0
166
Газета Стиль жизни Печатная версия

13.11.2025 17:59:00

Создание музея Левитана: чем дело кончится

Наше культурное наследие богато и обширно, но не беспредельно

Нонна Верховская

Об авторе: Нонна Ивановна Верховская – искусствовед.

Тэги: культурное наследие, исаак левитан, меценатство, семья морозовых, музей левитана, сохранение памятников, патриотизм


культурное наследие, исаак левитан, меценатство, семья морозовых, музей левитана, сохранение памятников, патриотизм Именно в мастерской морозовского флигеля художник Валентин Серов написал этот известный портрет. В.А. Серов. Портрет И.И. Левитана. 1893. ГТГ

В центре Москвы, в районе Покровки, есть дом, затерявшийся в глубине тихих двориков, в котором живет дух великого русского художника Исаака Левитана. Дом этот, вернее флигель, построен в конце позапрошлого века Марией Морозовой, женой крупного промышленника Тимофея Морозова, для их сына Сергея. Увлеченный изобразительным искусством, тот пробовал свои силы в рисунке и живописи – весь второй этаж флигеля с просторной комнатой и широким окном с верхним светом, необходимым для занятий живописью, был отведен под его мастерскую. А под окнами пышно цвела сирень...

Младший брат известного мецената Саввы Морозова увлекался не только изобразительным, но  и прикладным искусством, или, как говорили в те времена, кустарным промыслом: Сергей Морозов организовал Музей кустарных изделий и построил для него здание в Леонтьевском переулке. Поддерживал он и основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и его первого директора Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета и отца поэта Марины Цветаевой: имя Сергея Морозова значится в списке первых дарителей музея.  

214-8-3480.jpg
Мемориальная доска на доме гласит: «В этом
доме с 1892 года по 1900 год жил и работал
выдающийся русский художник
Исаак Ильич Левитан». Фото автора
А еще он близко дружил с Исааком Левитаном и буквально боготворил его. Разуверившись в своей художественной  карьере, попросил мать, владелицу усадьбы, отдать флигель в безвозмездное пользование своему другу и кумиру,  бездомному и голодающему художнику. Гиляровский так написал об этом в своей книге «Москва и москвичи»: «Оказала поддержку талантливому юноше (художнику И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи». Меценатство, поддержка талантливых художников и артистов, отличало не только семью Морозовых, но вообще было широко распространено в дореволюционные годы. Дети в богатых семьях  на примере своих родителей приучались к необходимости заниматься благотворительностью и поддержкой русской культуры.

Годы, прожитые художником  в морозовском флигеле, были самыми плодотворными и благополучными в его жизни – больше ему не приходилось заботиться ни о жилье, ни о мастерской. Здесь  написаны почти все лучшие картины Левитана, составившие славу художника, – «Золотая осень»,  «Март», «Над вечным покоем», «Озеро», те самые, которые мы с детства помним по советским школьным учебникам и экскурсиям в Третьяковке. Именно благодаря пейзажам Левитана (а также Саврасова, Поленова, Нестерова) складывался у детей образ русской природы.

В разные годы гостями Левитана были не только  известные русские художники, но и многие выдающиеся люди своего времени, от Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны до Федора Шаляпина, Марии Ермоловой, Климента Тимирязева, Татьяны Щепкиной-Куперник и, конечно же, близкого друга художника Антона Чехова. 

Именно в  этой мастерской  Валентин Серов написал известный портрет Левитана. В 1900-м здесь же, в своем флигеле, Исаак Ильич скончался в возрасте 39 лет.

214-8-2480.jpg
В таком неприглядном виде пребывало здание
долгие годы. Фото автора
Сейчас в левитановском флигеле нет музея и сам он, разрушающийся от времени, закрыт. В советские годы была утрачена часть архитектурных элементов, но общий вид здания сохранен. Его внутреннее пространство было приспособлено под мастерские аспирантов Российской академии художеств, а на углу дома установлена мемориальная доска с рельефным портретом Левитана. В последние годы здание использовалось под офисы и коммерческие помещения, что не способствовало его сохранению как мемориального объекта. 

В итоге этого всего внутренние интерьеры были утрачены или сильно изменены, фасад и конструкции ветшали. В 1960-х годах появился проект реставрации флигеля и создания в нем музея Левитана, который так, увы, проектом и остался.

Как известно, патриотизм, о необходимости которого сейчас говорится повсеместно, начинается с малой родины, с внимания и сохранения памятников ее истории, в том числе художественных. В какой-то момент неравнодушные москвичи забили тревогу: состояние здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, не только в ветхости и запустении, но и в руинном состоянии – осыпаются стены. Объект культурного наследия превратился в аварийный объект культурного наследия, его нынешнее состояние может привести к  обрушению, когда реставрировать будет уже нечего...

Поразительно, что идея создания в этом историческом здании музея знаменитого русского пейзажиста не заинтересовала ни Академию художеств РФ, ни Министерство культуры РФ, ни Третьяковскую галерею. Средства на реставрацию дома Левитана нашлись лишь у одной частной галереи, пять лет назад приобретшей здание на торгах с целью открыть в нем пространство современного искусства. А год назад пришло известие, что проект реконструкции дома-мастерской  согласован и вроде как к 2027 году здание должно открыться – с воссозданной мастерской Левитана, галереей современного искусства и общественным пространством. И что вроде бы строительные работы уже начались.

Остается надеяться, что  никаких проволочек, задержек и консерваций не случится, здание наконец-то будет отреставрировано и в нем и вправду найдется место не только современному искусству, но и исторической обстановке мастерской художника Левитана.

Культурное наследие России богато и обширно, но не беспредельно.  

 


Читайте также


История опять станет обязательным предметом на ЕГЭ

История опять станет обязательным предметом на ЕГЭ

Наталья Савицкая

Выбор экзамена абитуриентами при поступлении в вуз может существенно трансформироваться

0
4083
Новации в университетах начнутся с изменения правил приема

Новации в университетах начнутся с изменения правил приема

Наталья Савицкая

Философия и основы российской государственности должны сформировать осознанный патриотизм у студентов

0
5793
О социологическом измерении патриотизма

О социологическом измерении патриотизма

Гордость за страну как одобрение государственной политики

0
3291
Архитектурная игрушка для сказочного короля

Архитектурная игрушка для сказочного короля

Анна Лундберг

Дворцы Людвига II Баварского удостоились всемирной награды

0
3531

Другие новости