0
7810
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.11.2014 00:01:00

Пастуший рожок Бориса Юхананова

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: театр, станиславский, москва, электротеатр, борис юхананов


театр, станиславский, москва, электротеатр, борис юхананов Пока строители завершают работы, актеры с энтузиазмом репетируют будущие спектакли. Фото Алексея Лерера

Не скрою – самое сильное впечатление на меня произвели не масштабы работ и даже не бережно проведенная реставрация потолков, где сохранили и как бы вывели в люди лепнину начала прошлого века – тогдашнего Электротеатра – одного из первых синематографов в Москве, а ржавый и несколько даже погнувшийся рельс – остатки тех грандиозных преобразований, которые даже в стихах успели прославить: как и многие другие дома, этот тоже передвигали, когда в 30-е расширяли Тверскую, и вот один из рельсов обнажили сейчас в подвале, и он, надо признать, впечатляет. Как остатки великих советских строек, как яркий след энтузиазма первых пятилеток. И в общем, этот самый рельс – с его впечатанным от времени прогибом – можно воспринимать этаким нотным значком легато, то есть буквально связывающим те масштабные перемены с нынешними, которые происходят в «Станиславском» сейчас. Пока толком не знаешь, как склонять теперь театр, поскольку после перемен слагаемых здесь, совершенно ясно, изменится и сумма: придя в Драматический театр им. Станиславского, новый худрук Борис Юхананов начал с невозможного – выселил два ресторана, которые, по-барски развалясь, казалось, скоро выселят из здания и сам театр, во всяком случае, большая часть фойе и даже закулисье были отданы под заведения общественного питания. Юхананов не скрывает: питать будут и дальше, уже сейчас всех сотрудников театра кормят в буфете бесплатно, а дальше, когда театр наконец откроется, то есть начиная с января будущего года, мечтает Юхананов, все пространство фойе превратится в круглосуточно работающий выставочный зал тире кафе тире все, что только возможно еще в околотеатральном пространстве, с дискуссиями, кинопоказами, далее, как говорится, везде. 

За два месяца до открытия в зале еще стоит пыль, первое, что бросается в глаза и отсутствие чего даже в первое мгновение пугает, – сцены нет, планшет сцены снят и уже восстановлен не будет. От старого зала узнаваемо краснеет и бордовеет модерновым изгибом парапет балкона. Он – из старого, старинного, подлежащего реставрации. Его сохранили таким, каким был, восстановили по старым чертежам, так же как и нижний карниз. Но использовать скорее всего не будут. Публика вся будет садиться в партере, разумеется, как теперь это модно – зрительские ряды можно будет поставить и так, и эдак, в самом традиционном виде ряды будут подниматься амфитеатром до самого балкона. Люстре из зала нашли место в фойе, она тоже – охраняемая, старинная, хотя и не с самых «древних» времен. В зале весь потолок теперь – высокотехнологичный, стены и потолок исчерчены трубами – ко всему и везде, где захочется режиссеру и художнику, можно теперь крепить самые разные конструкции, то есть сценой, гордятся в театре, теперь может стать весь зал – 104 механические лебедки, в то время как обычно, привычно все они находятся на сцене, и их в театре – 13–14. В этой бетонной коробке, обещают, будет потом хорошая акустика, которая позволит обходиться актерам без микрофонной подзвучки – всех будет слышно. На акустику будут работать и выложенные гармошкой стены из фанеры, покрашенной под бетон, сложная форма обеспечит хороший звук.

