0
3593
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.02.2014 00:01:00

Подумаешь, умники нашлись

Светлана Гамзаева
Собственный корреспондент "НГ" в Нижегородской области

Об авторе: Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «НГ» в Нижегородской области.


Умники в советском кино вовсю предаются рефлексии. Кадр из кинофильма «Вокзал для двоих»

В нашей стране стыдно быть умным. Так сложилось исторически. Ну а я это хлебнула еще в детском саду.

Моя сестра ходила в детский сад мясокомбината. Этот садик оказался ближе всех к дому, и там сытно кормили, так что родители думали, что выиграли. Но они прогадали. Сестру там сразу невзлюбили. Потому что ее папа и мама были врачами. Узнав, кто ее родители, мясокомбинатские дети смеялись ей в лицо и переставали с ней играть. (Прямо как в анекдоте про папу-инженера: «Дети, не надо смеяться над чужим несчастьем».) Умная девочка, она быстро сообразила говорить «мой папа – шофер», но было поздно. Она уже стала всем чужой.

В моем садике о происхождении меня никто не спрашивал. Оно угадывалось. Ведь мое платье было не из соседнего магазина, а из папиной командировки. И у меня были эластичные колготки оттуда же, которые почему-то не свисали, как у остальных девочек, на коленках, а облегали фигуру. И я стеснялась хулиганить. Все это было стыдно. Потому что быть не такой, как все, стыдно. В детстве тем паче. Это лишний раз давала понять воспитательница. И, конечно, дети.

В моей группе был единственный мальчик Леша, с которым я чувствовала классовую близость. Его папа тоже работал врачом. И сам он казался странным, как и я. Хотя и учил меня смачно сморкаться сквозь пальцы на землю. У него самого это не очень получалось, и его варежки всегда были в соплях. Способность так сморкаться он подхватил у соседа, грузчика. Сосед постоянно бухал, и Леша говорил о нем с восхищением. Они жили в полуподвале, и Леша рассказывал, что любит смотреть в окно, у кого какие ботинки. Наша квартира была на верхнем этаже, и я ему немного завидовала, даже несмотря на то, что у нас протекала крыша и ночью я засыпала под мерный стук капель о металлический таз.

Мы уже тогда стеснялись этой странной своей социальной принадлежности. Которая могла бы стать привилегией, но в другое время и не в этом месте.

Я вспомнила свою детскую историю недавно. После передачи о генерале Власове на одном из центральных каналов. Это была не обычная историческая передача, а важная, с якобы далеко идущими обобщениями-намеками. Там говорилось, что нынешний городской креативный класс – это агенты влияния вражеских сил, пятая колонна. Что «все эти хипстеры, блогеры, экспаты и креативщики» – предатели. И у предателей особый состав крови. Я выключила телевизор, потому что начало тошнить. Но что-то уже успело кольнуть внутри, знакомое и несправедливое, как в детском саду.

Есть у нас такая народная примета: не дай бог показаться умным, это к несчастью. Но еще хуже, если ты в силу своей профессии и образования оказываешься в «умной» социальной группе. Уже от этого ты становишься уязвимым и рискуешь получить какую-нибудь обидную кличку вроде «хомячка», «планктона», а теперь еще и «пятой колонны». В другой группе ты свой ум еще можешь успешно скрывать. Это хорошо отработанный социальный навык. А вот быть умным в силу групповой принадлежности – тут даже и не отмажешься.

Уже в детском саду стыдно быть не таким, как все.	Фото Reuters
Уже в детском саду стыдно быть не таким, как все.
Фото Reuters

Стыдно быть умным. Стыдно стыдиться. Стыдно вообще предаваться рефлексии. Рефлексировать – почти как комплексовать. Этот комплекс был до идиотизма обострен в старых советских фильмах. Достаточно вспомнить жалкого астрофизика Николая Гавриловича в «Блондинке за углом» в исполнении Андрея Миронова. Или столь же беспомощного героя Олега Басилашвили в «Осеннем марафоне».

