0
2004
Газета Главная тема Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

Центнер в панаме

Тэги: довлатов, биография, жзл


довлатов, биография, жзл

Валерий Попов. Довлатов. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 356 с. (Жизнь замечательных людей: Малая серия).

О трагикомическом скандале все-таки позже. А начну я со стихов. Довлатовских, времен его срочной службы:

Девушки солдат не любят,
Девушки с гражданскими танцуют.
А солдаты тоже люди,
И они от этого тоскуют.

У стены стоят отдельной группой
Молодые хмурые мужчины.
А потом идут пешком из клуба
Или едут в кузове машины.

И молчат, как под тяжелой ношей,
И молчат, как после пораженья,
А потом в казарме ночью
Очень грязно говорят про женщин.

Я не раз бывал на танцах в клубе,
Но меня не так легко обидеть.
Девушки солдат не любят,
Девушек солдаты ненавидят.


Где-то рядом с улицей Рубинштейна Ленинград, кажется, совсем не изменился...

Бродский Довлатова очень любил, выделял, старался помочь и помогал. В книге Попова Бродского, разумеется, немало. И не только Бродского, там вообще много персонажей. Ни одного, так сказать, однозначного, зато интересные – абсолютно все. Попов, конечно, пристрастен, потому что почти всех знает или знал лично. У него, что нормально, своя собственная версия событий. Но Довлатова он совершенно искренне любит, а то, что пытается «разобраться», – оно и понятно, все-таки биография. Попов признает: «┘пресса полна жалобами и обидами конкретных людей, помещенных Довлатовым в свои сочинения под реальными фамилиями – но описанных весьма своевольно». И далее: «┘многие попали благодаря Довлатову в вечность в абсолютно неузнаваемом виде. Реальные события искажены в прозе Довлатова на девяносто процентов – если не на все сто». А что вы хотели? Художественная проза. И, знаете, писателя и так все обижают, дайте ему хотя бы в книжках своих отомстить.

* * *

Посмертная слава однообразна. Публикации, «популярность», публикация переписки и воспоминаний, статьи и монографии о герое, памятная доска «Здесь жил┘», документальный фильм по телевизору. Что еще? Правильно: памятник и книга в серии «ЖЗЛ». Вот у Венедикта Ерофеева памятник, например, уже есть, ждем «ЖЗЛ». Довлатову, насколько я знаю, памятник еще не соорудили, зато «ЖЗЛ» – вот он, ленинградский прозаик Валерий Попов написал.

Сразу скажу: хорошо написал. Попов вообще хороший прозаик и, конечно, написал он не традиционную биографию. Здесь скорее автобиографическая проза, воспоминания, просто главный герой – не сам автор воспоминаний, а его близкий товарищ. Сергей Довлатов.

Мне более всего понравились главы про службу в армии и про службу в таллинской газете «Советская Эстония». Про ленинградские рестораны – не очень, мы студентами как-то больше по московским пивным ходили. Нет, написано-то как раз хорошо, особенно про то, что Довлатов по городу ходил в шлепанцах. И впрямь ведь: Ленинград – удивительно маленький город. Мне даже порой кажется, что чуть ли не меньше Москвы, хотя, разумеется, вряд ли.

Тон книжки Попова – очень спокойный. И он как будто все время пытается помочь своему герою. Вот опять не напечатали. Или из двух рассказов – один специально плохой, сугубо советский, а второй нормальный – взяли только советский, хотя вроде бы обещали. Или вот про Америку, письмо Довлатова Юлии Губаревой, жене старого приятеля: «┘я почти беспрерывно нахожусь под судом. Меня судили за плагиат, клевету, оскорбление национального достоинства, нанесение морального ущерба┘»

Действительно, все время хочется помочь.

И запои, Довлатова и убившие в конце концов. Не выпить с ним нельзя, очень хочется (мне как читателю книжки Попова все время хотелось выпить с его героем) с ним выпить, но понимаешь ведь: сорвется, и будет ему очень нехорошо в итоге.

