0
2477
Газета Главная тема Интернет-версия

31.08.2006 00:00:00

Врагу не сдаются варяг и хазар

Тэги: быков, еврей, жд


Дмитрий Быков боится, что его обвинят в разжигании национальной розни. Не обвинят. Его новый роман «ЖД», который выходит на следующей неделе, заподозрить в оголтелом шовинизме могут только оголтелые шовинисты. Книга получилась уж скорее о железных дорогах России, чем ЖДах. Забавный эвфемизм. Но не о нем речь.

Название сам автор расшифровывает многообразно: жесткий диск, жаркие денечки, жуткая дрянь, живой дневник, живые души и даже жирный Дима. А вы что подумали?

Пожалуй, больше всего подходят «Живые души». «ЖД» – по сути, и есть попытка написать второй том бессмертной гоголевской поэмы, а заодно осовременить первый. Не зря же и Быков назвал свою книгу поэмой. Не сказкой, не романом, не эпопеей. Хотя в эпическом размахе ему не откажешь. И объем соответствующий. Семьсот страниц.

Концепция Быкова такова. Хазары и варяги (евреи и русские, демократы и государственники, но это скорее символ, условное обозначение) на протяжении тысячи лет с одинаковой силой терзают территорию, именующуюся последовательно БС (бескрайней степью), РИ (российской империей), СР (советским раем), ПА (постсоветским адом). Поочередно сменяя друг друга у власти, хазары и варяги, Юг и Север, будучи пришлыми племенами, безжалостно исстребляют местное население. Безвольный, жалкий, поэтический народ, который для простоты мы назовем славянами или васьками, по терминологии Быкова.

Север и Юг, одерживая временную победу, предлагают стране вертикальную и соответственно горизонтальную модели развития.

Варяжского типа садист и демагог всякий раз хочет превратить Россию в казарму, где главным предназначением гражданина является беспрерывное мучение или ранняя насильственная смерть.

Хазарского типа демагог и бизнесмен предпочитает убивать не физически, а интеллектуально, поощряя в народе только три основных занятия: жрать, испражняться и трахаться. При этом четыре трети населения являются нерентабельными, а потому неизбежно оказываются на помойке жизни. Узнаваемая картина, не правда ли?

Все наши опричнины и революции, застои и отстои являются лишь следствием и прикрытием непрерывной борьбы хазаров с варягами, двух зол одинаковой пробы. При этом страдает народ, у которого и имени-то человеческого нет.

Принцип существования быковской России – чем хуже, тем лучше. Самоистребление идет полным ходом. Стороны соревнуются друг с другом в садизме и беспринципности. «Вы размножаться, может быть, хотите, рядовой Воронов? – говорит персонаж-варяг с выразительной фамилией Плоскорылов. – Вы и так уже настолько размножились, что страна не может вас прокормить! Вы должны не размножаться, а сокращаться до количества, потребного в свете высших нужд! И когда указанное сокращение произойдет, мы сможем приступить к великой арийской мистерии!»

Схожим образом ведет себя и хазарская сторона. Другая лишь аргументация: права человека, гуманизм, свобода, открытое общество. А результат тот же – тотальное вымирание.

По Быкову получается, что и первый, и второй этнос России одинаково не подходят. Казалось бы, в таком случае опереться стоит на третью силу, выведенную в романе под видом васьков (это окультуренные и продезинфицированные бомжи, которых горожане в романе используют в качестве маленьких домашних друзей человека – наравне со столь любимыми москвичами собачками) – но и тут: стоп-машина. Совершенно лишенные амбиций, воли, травяные растения: из таких народ не построишь. Тех, из кого еще можно создать новый-старый народ, необходимо какое-то время водить по лесам и болотам – что некоторые герои романа и делают. Сколько и скольких нужно водить, Быков не пишет. Он вообще не отвечает в классическом смысле ни на один вопрос.

Основная мысль, лелеемая и развиваемая Быковым прежде в журнальных публикациях, стихах и романах («Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор»), разлеглась во всей своей наготе на кушетке психоаналитика: Россия ходит по замкнутому кругу, как разомкнуть его? Выход предлагает отец Николай. Чуть ли не единственный вменяемый герой «ЖД». Но и он рисует мрачные перспективы. «Давайте все делать вполруки, и мир продлится. Есть люди... которые вполруки ничего делать не способны, вот и рушится вокруг них все это домино... Мы опасны для мира в его нынешнем виде, да, но мы по крайней мере удерживаем критерий; все рухнет – но останется среди этого стоять какая-то палка, вокруг которой в будущем и можно строиться. А сейчас оно осыпается просто так, кучкой, и, что вокруг этого выстроится – вопрос». То есть гибель неизбежна и так, и так. Если поводы для оптимизма и есть, то чисто метафизические. Реальность же не лезет ни в какие ворота. В краткосрочной перспективе торжествует зло. Всем рекомендуется расслабиться и думать о вечном.

И все-таки книга эта не о России. По крайней мере не только о ней. За вычетом провиденциальных, чисто русских идей, быковские упреки адресованы всему человечеству. Ведь, если вдуматься, все мы немножко варяги. А некоторые до такой степени, что с ними и в троллейбусе ехать страшно. Не говоря уже о хазарах. Внутренний хазар расслабляет людей до амебного состояния. Борьбу, о которой пишет Быков, можно трактовать и в другом смысле, метафорически. Как борьбу человека с самим собой. Прекратится она только со смертью. Пока одно зло борется с другим внутри черепной коробки и вне ее, приходится констатировать, что мы все еще живы. Живые души. Но, разумеется, обреченные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1098
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
573
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
579
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
522