0
989
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

Не дает ответа!..

Тэги: гоголь


Н.В. Гоголь. Мертвые души. - М.: АСТ, 2004, 456 с.

Вот уже полтора столетия Россия ищет ответ на вопрос: "Почему Гоголь сжег второй том своей поэмы?" Позже вопрос этот был разобран на две составляющие: "Кто виноват?" и "Что делать?" То есть понятно, что вышла графомания, но почему, почему?! Гоголь - автор красочных "Вечеров на хуторе..." и "Миргорода", леденящих душу "Петербургских повестей", гомерического (в смысле хохота) "Ревизора" - вдруг сломался именно тогда, когда подошел к главному труду своей жизни, который должен был сказать главное, ПОСЛЕДНЕЕ слово о России. И начал лепить шаблонных героев, ведущих неправдоподобные диалоги и действующих подобно шахматным фигурам на строго расчерченной доске.

Напомню, первый том, который все мы прекрасно помним по экранизации Михаила Швейцера (там, где в роли Чичикова - Александр Калягин), - это, по замыслу Николая Васильевича, ад российской действительности: изображенным там героям души своей в царстве грядущем не спасти. Второй том, от которого сохранились жалкие останки, - чистилище, там указывается путь к искуплению. И, наконец, третий, вовсе не написанный, - это рай на земле, то есть коммунизм. В целом же должна была выйти "Божественная комедия", переложенная на отечественный лад и без мифологических аллегорий. В русле, так сказать, натуральной школы (оставим Владимиру Набокову ядовитое шипение в адрес неистового Виссариона).

И вот, значит, ад-то как раз получился роскошный: шик и блеск, душа радуется читать и глаза не устают перечитывать. Гремит оркестр на губернском балу, скрыпит так и не доехавшее до Москвы дорожное колесо, уютно клубится дымок маниловской трубки... И льются невидимые миру слезы нашего вечного современника - капитана Копейкина.

А как только вступаем на неровные просторы чистилища, взгляд то вязнет в непроходимой трясине, то подскакивает на первом же словесном ухабе. И при всем при том - парадокс! - читать интересно до безумия. Потому что про нас. И видно как на ладони, что ничего-то за эти 1,5 века не изменилось. Проблемы все до боли тривиальные. Вот смягчил прогрессивный помещик Тентетников своим крестьянам барщину, они и распустились, загуляли. А консерватор Костанжогло натянул покрепче удила, и вот итог: всеобщее довольство и благополучие. И двести тысяч дохода. В доход верится, а в довольство - с трудом. Это потом уже Достоевский договорил, что русского человека хлебом не корми, а дай вселенский вопрос разрешить.

Да ведь и без хлеба - никуда! Так вот между этими полюсами мы и колеблемся: свобода и нищета либо тюрьма и достаток. В который раз уже Россия сегодня готова сориентироваться на крепкого хозяйственника Костанжогло, но выйдет ли из этого толк? Видимо, лучшее, что может нас ждать, - это разворот обратно, в сторону гоголевского ада. А там - как кривая выведет. Пройдет энное количество лет, и снова заведется в душах разброд, в умах шатание, в хозяйстве нестроение - до нового подмораживания. Сухой и схематичный старческий рационализм закономерно оборачивается в России восторженным юношеским утопизмом, а твердо сознающей себя зрелости как-то места все не находится.

"Нет теперь никого во всем свете, кто бы был в силах воздвигнуть шатаемые вечными колебаниями силы и лишенную упругости немощную волю, кто бы крикнул душе пробуждающим криком это бодрящее слово: вперед, которое жаждет повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий, и знаний, и промыслов, русский человек". Гоголю почудилось, что он-то и есть тот самый мессия, и началась его десятилетняя проповедь, которая - вот ведь незадача - ничего, кроме смеха и недоумения, не вызвала. А ведь Николай Васильевич было и рецепт прописал: сперва "душевное имущество" благоустроить, а земное само собой устроится.

Но история сложнее морали, и человек - бездна глубины неизмеримой. Идеократия, о которой мечтал Гоголь, была, есть и останется недосягаемым образцом, что бы ни утверждали неомонархисты, неосталинисты и прочие поборники тотальных проектов мироустройства. Рай на земле невозможен, хотя история движется усилиями по его приближению. В конце концов в каждом из нас живет Чичиков - мечтатель, путешественник, приобретатель, авантюрист. И эгоист, и прохиндей, и жестокий манипулятор. Осевший в своем поместье, благоразумный Чичиков в окружении столь же моральных своих сограждан, творящих с молитвой одно общее дело, - это фантом, убитый автором в зародыше.

Гоголь словно проверяет на прочность само мироздание, человеческую природу: сдвинется ли что-то в реальности, если выдать на гора всю правду и потом лихим росчерком пера - раздвинуть горизонт, разогнать нависшие над русскими селениями тучи и указующим перстом направить нас в счастливое будущее. Да полноте, декабристы ли разбудили Герцена или все тот же Гоголь?!. И не была ли Октябрьская революция - ну хоть отчасти! - попыткой развернуть несвершенный гоголевский план в жизненное пространство?

"Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа"┘ Русская литература и новая русская история начинаются со второго тома "Мертвых душ". Неоконченного, сгоревшего, химерического. Так и не давшего никаких окончательных ответов на наши вековечные вопросы. Какой-нибудь Бодрийяр назвал бы его симулякром. Да только мы роток-то ему перекрестим, чтобы не ругался.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
326
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
389
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
126
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
426

Другие новости