0
1923
Газета Главная тема Интернет-версия

28.10.2010 00:00:00

Мурка ка-ра-вавая лежит

Тэги: сидоров, песня, история


сидоров, песня, история

Александр Сидоров. Песнь о моей Мурке: История великих блатных и уличных песен: «Мурка», «Гоп со смыком», «С одесского кичмана», «Цыпленок жареный», «Купите бублички», «Постой, паровоз» и др. – М.: ПРОЗАиК, 2010. – 368 с.

В принципе, все ясно уже из названия книжки. Я только расшифрую «и др.»: Сидоров рассказывает также о песнях «На Дерибасовской открылася пивная», «Марсель», «Шарабан», «Кирпичики», «Купите папиросы», «Позабыт, позаброшен», «По приютам я с детства скитался» и «Цыц, вы, шкеты под вагоном!».

Конечно, возникают вопросы, упреки, капризы. А где, дескать, та песня, а почему не рассказано «об вон той»? Все нормально, товарищи, не паниковать, нельзя объять необъятное и т.д. Что выбрал, то и выбрал. Может, кстати, и продолжение напишет. Да, если честно, из каждой главы можно книжку сделать (и не одну). Мне подобный подход, признаюсь, нравится. Я за то и люблю, скажем, Сигизмунда Кржижановского. Ну вот, чтобы не быть голословным, пример: автор пишет об одном из возможных прототипов героини песни «Мурка» Марии Никифоровой: «...Затем в 1905 году становится анархисткой-террористкой. Маруся оказывается в рядах группы «безмотивников», теоретики которой истребляли всех, кто имеет сбережения в банках... В 1909 году Мария в Нарымской каторге поднимает бунт и бежит через тайгу к Великой Сибирской магистрали. Затем – Япония, США, Испания (где анархистка ранена при нападении на банк), Франция. Здесь Мария сходится с богемой... Мария попадает в тюрьму по приказу уездного комиссара Временного правительства. В ответ почти все предприятия города объявляют забастовку... Маруся решила провести террористический акт против Ленина и Троцкого на пленуме ЦК партии в Москве... На октябрьские праздники 1919 года бойцы Никифоровой закладывают динамитные шашки в систему канализации Кремля, но чекисты раскрывают планы организации, арестовывают многих террористов, а Мария с мужем, польским анархистом-террористом Витольдом Бжестоком, бежит в Крым, рассчитывая оттуда перебраться на Дон, чтобы взорвать ставку Деникина... » Не могу далее продолжать, нет ни физических, ни духовных сил – какая же у людей жизнь-то интересная была.


Памятник лучшему исполнителю блатных песен Аркадию Северному. Иваново, 2010.
Фото автора

* * *

Но немного об авторе. Александр Сидоров (псевдоним Фима Жиганец) – журналист и писатель, поэт, исследователь уголовно-арестантской субкультуры России и СССР, автор книг «История профессиональной преступности Советской России», «Жемчужины босяцкой речи», «Мой дядя, падло, вор в законе┘ Классическая поэзия в блатных переводах», «Классические блатные песни с комментариями и примечаниями Фимы Жиганца», «Кошачья азбука. Стихи для детей» и др.

Книжка Александра Сидорова не столько сборник историй, сколько собрание версий и предположений. Вот, скажем, вернемся к той же «Мурке». Первоначально ее, судя по всему, звали Любкой. Даже в некоторых вариантах рифма напрашивается. Не Мурка, а именно Любка. Даже у поэта Смелякова есть Любка – Любка Фейгельман (там очевидные аллюзии на песню). А еще была еврейская Мурка, челюскинская Мурка. Даже Умка из мультфильма тоже оттуда, в общем-то.

