0
1704
Газета Главная тема Интернет-версия

04.06.2009 00:00:00

Патриотизм и дети в красной рубашке

Тэги: пушкин, юбилей


пушкин, юбилей На Арбате стоит правильный памятник. А то что за Пушкин – и без бабы? А к будущему юбилею – еще и с букетом.
Фото автора

Ну да, поэт. Как принято говорить – великий. Пушкин А.С. или Александр Сергеевич П. А теперь очередной юбилей. 210 лет. Не такой, понятное дело, юбилей, что шумно отмечали десять лет назад. Хотя и тогда отмечали совсем не так, как в 1937 году – в столетие со дня смерти. Все-таки смерть Пушкина – тоже подвиг и достижение литературное. Да все, что он сделал или не сделал, – подвиг и достижение литературное. Пока русская проза, кряхтя, выходила из гоголевской шинели (именно с маленькой буквы и без кавычек), Пушкин сидел и писал про то, что мы стояли в местечке ***, и про то, что в одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова, и про то, что несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров, и даже про то, что Кирджали был родом булгар.

Если кто не понял, я привел первые строчки некоторых прозаических вещей А.С. Поговаривают, что на журфаке учат тому, что в заголовке обязательно должен присутствовать глагол. Я там, к счастью, не учился, а потому озаглавливаю, как нравится. Но знаменитая, не помню чья, фраза о том, что если первая фраза произведения не интересна, то дальше уже и читать не стоит, к Пушкину подходит идеально и в лучшем виде. В том смысле, что у него сразу – действие. Сразу интересно.

Пушкинист Виталий Сквозников (интервью с ним см. на с. 2 текущего номера) сокрушается, что за Пушкиным пошел только Тургенев, а не Гоголь и Достоевский с Толстым. Ну и, знаете ли, хорошо. Тем более что не только. Ряд, предложенный ученым, такой: Аполлон Майков, Алексей Константинович Толстой, Константин Случевский, Александр Блок┘ Тоже, признаемся, весьма способные литераторы.

Зато Пушкин – как Ленин. Или как теперь Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич. Или – если кому так привычнее – Библия, Коран, Тора (в позитивном смысле), и проч. и проч. Или народные сказки. Найдется все, ответы на все вопросы. Подтверждение любым чаяниям. Вот и я сейчас сделаю то же самое (не хвалить же, право, опять его стихи, ну, скажем, про спор между Диогеном и Зеноном, любимые мои, разумеется, стихи).

Читают и читали ранее, разумеется, дамы. С их особым, сугубо женским, подходом. Если поэта любят преимущественно женщины, то... ну, скажем мягко, доля пошловатости быть должна. «Женские поэты», «поэты для девушек» мне как-то всегда не очень нравились. Вот и Пушкин пишет: «Жалуются на равнодушие русских женщин к нашей поэзии, полагая тому причиною незнание отечественного языка: но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Баратынского? Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностию самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстроивают меру, уничтожают рифму. Вслушивайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия... Исключения редки».

Поэтому он и гений, А.С., потому и гений. Каждый найдет «свое», каждый потому и пишет – упорно и настойчиво – «мой Пушкин».

У меня, собственно, все, приведу только напоследок еще один фрагментик, если б не Пушкин был его автором, его б можно было обвинить в попытках фальсификации истории в ущерб интересам России: «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Ну и совсем уж напоследок, а то вдруг кто не знает, о чем спорили Зенон и Антисфен (порой называют Диогена, впрочем, спор тот все равно – легенда):

Движенья нет, сказал мудрец

брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним

ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне

приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце

ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Ходить стал Диоген. Зачем ходил?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
367
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
314
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
294
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
325

Другие новости