0
8840
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.01.2014 00:01:00

Жизнь в усадьбе

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: музей, поленово


музей, поленово Церковь Живоначальной Троицы в деревне Бёхово построена по проекту Василия Поленова. Фото с официального сайта музея «Поленово»

Музей-усадьба – это образ жизни. Поленово, правда, официально именуется иначе: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова. Стоит себе, соединяя земли двух областей, граница проходит по Оке, один берег, 500 га, – калужский, другой, около 900 га, – тульский. Усадьба, дом – прописан в Тульской, а виды, дали, холмы и «знаковые» пейзажи простираются в Калужскую область. Приходится убеждать в музейной правоте не одного, а сразу двух губернаторов. Пока и тут и там, несмотря ни на какие другие, вполне коммерческие интересы, понимают: поленовскую «Золотую осень» поделить нельзя. Парадокс: дом нуждается в постоянном уходе, а сохранение пейзажей не стоит ничего. Лишь бы не трогали, говорят музейные работники, – тут, если можно так сказать, чем меньше денег, тем лучше. Любое финансовое участие у нас часто сводится к желанию что-нибудь построить, а это главное, что угрожает здешним красотам.

Вот деревня Бёхово, где храм и кладбище на высоком холме, которые прославила в стихах Ахмадулина: «Деревни Бёхово крестьянин... А звался как и жил когда – все мох сокрыл, затмил кустарник, размыла долгая вода. Не вычитать из недомолвок непрочного известняка: вдруг, бедный, он остался молод? Да, лишь одно наверняка известно. И не больше вздора все прочее, на что строку потратит лень. Дождь. С косогора вид на Тарусу и Оку». Храм Живоначальной Троицы сто лет назад построен по проекту Поленова. С церковной паперти открывается вид на… русский простор. Та самая «широка страна моя родная». Говорят, японцы хранят традицию любования на Фудзияму, просто так – сидят и любуются, такое вот время, проведенное с пользой. Россией любоваться, наверное, правильнее всего отсюда. Дух захватывает!

Доехать можно и на электричке, и на машине, но лучше  чтобы машина осталась в стороне и – последние километр-два пройти пешком. Пешая прогулка дает ритм дыханию, да и к воздуху здешнему надо еще привыкнуть.

Все легендарные музеи-усадьбы, музеи-заповедники, впрочем, как и все самые знаменитые театры, становятся известными благодаря своим лидерам, директорам. Поленово – это Грамолина. Очередной юбилей у нее – на следующий год, из прожитых – 44 года она работает здесь, почти четверть века – директором, теперь – замдиректора по научной работе, а директором стала ее дочка, Наталья Федоровна Поленова, правнучка художника. Ее легенда делает первые шаги.

Лошади, козы, каретный сарай, около которого незнакомые эмансипированному городскому жителю, но  важные в хозяйстве детали – хомуты и подпруги (названия помнятся по старым книжкам). Куры бегают. Покормить курочек – за этот аттракцион можно было бы брать деньги, но в Поленове разрешается всем желающим. Кони есть, а конюха нет, то есть и конюх свой в Поленове имеется, но оформлен, как положено по закону, музейным смотрителем.

Поленово отстояли усилиями  музейных сотрудников, в первую очередь Натальи Грамолиной.
Поленово отстояли усилиями  музейных сотрудников, в первую очередь Натальи Грамолиной.

Приметы  усадебного быта тоже способствуют сохранению духа этих мест, где, гуляя по холмам, открываешь в себе самые что ни на есть живые патриотические чувства. Вот такую родину хочется любить, и любить приятно. Сохранить все это удалось, конечно, чудом, ну и, конечно, героическими, даже самоотверженными усилиями музейных сотрудников, Грамолиной – в первую очередь.

Одна из бед нашей жизни, что сегодня «натуру» в Москве уже не отыскать. Помню какой-то фильм, где оператор изо всех сил старался, не давая камере «выйти на крыши»: московские крыши все неисправимо испорчены. А в Поленове взгляду, как и кинокамере, ничто не мешает любоваться просторами. Грамолина вспоминает, как много лет назад, она еще работала в Муранове, на правлении колхоза впервые встал вопрос о необходимости защитить мурановские – тютчевские – холмы и как она, взяв слово, стала читать им стихи. Ее послушали и, ошеломленные наглостью 25-летней девицы, холмы решили не застраивать, хотя по закону имели право.

Наталья Николаевна Грамолина, можно сказать, «дышит» Поленовом, хотя, правильнее сказать – в унисон: здесь, говорит, смысл России, в этих пейзажах, ландшафтах. Так и есть. Тут же, смеясь, вспоминает, как еще недавно выдавали музею два ящика гвоздей, один из которых они потом меняли на кубометр шифера. Так и крутились.

Грамолина привыкла жить открытым домом, кажется, что едва знакомого человека здесь готовы и в дом пригласить, и за стол усадить. А дальше – и рюмку нальют, и накормят, конечно. Ее рассказы – не хуже афанасьевских волшебных русских сказок. Однажды, начинает она очередную историю, приехал человек, распахнул перед нею чемодан зеленых. «Ну, что, – говорит, – мать?» Попросил продать ему два гектара напротив Тарусы. «Г…о вопрос! Как зовут тебя?» – «Владимир Иванович». – «Так вот, Вова, я согласна, но через час приедет твой приятель, и к вечеру от заповедника не останется ничего. Ни этого дома, ни даже этого чемодана. Так что забирай свой чемодан обратно». В той или другой словесной интерпретации такие истории случались не раз. Случаются до сих пор, но связь с Поленовом, кровная, настоящая, – еще один аргумент в пользу сохранения этих заповедных мест в их заповедном поленовском виде. Рассказывает, как Хасбулатов когда-то предлагал семье оформить 25 соток в собственность, себе домик построить. Они отказались, понимая, что там, где 25 оформят им, там мгновенно появится еще кто-нибудь, еще и еще. И заповедник исчезнет, глазом моргнуть не успеют. Так что здесь все музейное, государственное. Ничего своего у Поленовых нет. Ведь и сам Поленов мечтал о первом народном музее, и сына назначил первым директором. В 37-м Дмитрия Васильевича арестовали как английского шпиона. Он взмолился: я и английского не знаю, знаю немецкий. Значит, немецкий шпион! Не проблема. Арестовали и его, и его жену. Дом выстоял, пережил обстрелы во время войны, о которой напоминает теперь огромный камень: здесь был остановлен враг.

Из музейных экспонатов все без исключения восторженно, совершенно по-детски реагируют на диораму с кругосветным путешествием – диораму сделал сам Василий Дмитриевич для крестьян, расписывал акварелью и гуашью.  В мастерской на втором этаже – рабочая копия картины «Христос и грешница», написанная углем. Настоящая была куплена Александром III, а на вырученные деньги Поленов и купил здешнюю землю. И усадьбу построил, денег хватило.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1029
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1148
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
376
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1546

Другие новости