Теперь – телеграфно – хоть несколько фактов. «Прибыла в Одессу банда из Амура». Есть версия, что – «из-за МУРа». Действительно, многие коммунисты при белых прятались у уголовников, а потом – были «благодарны». Пришлось вызывать специалистов их Московского уголовного розыска. «На Дерибасовской открылася пивная». На самом деле, на Богатяновской, не в Одессе, а в Ростове-на-Дону. А музыку написал аргентинский композитор Анхель Виллольдо. Ее даже – с другими словами – пел Армстронг. Источник песни «С одесского кичмана» – солдатские и казачьи военные песни. «Но и они родились не на пустом месте! Их первоисточник – романс на стихи русского поэта XIX века Михаила Михайлова «Во Францию два гренадера из русского плена брели»...» Самое удивительное. В одном из вариантов «Кичмана» упоминается Леонард Пелтиер, лидер Движения американских индейцев. Не знаю, как вы, а я его помню. Он до сих пор сидит. «Следующее слушание может быть проведено только в июле 2024 года, когда Пелтиеру будет 79 лет».

Самая интересная (на мой, атеиста, разумеется, взгляд) глава – про песню «Гоп со смыком». Я бы всю ее – не песню даже, а главу – привел. Но не буду. Сами читайте. Скажу лишь, что Иуда – по песне – второй после Бога, живет в раю. Про Иисуса сказано гораздо позже – после Ивана Предтечи, Фомы Неверного, Петра и Павла. А фраза «гадом буду, не забуду, покалечу я Иуду» – значит, что персонаж песни собирается Иуду (как и Бога, кстати, и всех прочих) ограбить. «Покалечить, окалечить – здесь: ограбить, обобрать». Ну и собственно «гоп», откуда и гопники. ГОП – Городское общество призрения в Петербурге и Городское общество пролетариата в Петрограде (Лиговская, 10/12).

* * *

По сути, мне в книжке Сидорова только предисловие не понравилось: слишком много ненужной (на мой, конечно, взгляд) полемики. Полемики о, собственно, блатной или, если хотите, «блатной» песне. Со статьей Марка Захарова, со стихотворением Евтушенко. Особенно Евтушенко. Лучший – здесь даже глупо писать «на мой взгляд», ибо «общеизвестные факты не нуждаются в доказывании» – исполнитель блатных песен Аркадий Северный (о нем, кстати, немало в книге, что более чем правильно) – пел песни на стихи Евтушенко. Вспомните хотя бы «Балладу о стерве». Здесь, правда, отдельная тема, но не могу удержаться. Вознесенского Северный не пел. А вот Сашу Черного пел. И Николая Старшинова пел. Ну да ладно.

Есть, конечно, полемика и в самой книге, но там все же более или менее по делу, отрабатывая, так сказать, версии. В аннотации Сидоров назван «филологом», я данный термин считаю обидным, поэтому не назвал автора «филологом» – и вот почему. Сидоров признает свои ошибки, неточности. Спокойно пишет – я о том-то и том-то тогда не знал, поэтому и написал – «песня народная», к примеру. «Филологи» (специально беру в кавычки, чтобы морду не набили, ведь есть же и филологи) на такое, мне кажется, не способны.


Раз пошли на дело...
Иллюстрация из книги

* * *

В общем и целом. Очень хорошо, но очень мало.

Скажете, тема мелкая? Кто сейчас помнит и песни и того же Аркадия Северного? Да. Возможно. Все уничтожается проклятым социумом и временем, именно поэтому, полагаю, книжка Сидорова очень нужна, полезна, отчасти даже спасительна. По сути, ведь и Северный был сберегателем фольклора, народного искусства. Минувшим летом, между прочим, ему наконец-то поставили памятник в родном Иванове (см. фото). Мы туда специально ездили – посмотреть и выпить. Посмотрели и выпили.

Лучше Северного я исполнителя песен не знаю.

От Сидорова жду – ну, наверное, хотя бы продолжения.

Ну и о заголовке. В одном из вариантов «Мурки»:

Выстрел раздался, легавые прибежали,
Мурка ка-ра-вавая лежит...
У меня опять нет слов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
433
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
374
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
343
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
381

Другие новости