* * *

Теперь о трагикомедии. Прошу прощения за обильное цитирование, но ничего не поделаешь. Из предисловия «От редакции»: «Жизнь Довлатова была богата трагикомическими ситуациями, в полной мере отраженными на страницах его книг. Неудивительно, что выход книги о нем в серии «ЖЗЛ» тоже обернулся своего рода трагикомедией <...> уже на стадии работы над рукописью до нас дошли слухи о повышенном и достаточно ревнивом внимании к будущей книге со стороны знатоков и толкователей довлатовского наследия...» И вот «упомянутые ревнители» «...еще до знакомства с книгой Попова почему-то предположили, что она порочит образ Довлатова. Эту мысль они сумели внушить наследникам покойного писателя, которые через своего адвоката обратились к издательству «Молодая гвардия» с грозным письмом. Там со ссылкой на статьи Конституции РФ и Гражданского кодекса говорилось, что издание книги о Довлатове в задуманном автором и издательством виде будет «грубым нарушением норм авторского права, а также охраняемых законом нематериальных благ». Прежде всего это касалось воспроизведения любых фотографий, на которых запечатлен Довлатов <...> Запрет касался также использования многих писем Довлатова, в том числе его переписки с Игорем Ефимовым – ее публикация в свое время была признана незаконной решением суда <...> Автор уже вносил в текст поправки по замечаниям Елены Довлатовой, но эту конструктивную работу внезапно прервал уже упомянутый категорический запрет. Повод был высказан наследниками в письме в издательство: «В своей книге Попов, странным образом перетолковывая материалы, искажает, а зачастую и порочит личность Довлатова. Это уже диффамация». Диффамация, согласно словарю русского языка, – «оглашение в печати сведений, позорящих кого-либо». Быть может, диффамацией сочтены те факты из жизни писателя, которые «неудобны» для его родственников – но без которых невозможно понимание его личности и творчества? (...) Уважая права наследников писателя, мы приняли решение – впервые за 120 лет выпустить книгу из серии «ЖЗЛ» без всяких иллюстраций, даже без фотографии героя на переплете».


...ну, или совсем чуть-чуть. Только стал еще меньше и смешнее.
Фото автора

Не хочется злорадствовать, просто напомню «молодогвардейцам» о книге Льва Гурского «Роман Арбитман...». Кто не знает сути истории, посмотрите в Интернете, я, честно скажу, просто не рискую высказываться более подробно.

И не говорите, что «ситуации совершенно разные». Ситуация была и всегда будет только одна: один пишет, другие ему мешают. У меня – «во избежание и пр.» – все.

* * *

Еще кое-что. Так сказать, личное. Первое. Не знаю почему, но почему-то, читая, я все время ждал – будет ли упомянут Ерофеев? Видимо, потому что я везде жду подобных упоминаний. А здесь все-таки есть определенная близость. Ровесники, Довлатов 41-го года рождения, Ерофеев – 38-го. Умерли в один год. Оба пьющие. Ну что? Долго ждал. Думал – не дождусь. Дождался. В самом конце фрагмент письма Довлатова: «Фазиля Искандера я тоже очень люблю. Битова признаю, даже уважаю, конечно – Ерофеев (Венедикт), а из ленинградцев среднего возраста мы все тут любим Валерия Попова┘»

Конечно, Ерофеев!

И еще. Девушка, на которой Довлатов чуть не женился, пока был в армии, называла его «центнер». По-моему, очень хорошо называла.

Ну а закончу тоже стихами. На сей раз – Юнны Мориц:

Огромный Сережа в панаме
Идет сквозь тропический зной.
Панама сверкает над нами
И машет своей белизной.

Он хочет холодного пива,
Коньяк тошнотворен в жару.
Он праздников хочет, прорыва
Сквозь пошлых кошмаров муру.

<┘>

И всяк его шутке смеется,
И женщины млеют при нем,
И сердце его разорвется
Лишь в пятницу, в августе, днем.

А нынче суббота июля,
Он молод, красив, знаменит.
Нью-Йорк, как большая кастрюля,
Под крышкой панамы звенит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
390
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
338
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
311
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
346

Другие новости