0
3761
Газета Стиль жизни Печатная версия

01.12.2017 00:01:00

Волшебное дело скромного человека

Лучшие работы фотохудожника Верховского – портреты режиссера Тарковского

Зоя Межирова

Об авторе: Зоя Александровна Межирова – поэт.

Тэги: художествнная фотография, григорий верховский, выставка, чикаго, петербург, андрей тарковский


художествнная фотография, григорий верховский, выставка, чикаго, петербург, андрей тарковский Маленький Гриша всматривается в камеру, а она – в него. Фото из семейного архива Верховских

Хотя и было сказано: «Людей неинтересных в мире нет...», наверное, все замечали: скромные, деликатные люди на первый взгляд кажутся неприметными, а то и неинтересными. И эта их скромность, как некая пелена, скрывает своеобразие и глубину характера, если те, конечно, наличествуют. 

Не думаю, что я излишне застенчива, но был один забавный случай, запомнившийся навсегда. Мой приятель, работавший электриком в Театре на Таганке, человек обаятельный и необычайно общительный, попросился справить у меня дома свой день рождения. Я с радостью согласилась. Незнакомая компания, веселая и разбитная, набилась в мою маленькую двухкомнатную. Шум, смех, веселье… Вдруг одна актриса спросила: «А где же хозяйка?» Все переглянулись и притихли... Пришлось, улыбнувшись, слегка приподняться со своего места в уголке – реакция оказалась не менее бурной, чем все предыдущее веселье. Мне тогда вспомнились слова моей маленькой дочки: «Хорошо быть бедовой!..»

Но скромность – не для дел и их продвижений. И тем более не для «зарабатывания» известности и популярности. Талант недавно ушедшего от нас Евгения Евтушенко обладал одной наиважнейшей особенностью:  поэт был гениальным менеджером своего искусства. «Мне не дали славу – я сам ее взял...» – написал он. Не всем такое дано. Это тоже дар, и дар особый.

Вода была важной стихией для Андрея Тарковского. Снимок сделан Григорием Верховским на съемках «Сталкера».	 Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Вода была важной стихией для Андрея Тарковского. Снимок сделан Григорием Верховским на съемках «Сталкера». Фото предоставлено пресс-службой Русского музея

Известно, что характер и натура художника – порой две совершенно разные вещи. В чем я не раз убеждалась, общаясь с мастером художественной фотографии и кинооператором (работавшим в том числе с Андреем Тарковским на «Сталкере») Григорием Верховским. Человек скромный и тихий, каков же он в своих фотографических работах, многие из которых теперь размещены на его персональной выставке в Русском культурном центре Чикаго, где он сейчас живет, и одновременно на стенах экспозиции «Андрей Тарковский. Художник пространства» – в Русском музее Санкт-Петербурга?

Ну, конечно, все начинается с детства, и корни всего именно в нем. 

Моему отцу, Александру Межирову, например, его мать, мечтавшая, чтобы маленький Шура, как его называли в семье, полюбил поэзию,  каждый вечер читала перед сном Пушкина, Некрасова, позднее – Блока. Попробуйте ежедневно своему ребенку читать прекрасных поэтов – звук, мелодия обязательно останутся навсегда в памяти, и он скорее всего  начнет писать, подключенный к потоку Музыки.

 Присутствует музыка и в изобразительном искусстве, сферой которого является художественная фотография. Звучащий напев сюжетов Григория Верховского... Да, все начинается с детства. Отец – художник-оформитель праздничных декоративных убранств столицы, старший брат – известный график, оформитель книг. В доме везде много фотографий, и в стопках на столах, и на стенах. Сохранилась фотография середины прошлого века – на ней трехлетний Гриша, буквально влипший в грузную, старого образца камеру: она для него, как это ни удивительно, уже не игрушка. В четыре  года Гриша фотографирует свою бабушку – сохранился и такой снимок в семейном архиве.

…Издательство «Советский писатель» заказывает 23-летнему Верховскому, только что окончившему московскую фотошколу, сделать ряд фотографий к сборнику стихотворений Роберта Рождественского «Радиус действия».  Книга выходит не теперешним тиражом – огромным, в 50 тысяч, расходится мгновенно. И Григорий в один день становится признанным фотографом.

