0
2967
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.04.2012 00:00:00

Пешком по Пешту

Ольга Рычкова
Редактор приложения НГ-Exlibris

Об авторе: Ольга Александровна Рычкова - редактор приложения "НГ-Ex Libris".

Тэги: будапешт, туризм


будапешт, туризм Лучший вид на парламент – с воды.

– Красивый город… – вздохнул приятель. – Прага по сравнению с ним – просто деревня.

– Будапешт? – удивилась подруга. – Вот если бы Вена или Париж. Или Стокгольм. А Венгрия… Бывший соцлагерь, что там интересного?

Но мы были непреклонны. Если человеку хочется и можется ехать именно в Будапешт, надо ехать. Тем более что про мадьярскую столицу мы знали немного: там есть две части – Буда и Пешт (есть и третья – Обуда, но туристы туда забредают редко), река Дунай и термальные купальни. Так что не сомневались: «интересного» найдется. Поколебавшись («может, лучше в Венецию на карнавал?»), к нам присоединилась еще пара друзей. И не пожалели. Тем более что карнавальные дни в Венеции в этом году выдались на редкость морозными, даже каналы замерзли. Приехав в Венгрию в конце февраля, мы переместились из зимы в весну. В Москве был снег и стойкий минус и звала лыжня, а в Будапеште солнце пригревало до +15. Правда, куртки-пуховики все равно пригодились, а один день даже шел снег, но тут же и растаял.

Будапешт – красавец! Это мы поняли сразу, оказавшись на площади Героев. Там находится мемориал со скульптурами, изображающими знаменитых персонажей мадьярской истории – многочисленных королей и князей, в чьих именах мы сразу запутались.

С этой площади началось, как принято говорить у экскурсоводов, знакомство с городом. Правда, гид из местной турфирмы была как-то неприятно удивлена, что мы заказали именно пешеходную экскурсию по Пешту: «У нас так никто не дельяеть. Наш горьёд очьень большой, нужно смотреть его в автобусье! Обзорняя экскурьсия – четырье часа!»

Но мы-то знаем, что по-настоящему город можно почувствовать только ногами. Сами венгры предпочитают велосипеды. Между проезжей частью и тротуарами там и сям встречаются велосипедные дорожки, на которые пешеходам лучше не соваться: собьют – сам же будешь виноват. Хотя поездить мы тоже успели – и автобусами, и троллейбусами, и трамваями, и на метро. И на кораблике по Дунаю.

Метро, кстати, там непростое. У нас спускаешься в подземку и едешь в любом направлении – «туда» или «сюда». В Будапеште на станциях – два отдельных входа, и с каждого можно уехать только в одну сторону. Если ошибся – поднимайся наверх, ищи другой вход и спускайся опять. Вот только монументальные контролеры на входе не поверят, что ты не знал и заблудился, и заставят компостировать новый билетик. Поэтому лучше сразу купить проездной.

Но это потом, а пока – гуляем по Пешту! Раньше тут жили славянские племена (да кто только не жил – и кельты, и римляне, и гунны), и слово «пешт» – славянского происхождения. Как объяснила экскурсовод, оно означает «пещера». Пещер в окрестностях много, в одной из них находится даже Пещерная церковь. Как объяснила другая экскурсовод два дня спустя, «пешт» означает «печь». А слово «печь» связано с горячими целебными источниками, которых в столице великое множество и на которых венгры построили термальные купальни и бани. Мы выбрали близлежащие – минут десять пешком – купальни Сечени, которые находятся в парке с трудновыговариваемым названием Варошлигет. Хотя Варошлигет – это еще ничего: в парке раскинулся псевдостаринный замок (стилизация под Средневековье, конец XIX века), который называется Вайдахуньяд. Вай-да-хунь-яд. Выговорить с первого раза, а тем более запомнить все равно невозможно.


Купальни Сечени: снаружи – дворец, внутри – бассейн.

Говорят, в сезон, то есть весной и летом, когда полно туристов, в Сеченях не протолкнуться. Само здание, похожее на дворец, построено в начале прошлого столетия графом Иштваном Сечени. Изнутри похоже на советские бассейны с раздевалками и душевыми кабинками. Во внутреннем дворе – несколько купален и бассейнов под открытым небом (есть и закрытые, но мы так и не поняли, как в них попасть), до которых нужно несколько метров пробежаться по холодку в купальниках. Как моржи. Но температура воды не моржовская, а +34.

Плавать в купальнях нельзя – можно только ходить по дну, подставляя плечи и прочие части тела под разные фонтанчики или попадая в водные круговороты (они не затягивают на дно, а просто несут тебя вдоль стенок бассейна – визга и удовольствия целое море). А для тех, кому вынь да положь помахать руками кролем и брассом, есть и собственно бассейны, но вода там холоднее, и желающих поплавать зимой гораздо меньше.


У красного ежа.
Фото Евгения Никитина

Главной улицей для прогулок по Пешту для нас стал проспект Андраши, который, между прочим, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По Андраши мы добирались не только до духовной пищи – разных достопримечательностей, но и телесной, облюбовав несколько кафешек в районе площади Ференца Листа. В первый будапештский день наш курящий друг обошел пять или шесть кафе и ресторанчиков и везде получал отказ, пока не понял, что в венгерском общепите понятия «зал для курящих» нет в принципе: да здравствует ЗОЖ – здоровый образ жизни!

Для сторонников ЗОЖ в Будапеште есть целый остров Маргит посреди Дуная – огромная спортплощадка, где крутят педали, бегают, плавают, играют в мяч. Мы проплывали мимо на кораблике. С борта теплохода, кстати, лучший вид на венгерский парламент, который строили почти 20 лет, пытаясь переплюнуть по размаху лондонский Вестминстерский дворец. Переплюнуть не вышло, но все равно получилось очень красиво.

Да и другая часть Будапешта – холмистая Буда – не менее, а пожалуй, и более прекрасна, чем равнинный Пешт, и достойна отдельной прогулки.

Конечно, топовые сооружения вроде Королевского дворца, Рыбацкого бастиона (когда-то на его месте была рыботорговая площадь) или разноцветнокрышной церкви Матьяша можно разглядеть и из окна автобуса. Но трогательные мелочи вроде забавного ежика, украшающего фасад одного из домов (в XVII веке там располагался постоялый двор «У красного ежа») видны только внимательному пешеходу.

А жизнь во многом и состоит из мелочей, не так ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
942
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
830
Пять книг недели

Пять книг недели

0
448
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
769