0
7723
Газета Театр Интернет-версия

18.12.2014 00:01:00

Домашнее музицирование

Тэги: театр, леман, юрий любимов, анатолий васильев


театр, леман, юрий любимов, анатолий васильев Ханс-Тис Леман, будучи в Москве, признал спектакль Марата Гацалова в МХТ постдраматическим. Фото Сергея Карпова/ТАСС 

Слава о книге «Постдраматический театр» Ханс-Тиса Лемана бежала впереди паровоза и пришла в Москву намного раньше самой книги. Книга издана была на русском год назад, тут же обрела в столице поклонников, которые никак не могли взять в толк: как же мы жили до сих пор, не прочтя этой книги. Тут и вспомнилось, как много лет назад, когда на советские экраны выпустили наконец «Кабаре» Боба Фосса, мой тогдашний товарищ-однокурсник не мог успокоиться от мысли, что он 16 лет прожил, не видя этого фильма. А было ему тогда как раз 16 лет, и я никак не мог вообразить, каким образом он мог выразить свой восторг в момент выхода фильма на американский и мировой экран. Не стану утверждать, что «Постдраматический театр» Лемана «упал» на наши головы в таком примерно младенческом возрасте, когда душа готова радоваться любому печатному слову, особенно, конечно, претендующему на всеохватность и научность. Но радость представляется мне какой-то избыточной. Очевидно, сказывается естественное чувство голода по ученому труду, который бы собрал все разрозненные мысли о театре последних десятилетий и дал хоть какие-то ответы на «часто задаваемые вопросы».

Успеху Лемана на русской почве, мне кажется, поспособствовали сопутствующие обстоятельства: во-первых, переводчик, она же – автор вступительной статьи и постраничных комментариев, Наталья Исаева – историк философии и религии, специалист по индийской философии, которая хорошо известна совместными с Сергеем Исаевым переводами Серена Кьеркегора. Театр знает хорошо, и русский, и европейский, и, как правило, не ошибается в выборе. Второе предисловие, названное «Рассуждением о предисловии…», и вовсе принадлежит Анатолию Васильеву, который слов на ветер не бросает, а тут еще книга вышла в рамках издательской программы Фонда развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева. Наконец,  издатель – дизайнер Дмитрий Мордвинцев, также известный и вкусом, и разборчивостью. Все слагаемые – «за». Немудрено, что фрагменты книги теперь уже читают со сцены, а участники исторической «Группы юбилейного года» в первой своей выставке в Театре на Таганке цитатами Лемана украсили стены. Кем же еще было поддержать авторитет Юрия Петровича Любимова?! Тем более что Леман – из тех, кого можно цитировать по любому поводу. 

книга
Ханс-Тис Леман.
Постдраматический театр.
– М.: ABC disign, 2013,
– 312 с.

И ведь не скажешь, что Леман сам ни на что не претендует («Само понятие и тема постдраматического театра, которые автор настоящей книги уже на протяжении многих лет пытается ввести в научные дискуссии…»). Судя по книге, он – типичный и даже обаятельный университетский интеллектуал, взявшийся типологизировать весь ему известный европейский театр, не только тот, который стал стремительно меняться в 70-е годы. Да и правильно ли начинать 70-ми, если европейский театр, как и все искусство, стремительно меняется последние 100 лет, а в общем – если обратиться к кабаретным формам, мимо которых Леман не проходит, так надо загребать еще раньше, с 80-х годов ХIХ века? Тогда в каком месте этот театр – пост-драматический? Где начало, а где – развитие? Имея в виду, что он вовсе никакой не «пост-», а вполне параллельный? И говоря о том, что действие и даже сюжет в театре отступают на какой-то второй-третий план, уходит в тень, не путает ли автор совсем уж простые вещи: пьеса может быть самой что ни на есть абсурдистской и бессюжетной, но завязка-кульминация и развязка в ней все равно имеются, а когда нет их, нет и театра. Можно, конечно, попытаться придумать для этого какое-то новое определение, но лучше – новый термин, поскольку перформанс – не театр, к чему его приписывать к постдраматическим театральным формам? Чтобы только доказать массовость явления? Как у Райкина: кто костюм шил? – Мы! Когда, ссылаясь на очередного ученого мужа, автор принимается говорить о репризности постдраматического театра, соглашаясь (конечно, конечно, репризен), тут же бьешь себя по рукам, припоминая, что репризностью и вставными интермедиями театр баловался всегда, с самых первых шагов… «Наряду с Крэгом, Брехтом, Арто и Мейерхольдом, двумя другими предками современного театра являются Гертруда Стайн и Станислав Игнаций Виткевич», – пишет Леман. Почему только они? А почему не Жарри? Почему не Крученых с «Победой над солнцем», которого российские кураторы так удачно вписали сейчас в историю русского перформанса? Только потому, что Леман про Крученых не слышал или вдруг позабыл?

Наиболее уязвимой складная теория Лемана становится, когда автор добирается до примеров и начинает «складывать» и разводить по разные стороны «театр-соло» и «театр хора» с «просто развлечением» и «гипернатурализмом». Ну, можно еще сказать, что постдраматический театр бывает «соло», а бывает «движенческим». Плотность знаков, о которой пишет особо Ханс-Тис Леман, характерна была и для античной драмы, ей же была присуща и телесность, которая понималась правда иначе, но присутствие-то ее в античной трагедии и комедии – несомненно. И т.д. «Прочти ее всю, – рекомендует Анатолий Васильев, обращаясь к молодому читателю, – пригодится в твоем странствии по просторам современного русского театра – от натурализма до «черт-те чего»!» Эта оговорка важна, с тем еще дополнением, что черт-те что может быть театром, а может и не быть. Шекспир, который в постдраматическом театре до сих пор не был замечен, сказал, что роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет. Но так же верно и то, что, если розой назвать то, что на самом деле – ромашка или незабудка, в розу одной силой слова превратить их не удастся. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
423
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
464
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
187

Другие новости