0
5316
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.08.2014 00:01:00

Старый друг – хорошо, но новый с климат-контролем – лучше

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Владимирович Смирнов – шеф-редактор «НГ-online».

Тэги: московский автобус, юбилей


московский автобус, юбилей Советские автобусы – наша история, которую бережно сохранили.

«Будьте добры, вы не передадите?» – говорили москвичи, войдя в автобус и не имея возможности самостоятельно опустить пять копеек в кассу. Или: «Передайте на книжечку, пожалуйста». Эта кодовая фраза означала, что пассажиру нужно десять абонементных талонов, склеенных вместе, что давало возможность не опускать деньги в кассу, а воспользоваться компостером. Деньги, переходя из рук в руки, достигали кабины водителя и через некоторое время возвращались в виде абонементной книжечки.

В честь 90-летия начала регулярного внутригородского автобусного сообщения Мосгортранс устроил выставку техники, которая использовалась на столичных маршрутах. Старые «ЗИСы», «ЗИЛы», «ЛАЗы», не очень старые «Икарусы» и «король» столичного общественного транспорта, супердолгожитель «ЛиАЗ 677» двух модификаций. Идя вдоль колонны блестящей раритетной техники, выстроившейся на Ленинградском проспекте, я никак не ожидал встретить старого «друга». То, что «ЛиАЗы» будут участвовать в этом параде, я не сомневался, но то, что там будет автобус моего маршрута, – не ожидал. И как только увидел, сразу полез за смартфоном, чтобы тут же его увековечить на ленте в соцсети. Когда мы «дружили», ни о каких соцсетях невозможно было даже и подумать, а слово «компьютер» было «неправильным», надо было называть это сложное и загадочное устройство ПЭВМ. Кстати, и маршрута, по которому ходил этот автобус, более не существует. Номер, конечно, остался, он нынче присвоен другой линии. Когда мы «дружили», 89-й ходил от улицы Герасима Курина до Китай-города (площади Ногина), и я им пользовался едва ли не ежедневно, доезжая от Триумфальной арки до Филей или в другую сторону – до Нового Арбата (Калининского проспекта) и центра города. Автобусы по этой линии ходили довольно редко, и пустым 89-й был разве что поздно вечером или рано утром. Когда линию закрыли, стало немножко грустно, и как приятно было встретить «ЛиАЗик» пятого автобусного парка с табличкой «89».

Еще немного о том, как было «правильно» ездить в «ЛиАЗах». Задняя площадка автобуса – гениальное изобретение советских конструкторов. Кажется, на ней можно было утрамбовать сколько угодно народу: о комфорте пассажиров думали, кажется, в последнюю очередь. И народ трамбовался, порой весьма жестко. Такая социалистическая «общность» не то что рукой пошевелить не давала, даже дышать было трудно. И было у большого заднего окна в углу особое место, отгороженное поручнем. Там на полу под кожухом находился механизм открывания дверей. Так вот, если пролезть под поручнем и встать на этот кожух, то и в окно смотреть удобно, и не затопчут. В общем, кожух этот был часто помят, потому что дети обычно очень любили смотреть в окно, встав на эту приступку. Для полноты картины остается только добавить, что «ЛиАЗ 677» выпускался аж до 90-го года прошлого века, и на долгое время образ московского автобуса был связан именно с его силуэтом, изначально, кстати, весьма симпатичным. Изначально – потому что в то время вид машин, выходящих на линию, был не сильно презентабельный: помятые, перекошенные, латаные-перелатаные, они были фактически неубиваемы. Шумно, медленно, часто за пределами конструкционных возможностей, они стойко выполняли свою работу. И то, что в 5-м автобусном парке с любовью ухаживают за этим трудягой, вызывает большое уважение.

Горожанам разрешили познакомиться с техникой вплотную.	Фото автора
Горожанам разрешили познакомиться с техникой
вплотную. Фото автора

О следующем автобусе-ветеране – «Икарусе-180» тоже есть «файл» в памяти. Машина, которая имеется в коллекции Мосгортранса, уникальна хотя бы потому, что осталась одна, кажется, в целом мире, восстановленная практически полностью. Венгерские автостроители пытались этот экземпляр выкупить, но наши не отдали. Появление сочлененных «Икарусов» (в простонародье – «гармошек») явило собой новую эпоху в развитии московского автобусного сообщения. Наш народ такого чуда ранее не видел: дизайн машины разительно отличался от всего того, что ходило по советским дорогам, а белый цвет придавал некий особый городской шик. Несмотря на некоторые конструкционные недоработки венгерских инженеров, эти машины в Москве эксплуатировались широко, и я мечтал прокатиться на «180-м», да только вот их не было в западной части столицы. В «файле» сохранилась ночь, собачий холод и конечный пункт у метро «Варшавская». И этот автобус. В нем было очень зябко и сумрачно. Но что такое холод по сравнению с возможностью проехать на модном «Икарусе». На смену 180-м пришла следующая модель – 280-е, которые стали вытеснять отечественные «ЛиАЗы», так как были более вместительные. За всех москвичей не скажу, но мне они никогда не нравились ни по дизайну, ни по компоновке салона.

В строю московских автобусов оказались и «ЛАЗы» – машины производства Львовского автозавода. На внутригородских маршрутах их было мало, в основном им отдавали линии в область. На мой взгляд – наиболее неудачное решение автобуса для пригородных перевозок. Жуткий дизайн середины 60-х с выпирающим сзади моторным отсеком сочетался с тесным салоном и двигателем, который, казалось, еле тянул. Междугородние, так называемые мягкие «ЛАЗы» выглядели на порядок лучше, но на них и нагрузка была меньше в плане вместимости.

Модели 60-х годов и старше уже в памяти не отложились, но то, что удалось сохранить эти машины на ходу и в отличном состоянии, – огромная удача, помноженная на кропотливый труд. И кажется, хорошо, что сейчас философия устройства городского автобуса в Москве повернулась лицом к пассажирам, потому что воспоминания о советских автобусах как у «активного пользователя» теплым назвать не получается за редким исключением. Но все это – наша история, которую бережно сохранили и которая позволяет сравнивать.

Колонна раритетных автобусов «ударила автопробегом» от Белорусского вокзала до площади Сахарова, где горожане могли познакомиться с техникой вплотную: посидеть в салоне и даже заглянуть под капот. Дорогу сдюжили не все. Мне удалось сесть как раз в тот автобус (им оказался один из «ЗИСов»), который до финиша не дошел, остановившись на Тверской. Мне его было немножко жаль, да он наверняка и сам расстроился, но совершенно точно, что механики его приведут в порядок и он сможет принять участие в параде на 100-летие московского автобуса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
306
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
248
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
234
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
264

Другие новости