В одном из интервью Мераб Мамардашвили проследил эволюцию «креативного класса» в России. Как при Екатерине II «в имперском монолите, в громадном теле особой природы возникла малюсенькая прослойка людей – всего из сотни аристократических семейств, явившая нам сгусток какой-то чудовищной энергии, инициативы, таланта, вольнолюбия». И как ввиду полной неуместности этих «пузырьков шампанского» в большом, плотном теле почти тут же возникли «лишние люди». А затем появился и совсем особый тип человека – «идиота возвышенного» или «тридцать три несчастья» – «слегка окультуренного неумехи, спотыкающегося о собственные руки и ноги и весьма агрессивного».

Примечательно, что режиссеры, чтобы искупить интеллигентность своих героев, пускали их во все тяжкие. Заставляли замазаться, чтобы очиститься. Например, Шурик у Леонида Гайдая должен был или пострадать на стройке, или получить огромную шишку, и это еще полбеды. Володе Шарапову из «Места встречи изменить нельзя» пришлось внедриться в банду, научившись бегло ботать по фене и придумать легенду в оправдание своим слишком белым, слишком тонким пальцам пианиста. А персонажу Олега Басилашвили из «Вокзала для двоих» так даже отсидеть по полной за преступление, которого не совершал, чтобы оказаться достойным любви социально незапятнанной героини Людмилы Гурченко.

В реальной жизни кто-то проходил подобное искупление с помощью водки или тоски. А студенты, например, с помощью картошки. Я помню, как собранная нами картошка гнила под дождем. Уже тогда было ясно, что наша миссия – не в помощи труженикам колхозов и совхозов. Им она была явно не нужна. А в неком искуплении. Только отработав в сентябре в поле, ты можешь приступить к «умным», чистым занятиям.

Я научилась красить оконные рамы после окончания школы. Медалистка, я поступила в институт, сдав на пятерку одну-единственную физику. Но весь август, как и другие поступившие отличники, товарищи по несчастью, занималась ремонтом общежитий. Причем остальные абитуриенты, сдав прочие экзамены, уже отправились на каникулы, а мы все продолжали осваивать малярное мастерство. И это тоже было искупление.

Пузырьки шампанского до сих пор остаются артефактом в российском плотном теле. Так что если вдруг обнаруживаешь у себя такое вызывающее качество, как ум, то лучше его скрывать, не выпячивать, так спокойнее. Вот все и не выпячивают. Слово умничать, кажется, существует только в русском языке. По-английски, например, это try to be clever или show off one's intelligence. Иные смысловые оттенки.

Моя знакомая работает в библиотеке районного центра. Она вынуждена покупать в основном дешевые (не только буквально) книги. Ведь в отчетах с нее спрашивают не качество, а количество. Иногда она покупает-таки хорошие, качественные книжки, но исподтишка, словно делает что-то запретное, постыдное.

В общем, непросто это у нас – быть умным, все время чувствуешь себя дураком. Несколько лет я проработала в региональной газете, где редактор любую идею обрубал фразой: «А ты думаешь, читатель это поймет?» Тот, кто не разрешает себе быть умным, вынужден и всех остальных считать за дураков, чтобы получать хоть какую моральную компенсацию.

Но уж если умный человек уезжает из России, его креативность вырывается шампанским фонтаном наружу. И оказывается, что яйцеголовость – это гордость, а не стыд. Не случайно большинство наших великих соотечественников совершили свои знаменитые открытия и осуществили замыслы за рубежом, в эмиграции. А Григорий Перельман первым доказал гипотезу Пуанкаре, эмигрировав еще более креативным способом: уйдя в эскапизм, нырнув подальше от социальной реальности глубоко вовнутрь.

Зато оставаясь и рискуя быть умным здесь, открыто, можно чуть-чуть изменить себя. И даже страну и мир. Как бы это ни показалось невпопад.

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
353
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1616
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1968
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1598

Другие новости