы, которых довольно много, и которые не требуют таких вложений как открытые гоночные трассы. Именно с картинга часто начинается пусть в большой автоспорт. И тот, кто считает карт несерьезным автомобилем, - ошибается. Он серьезен хотя бы потому, что многие известные гонщики начинали свой профессиональный путь с картинга, а еще потому, что пилоты, бывает, отрабатывают моменты пилотирования именно на картинговых трассах, и уж точно не считают зазорным садиться за руль этого небольшого автомобильчика и устраивать абсолютно серьезные баталии. Вместе с тем картинг – один из самых доступных по финансам технических видов спорта, начинать заниматься которым можно чуть ли не с пеленок.

Чтобы на своей шкуре почувствовать хотя бы часть того, что делает гонщик на трассе, надевайте шлем, перчатки, комбинезон и садитесь за руль карта. В том, что управлять корректно этой машинкой не так просто как кажется со стороны, вы убедитесь на первом же круге. Все то, что делает пилот на большой трассе, нужно делать и здесь, чтобы показать результат хотя бы на «троечку»: знание трассы и чувство автомобиля, учет траектории, грамотные разгоны, торможения и работа рулем. И будьте готовы к тому, что проехав, скажем, две сессии по 10 минут вы реально можете устать, потому что нагрузки в картинге вполне спортивные (если конечно не ехать в прогулочном темпе).

После тестовых «пассажирских» заездов в Мячково Олег Квитка пригласил заглянуть в картинг-клуб, чтобы попробовать себя на трассе. Жизнь полна совпадений. Так получилось, что в позапрошлом году я уже был именно в этом клубе в составе прессы вместе с российским пилотом «Формулы-1» Виталием Петровым. Тогда наш гонщик провел в «Forze» показательные заезды и понаблюдал, как соревнуются дети. Для ребят визит Виталия был просто фееричен. Он уже тогда для них был легендой и примером для подражания. Вместе с Петровым тогда за руль карта сел и глава команды Renault Эрик Булье. И вот теперь я снова почти случайно оказался в этом месте, но уже в иной роли.


Катать пассажиров доверяют только профессионалам: гонщики Михаил Ухов и Олег Квитка.
Фото Анастасии Щербаковой
Перед заездом Олег - наш гоночный «гид» - провел краткий инструктаж, вычертив на схеме трассы правильную траекторию, сопроводив рисунок словами: «Вы не сможете выдержать эту траекторию в точности, да и редко кто ее выдерживает. Но, как бы то ни было, надо к этому стремиться». Я стремился абсолютно честно, но поскольку ни трассу, ни машину я не знал вообще, да и навыки вождения притупились, то и результат заезда был, конечно, просто ужасным. Тем не менее, я получил большое удовольствие даже не от прилива адреналина, а от целого комплекса положительных эмоций. И шлем на глаза не падал!

Десятиминутные заезды идут в течение всего дня почти один за другим. Попасть за руль не трек – проще некуда. Платите «за проезд», берете шлем, подшлемник, перчатки – и вперед на трассу. Перед заездом для новичков краткий инструктаж по матчасти и системе сигналов. Если какая-то группа не бронировала заезд преждевременно, то на старт выходит самая разношерстная и разновозрастная компания. Например, во втором моем заезде было двое детишек. Также у всех пилотов – разный уровень и опыт, что, в общем, не составляет проблемы. Есть, конечно, профессиональные заезды, и детские заезды отдельно от приходящей просто покататься публики. Особенно увлекательно следить за детьми, которые чисто визуально более вписываются в «пейзаж» и показывают порой просто чудеса пилотирования. Конечно, это - особо обученные дети, занимающиеся здесь же в школе картинга, куда, кстати, стоит очередь на запись. Трек в «Forze» тоже не простаивает: и в будни, и в выходные заезды проходят часто полностью укомплектованными. Подозреваю, что нечто похожее творится и в других столичных картинг-клубах.

«Ну как?» - спросил Олег, когда я стянул с головы шлем. «Поеду еще, - говорю, - совершенно точно».

Редакция НГ-Online благодарит гоночную команду TNK Racing Team за═содействие в подготовке материала═


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
594
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
955
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1467
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1051

Другие новости