0
3157
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.03.2013 00:01:00

До полной гибели всерьез?

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – завотделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: тула, театр


тула, театр Сцена из спектакля «Аквитанская львица». Наталья Савченко в роли Элинор. Ее мужа играет режиссер спектакля Дмитрий Краснов. Фото Сергея Шмуня

В Тульском академическом театре драмы, одном из старейших в России, шел очередной премьерный спектакль «Аквитанская львица». Пьеса Джеймса Голдмена о старой Англии называется «Лев зимой», но вот и в Москве, в «Ленкоме», спектакль назвали «Аквитанская львица». Глеб Панфилов выбрал эту историю для Инны Чуриковой. Роль, правда, выигрышная. А в Тульском театре есть своя замечательная актриса, Наталья Савченко, пока – заслуженная, скоро, Бог даст, получит звание народной, но когда дадут – ведь не за подвиги, а за роли. А подвиги…
Без подвигов, по-моему, актерская жизнь немыслима. Некоторые актеры публично признаются: мол, хотел бы умереть на сцене – не подозревая, как эта трагическая развязка испортит вечер зрителям, если она произойдет, к примеру, в начале спектакля... Но вот играть с температурой в театре – нормальное дело. Однажды на доске объявлений в МХТ я прочитал приказ Табакова, объявлявшего благодарность артисту, который не подвел театр, не сорвал спектакль – отыграл и только после разрешил себе разболеться. Очень красивый был текст.
А в Туле, войдя в зал, я сразу обратил внимание на сильно наклонный помост, чрезвычайно неудобный для актеров, впрочем, похожий – в том же «Ленкоме», в «Шуте Балакиреве». Порой таким вот странным образом сценографические неудобства мобилизуют необходимые актерские эмоции, ну а мысль режиссерская – земля дыбом – в этой политической мелодраме очень даже ко двору.
Савченко умеет быть разной, в тот же день с утра она вышла в характерной роли в «Воскресении» по Толстому, а в «Аквитанской львице» играет умную строительницу империй, война детей для нее – очередная шахматная задачка. Но вдруг – повернулась, неловкое движение, падает. И  никак не встает. Зал замер. 
В театре всегда есть место подвигу. Вытаскивая какие-то подходящие по роли слова, собрав все силы, актриса поднялась, в глазах остальных в эти минуты был плохо скрытый испуг, поскольку лицо Савченко было белым. Она доиграла сцену, ушла. Актеры продолжили диалог, одна сцена, другая, наконец она – как и положено по пьесе – снова вышла, с одной стороны рука была скрыта шелковой накидкой. Уже после спектакля я узнал, что за 10 минут успели вызвать «скорую», «скорая» приехала, поняли, что перелом, наложили шину, сделали обезболивающий укол –  и Савченко вышла на сцену. И доиграла спектакль. Зал, на премьере  полный, устроил овацию. Героическая женщина и весь театр тоже – все же нервничали, это понятно.
Я написал об этом в Facebook. Завязалась дискуссия. Знакомая, известная журналистка, первой откликнулась: «Героизм в мирное время... Может, надо было объяснить зрителям, что случилось, перенести спектакль с теми же билетами?» Но в театре так нельзя. Это не по-театральному. Не по-русско-театральному, – тут же последовал ответ. Нет, не только.
В Берлине играли «Валленштейна», 10-часовая сага по Шиллеру, поставил Петер Штайн, в главной роли – Клаус Мария Брандауэр, играли на бывшем пивзаводе на окраине города, где выстроен был специальный амфитеатр на полторы тысячи мест, билеты были проданы на все 30 спектаклей. И вот, наверное, на 25-м или 26-м, неловко повернувшись, Брандауэр упал и сломал ногу. Доиграл. Следующий спектакль за него весь текст прочитал сам Штайн, а уже на следующем Брандауэр снова был в строю, он передвигался в инвалидном кресле, мизансцены чуть-чуть изменили.
Нужны ли такие подвиги, такие эксперименты над своим здоровьем, даже жизнью? Публика, когда знает, всегда в таких случаях поддерживает, дарит «дополнительную порцию» аплодисментов. А это, в свою очередь, артисту заменяет лишнюю таблетку или укол. Не лишнюю – в данном случае необходимую.
Тут же начали рассказывать свои истории: «У нас тоже актер сломал ногу перед спектаклем. Спектакль – своего рода визитная карточка филиала Малого, идет 3,5 часа. Уколами накололи, гипс наложили. Перелом был со смещением, но доиграл. И подвиги эти нужны. Прежде всего зрителю, который идет в театр за впечатлением. Все, конечно, посочувствуют, но осадочек, как говорится, останется от такого вечера».
Другие – отказывались это понимать: «Простите великодушно, можно я с вами поспорю? Я не из театральной среды, из бизнеса. О, да, другая группа крови, если хотите. Но я обожаю театр и с удовольствием и трепетом хожу туда, вожу туда маму, мужа и друзей. И я не хочу, чтобы ради меня на сцене мучился живой человек. Я хочу, чтобы он был здоров и счастлив, и сам получал удовольствие от того, что делает, – тогда и я буду получать удовольствие, за которым в театр пришла. Я понимаю подвиги ради спасения жизни, здоровья, будущего и пр., но мне кажется довольно циничным, эгоистичным, да чего уж там, – граничащим с садизмом получение удовольствия от того,что перед тобой на сцене играет человек, через силу превозмогающий боль, страдающий от боли. Лично мне этот подвиг не нужен. Я не за этим в театр хожу».
