Фото агентства городских новостей "Москва"
По данным свежего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство граждан (61%) за последний год стали больше гордиться своей страной. Вариант «скорее меньше» выбрали 17%. Еще 22% затруднились ответить. За год эти показатели изменились незначительно: в 2024 году больше гордиться страной стали 64% опрошенных.
Социологи не предложили респондентам вариант ответа «горжусь так же, как гордился раньше», хотя он и кажется вполне естественным, его скорее всего выбрали бы многие. Это наводит на мысль о том, что речь идет вовсе не о базовом, присущем многим патриотическом чувстве, а об одобрении деятельности государства. 90% опрошенных гордятся историей страны, 88% – культурой и искусством, 87% – природными богатствами, 79% – сильной армией и военной мощью, 74% – позицией на международной арене.
Два последних варианта идеально вписаны в политический контекст. Это именно те переменные, благодаря которым становится возможным вопрос о большей или меньшей гордости (по сути, респондентов подталкивают к оценке действий властей). В последние годы вопрос о сильной армии и военной мощи перестал быть теоретическим, умозрительным. То же самое касается и позиции на международной арене. Актуальный нарратив власти выстроен вокруг отстаивания интересов России в мире, борьбы с однополярным устройством. Результаты опроса ВЦИОМ – одобрительная реакция граждан, избирателей на эту политику.
При этом лишь 9%, отвечая на вопрос о значимых достижениях последних лет, назвали возвращение Крыма, присоединение Донбасса, саму спецоперацию. 8% сказали о развитии военно-промышленного комплекса. 3% отметили внешнюю политику и то, что «Россию боятся». Более половины опрошенных (51%) затруднились вспомнить достижения, вызывающие гордость. В принципе, если говорить о базовом чувстве патриотизма, это и необязательно. Однако когда разговор идет о большей или меньшей гордости за страну, предполагается конкретика.
ВЦИОМ, уточняя поводы для гордости, поместил в список вариантов «уровень и качество жизни в России». Лишь 40% ответили, что «скорее гордятся» этим, а 48% – что нет. Контраст с другими ответами настолько заметный, что непонятно, для чего было включать этот пункт в опросник. Получается портрет общества, очень довольного внешней политикой власти, поддерживающего СВО, но в то же время не вполне удовлетворенного социально-экономическим положением в самой стране.
Такой скепсис характерен для граждан почти любой страны. Экономика может быть развитой и прогрессирующей, система социальных гарантий – всеохватывающей, но люди всегда хотят большего. При этом они, например, могут гордиться тем, что в их стране есть механизмы и институты, позволяющие донести недовольство до власти, повлиять на ее структуру. Хотя чаще всего, если такая система отлажена, граждане воспринимают ее как данность, как нечто естественное. Они не знают альтернативы.
Если опрошенные ВЦИОМ не вполне удовлетворены или попросту недовольны уровнем и качеством жизни в стране, можно допустить, что это как-то влияет на их политическое поведение – и вообще на политическую жизнь в стране, на динамику партийных рейтингов и т.п. Однако все опросы ВЦИОМ и других социологических организаций показывают, что в области политики в РФ царит нерушимая стабильность. Это означает, что у граждан нет четкого, оформленного запроса к властям и политикам, и система никак не способствует такой коммуникации. Либо большинство привыкло воспринимать не лучшие уровень и качество жизни как нормальный порядок вещей, не вызывающий чувства протеста. Тем более странным в таком случае кажется вопрос, гордятся ли граждане таким положением дел.