Одна из фотографий в том сборнике – моя, быть может самая любимая. Площадь перед Московским университетом. Она почти пуста, дождь отскакивает от тротуара, поблескивая в туманном свете дня. Кто-то перебегает это пустынное пространство. Кажется, все очень просто и обычно. Но какая магия! Интересная композиция, легкая, эмоциональная светотень – всё так. Но что-то есть еще, что невозможно передать словами. Словно какая-то нежная невидимая скрипка поет мелодию любви к этому сырому московскому воздуху, мелодию родства с этой площадью и со всем пространством города, мелодию восхищения красотой мира и слегка горького сожаления, что он так хрупок и не навсегда... 

Характеру Верховского, казалось бы такому тонкому и проникновенному, свойственны  резкие и, я бы сказала, властные перепады в сюжетах.  Праздничная свадебная пара молодоженов в светлом летнем лесу – и железный, тяжелый, неуклюжий, уродливый танк за деревьями, похоже,  вот-вот способный двинуться и заслонить собой счастливый момент.

Обшарпанный московский двор с разбитыми, облупленными дверью подъезда и ведущими к ней ступенями, в котором грузная неопрятная женщина выгуливает собаку, справляющую нужду, – а за аркой подворотни, чуть вдали по улице, длинная, в несколько рядов, очередь к Моне Лизе в Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Противовес тишины и радости – дьявольской цели войны, противовес убогости грязного быта - и высокого взлета души, тянущейся к прекрасному… Что это, как не глубокое истолкование жизни, философское ее осмысление?

Репетиция оркестра Силантьева – с наплывшими друг на друга трубами исполнителей, словно скрещивающимися в бою саблями или рапирами. Майя Плисецкая в репетиционном костюме у огромного зеркала балетного зала. Одухотворенный портрет Анни Жирардо в Доме офицеров, где собралась толпа, узнав, что здесь сейчас находится знаменитая французская актриса. И тут же портрет Михаила Таля, сверхдраматично-выразительный: идут последние минуты блиц-турнира, шахматный гений уставился на циферблат часов, которые вот-вот должны показать закончившееся время. Образ прямо-таки демонической мощи!

Но главные из портретов, сделанных Верховским, – это портреты Андрея Тарковского во время и в перерывах работы над фильмом «Сталкер». Тарковский обдумывает что-то, погрузившись в себя и плотно закрыв лицо рукой, – этот экспрессивный снимок был представлен среди прочих на выставке Русского музея, которая только что отправилась в Германию. А открывалась экспозиция работой, тоже неспроста выбранной устроителями, – портретом режиссера с кинокамерой. 

Мастер композиции и светотени, Верховский работает в черно-белой фотографии, которая наиболее ярко передает все нюансы, все оттенки переживаний и состояний, выражая суть явлений художественными средствами. И я счастлива, что портрет для моей первой книги стихов «Качели весны» сделан именно этим фотохудожником. Сколько мук и времени было потрачено, сколько отснято пленок… Нет, все у него получалось, просто он чувствовал, что нужен наилучший единственный кадр! Никогда бы не позволила себе говорить о собственном портрете, но фотография эта волею художника, казалось, меняла  мое лицо, делала его загадочнее, утонченней, добрей… Волшебство, да и только.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк обещает не мешать росту экономики высокими ставками

Центробанк обещает не мешать росту экономики высокими ставками

Анатолий Комраков

Эльвира Набиуллина добилась симпатии большинства депутатов Госдумы

0
1116
Сбережения россиян не защитят ни рубль, ни доллар

Сбережения россиян не защитят ни рубль, ни доллар

Михаил Сергеев

Курс самой популярной валюты снизится, но ненадолго

0
2859
Российскому газу все сложнее конкурировать с американским

Российскому газу все сложнее конкурировать с американским

Ольга Соловьева

Соединенные Штаты восстанавливают добычу на сланцевых месторождениях

1
2354
Авиакомпания Lufthansa рассчитывает вернуться на прибыльный уровень в 2024 году

Авиакомпания Lufthansa рассчитывает вернуться на прибыльный уровень в 2024 году

0
622

Другие новости

Загрузка...