В зал потом войдет – проверяли уже, помещается – настоящий Boeing 777, займет весь зал. Зал подгоняли под эту необходимую Юхананову деталь декорации будущей его «Синей птицы», настоящего театрального блокбастера, имея в виду масштабы будущего спектакля-эпопеи, на который будут продавать, рассказывает режиссер, абонементы – на три вечера подряд. Три вечера – три спектакля, вряд ли каждый удастся уложит в три часа, но Юхананов редко мыслит «крохотками», если воспользоваться словом, которым Солженицын назвал свой цикл литературных миниатюр. Сюда же, на сцену своего электротеатра, режиссер предполагает впоследствии перенести и спектакль «Стойкий принцип», который шел около 10 часов два вечера подряд на сцене Школы драматического искусства. Впрочем, самолет – не единственное, чем собирается поразить воображение зрителя Юхананов в своей «Синей птице», – его учитель Анатолий Александрович Васильев, известно, любит работать с голубями, а Юхананов обещает пролет стаи ворон. Такой вот блокбастер, где детишек Тиля и Митиль сыграют народный артист России Владимир Коренев и его жена Алефтина Константинова. Такой вот блокбастер затеяли для 140 зрителей, на столько он рассчитан, – Cirque du Soleil в драматическом театре. В других спектаклях зрителей может быть больше – может быть, 300, может, 400. Играть будут везде – на сцене, за сценой, на балконе, смотреть тоже будут из разных точек, пока режиссер показывает широкоформатный альбом, где по часам расписаны все сцены будущего его спектакля, с планами, картинками, эскизами будущих костюмов. Понятно уже – что масштабно. 

Пока репетировали, Юхананов много разговаривал с актерами – в «Синей птице» тема прошлого, памяти – одна из важнейших, а в спектакле это будет история памяти о советском прошлом, о прошлом конкретных людей – Коренева и Константиновой, истории Театра Станиславского, часть этих разговоров, снятых и смонтированных, войдет в спектакль. Еще одно начинание Юхананова – книги к спектаклю. Дневник режиссера – распространенный жанр, будут и такие книжки, но книга о спектакле или книга спектакля – особый, другой уже жанр. Такая книга уже есть, посвященная «Стойкому принципу», такие же будут выпущены и ко всем другим спектаклям театра. А «Диалоги для спектакля» Коренева и Константиновой выйдет к премьере «Синей птицы». 

Но первый спектакль будет не юханановский – первую премьеру 26 января, когда откроется театр, сыграет Теодорос Трезопулос, друг Васильева и Юхананова, в его спектакле рассадка публики будет вполне традиционной. Спектакль уже готов, здание чуть задерживает премьеру, прогон которой уже успели сыграть. Премьеру «Синей птицы» планируют на 13 февраля.

Еще одна новация – граффити на стене: большая стена, выходящая на Тверскую, будет отдана художникам, которые каждый месяц будут обновлять ее, посвящая стену репертуару на следующий месяц.

Выходишь на лестницу – потолок удивляет несколько странным серовато-зеленым оттенком – такой, вскрыв слой за слоем штукатурку, решили оставить. Старую лепнину отреставрировали, а там, где ее не осталось, через пропуск – открыто, не пытаясь подделаться под старину, – положили уже новую, в том же стиле, но с чуть более крупным рисунком. И новый потолок – уже белоснежно белый. Выглядит это эффектно, опять же – как диалог старого и нового, открытый, свободный. Балясины парапета на лестнице с каменной крошкой – 50-х годов. Ступени лестницы заново шлифовали, где-то делали заново. По лестнице везде стены будут рассекать лучи света, поскольку – электротеатр, балки будут такими, что будет казаться – светятся изнутри. 

Поражают гримерные, которых, жаль, зрители увидеть не смогут: с широкими диванами в стиле модерн и расписанными небесными светилами – по мотивам гравюр XV века – потолками. 

Во дворе уже строится малая сцена, со стеклянным фасадом – этакий стеклянный куб, а сам двор впоследствии, мечтает худрук, легко будет превращаться в игровое пространство, ну а днем, когда будет тепло, вынесут столики, вечером можно будет зайти и посмотреть трансляцию спектакля, если у кого будет такое желание.  

В фойе везде, где можно, – каретки, на которые можно подвешивать любые выставочные конструкции, и к первой премьере здесь откроется выставка масштабных фотографий из спектаклей Терзопулоса, правда, масштабных – три с половиной метра на метр, в фойе же обнажены металлические столбы, сохранившиеся с еще докинотеатровских времен, когда здесь еще был обычный доходный дом. 

Гардероб снесли в подвал. Вот еще что занятно, конечно: сперва гардероб намеревались сделать там, где до того был ресторан, в пристройке, но делать его там не разрешили, то есть то, что можно было больше десятка лет ресторану, театру – нельзя. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
844
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
797
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
908
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
796