Но в театре – свои законы, может быть, не такие великодушные и «общечеловеческие»: когда на сцену выходит порядка 30 актеров, которые отменили съемки, спектакли, да что хотите, оставили грудного ребенка ради работы, когда 15 монтировщиков собирали декорации, столько же осветителей ставили свет, 2 звукорежиссера готовили звук, 8 костюмеров гладили исторические костюмы и одевали актеров, гримеры всех этих людей причесывали и гримировали, и, главное, когда нет возможности вызова замены вот этому актеру, тогда спектакль отменить не имеют права. Если зрители уже в фойе, даже вошли в зал… На то он и актер, чтобы сыграть не только Y., но еще и его же, но без сломанной ноги!
Очень часто актеры, которых, если речь о стариках, буквально за руки подводят к сцене, а они – прыг в пятно света и вдруг – оживают и готовы не только бодро разговаривать, но даже танцевать.
Можно, наверное, представить ситуацию – по-человечески: Савченко уносят со сцены,  выходит худрук, просит у всех прощения: билеты можно сдать, деньги получить в кассе или прийти на следующий, любой другой спектакль… И всем – плохо. Зрители – потеряли вечер, актеры – не доиграли, а как бы чувствовала себя Савченко? Всех подвела, да еще и руку сломала! А тут – все в итоге счастливы: публика – поддержала актрису и своими глазами видела, КАК это бывает, актриса – не подвела никого, доиграла… Вот только рука сильно болит и уже у подъезда дежурит машина, чтобы везти ее в больницу. Рука очень сильно болит… Зато – как аплодировали, и каждый, кто был с ней на сцене, готов был в любую секунду быть рядом.
А вот еще история: «В Театре оперетты на моих глазах во время спектакля девушка сломала ногу. Но доиграла со сломанной ногой – ее подносили к сцене, фактически выталкивали из-за кулис, и она весело пела и танцевала, а потом падала в кулисы на те же руки. Зритель ничего не заметил. И это было прекрасно! Когда на театре актеры перестанут совершать маленькие и не очень подвиги, перестанут выкладываться до последнего, тогда театр закончится». А еще вот: «Аналогичный случай произошел в ГАБТе на премьере «Руслана и Людмилы». Елена Заремба – Наина сломала руку в первом же действии. Затянувшийся антракт, «скорая», и певица в гипсе таки остается на сцене до конца, зрители даже ничего не заметили, так как больная рука была закрыта небрежно наброшенной шубой». Я этот случай тоже помню.
И Вероника Долина пишет: «Нет, не на фиг такое геройство. Обыденное Преображение и есть главное человеческое назначение. Назначение. Не казаться, а быть лучше, выше и волшебней, чем некто со сломанной рукой в травмопункте... Это очень важно, очень».
А актриса Юлия Ауг написала, что в этом,  она уверена, «нет геройства. Полтора года назад мне раздробило руку, то есть это не был простой перелом, а открытый, с инфицированными ранами и множественными отломками. Это случилось в ночь с 27 на 28 июня, а 29 июня я была в кадре, на съемочной площадке. Я благодарна продюсерам, что они не стали искать другую актрису, а позволили мне, рискуя, придумать вместе с художниками и с хирургом такой гипс и костюм, что я смогла работать в кадре.  А потом, в августе, мне сделали операцию, собрали кость на титановую пластину, поставили имплант, потому что не удалось сохранить все отломки, некоторые были мертвыми. И опять, на этот раз через три дня, я была на съемочной площадке. Мне надо было попасть в Киев, хирург запретил после операции лететь на самолете, и муж отвез меня в Киев на машине. Это нормально. Когда мне было 20 лет и я служила в Питерском ТЮЗе, я упала с трехметрового помоста на железные рельсы, это был «Маленький принц», и я играла розу. От падения у меня вылетела коленная чашечка и порвался мениск, но мне в голову не пришло уйти со цены. Я доиграла спектакль до конца, тоже с заморозкой, а потом на «скорой» уехала в больницу. Так воспитывают в театральных вузах. Это же не профессия, это образ жизни, это образ мысли. Просто ты иначе не можешь».
И сразу вспомнили Людмилу Гурченко, которая, сломав ногу, танцевала и садилась на шпагат в «Бенефисе», при том что в ноге сидели металлические скрепки, и между съемками ее переносили с места на места – она почти теряла сознание от боли. Но иначе не могла – потому что Актриса, и это – ее жизнь.
Вот и Савченко – такая вот Актриса. И это ее – жизнь. Спасибо от зрителя, специально приехавшего посмотреть на нее из Москвы.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
293
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
306
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
204
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
131

Другие новости