0
895
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Когда газеты были большими

Тэги: журналистика, литература, россия, история


Журналистику у нас, как и во всем мире, придумали писатели. Разница в том, что на Западе, недолго понянчив медиадитя, писатели быстро передали его на поруки обществу и журналистам. А в России дитя родилось искусственным путем (указом Петра I в 1703 году) и росло слабеньким, хиленьким (цензура, неграмотность). Писатели поначалу бережно выхаживали его, потом долго боялись выпускать в мир. В результате, повзрослев, дитя так и осталось жить с родителями.

Как это часто бывает с дитем из писательской семьи, наша журналистика росла склонной более к созерцанию, чем к практической деятельности. Когда на дороге переворачивалась телега, груженная сеном, западный репортер со свойственной ему бойкостью задавался практическим вопросом: что надобно сделать, чтобы телега не переворачивалась? Варианты: а) починить дороги; б) усовершенствовать рессоры; в) запретить возницам напиваться пьяными. А наше уже великовозрастное дитя с развитым воображением (родительские гены!) в сходной ситуации принималось за обобщения: "Мир несправедлив┘ Так вот и мы - то едем, то переворачиваемся┘ Но, может, так и надо? Может┘ в этом и есть сермяжная правда? Может быть, так вот и весь наш мир, подобно этой телеге, едет и едет, не зная своей судьбы?.. Куда ты мчишься, птица-телега?! Куда несешься, Русь?!" Далее дитя билось в конвульсиях, исходило пеной, его уносили санитары.

С одной стороны, журналистика в России получилась слишком, чрезмерно умная - она долго не может преодолеть в себе писательского размаха, вечных вопросов, тяги к обобщениям. С другой стороны, первый среднестатистический читатель в России тоже непрост: сплошь дворянин, помещик либо чиновник (большинство населения страны - крестьяне, они попросту не умеют читать). Дворяне к словам и мыслям относятся с уважением. "Хорошая мысль не может не быть неплодотворной", - размышляет толстовский Левин. На то же надеются и реальные левины, щербацкие, безуховы, болконские - читатели газет. Они верят, что хорошая мысль обладает практической, материальной силой. Оттого такая вера, такой интерес к мысли, к взглядам в периодической печати. Тем более что взгляды передовых людей на проблему плохих дорог или телег менялись гораздо чаще, чем сами дороги или телеги. Оттого и актуальными считались взгляды, а не факты. Факты - они и так стояли и лежали, неизменны, за окном, в унылой осенней грязи.

Для российского читателя вопрос "что думать?" важнее, чем "что делать?". Хотя бы потому, что "Что делать?" для нас не вопрос, а название книги.

Писатель выполнял и прямые журналистские обязанности. Радищев, выпустив свое "Путешествие из Петербурга в Москву" в 1790 году (правда, в виде книги, но по сути - типичное журналистское расследование), сам того не ведая, открыл главный жанр российской журналистики - "невеселые наблюдения". Почти тогда же и почти о том же Карамзин печатает в "Московском журнале" фрагменты "Писем русского путешественника". В 30-е годы следующего уже века Пушкин, продолжая традицию, публикует статью "Путешествие из Москвы в Петербург", посвященную крестьянскому вопросу и положению страны при Николае I. Содержания толстовской статьи "Не могу молчать" (о повешении двадцати крестьян по столыпинскому указу) не помнит почти никто, но ее название стало частью массового сознания, как и статья "В чем моя вера?".

В России родился принципиально иной тип журналистики, журналистика мнений - в противовес западной журналистике фактов. Уровень, планка, масштаб обсуждаемых тем в нашей печати на протяжении всего XIX века задается исключительно писателями. Мысли - во главе, на фронтоне газетно-журнального процесса, а не на последней страничке┘

Поскольку журналистика и литература делаются практически одними и теми же людьми, в одном и том же месте, журналистика перенимает повадки литературы и наоборот (не случайно жанр "Леди Макбет Мценского уезда", как и почти вся проза Лескова, к примеру, определяется автором как "очерк"). Тут же, в редакциях журналов и газет, литература проходит обкатку, находит первый отклик, подсознательно выращивая не читателя газет, а читателя книг. Берем справочник "Русские писатели XIX века": триста фамилий, с первого по списку и до последнего - редко кто не начинал с журнала или захудалой газетенки, где рассказ был непременным атрибутом, как сейчас - гороскоп. "Современник", "Отечественные записки", аксаковская газета "Русь" - это ладно, это понятно. Но журнал "Дело", но "Модный магазин", но "Московский листок"? Но тысячи замшелых серпуховских, казанских и саратовских "вестников", "наблюдателей", "известий"? Рассказ, повесть, а то и роман с продолжением в каждом (!) журнале, газете XIX века - норма.

Работа над романами и появление их частей в печати часто идут параллельно - это характерная черта, например, писательской жизни Достоевского. "Сколько раз случалось за последние 14 лет его жизни, - пишет в "Воспоминаниях" жена писателя Анна Григорьевна, - что две-три главы были уже напечатаны в журнале, четвертая набиралась в типографии, пятая шла по почте в "Русский вестник", а остальные были еще не написаны, а только задуманы". В отличие от Толстого или Тургенева необеспеченный Достоевский должен был сам предлагать свой труд журналам и в итоге получал существенно меньше. Но шизофреническому типу сознания разве не того ли и надо для плодотворной деятельности - постоянно находиться в состоянии нервного срыва, неуспевания, аврала? Не благодаря ли зависимости от журнального графика и журнальных денег и родился феномен Достоевского?

Гончаров, Гоголь, Толстой, Лесков, Куприн, Горький обязаны своим литературным рождением журналам и газетам. Салтыков-Щедрин, Тургенев сами издавали журналы. Беллетрист Чехов вообще появился благодаря заработкам в газете (писал по рассказу в неделю). Первый российский литературный журнал придумал Пушкин. Русская литература вышла из газеты, журнала, а уж потом - из гоголевской шинели. В России сложилась уникальная ситуация, благодаря которой литература была отечественному "глотателю пустот" ближе, роднее, чем читателям других стран.

Не изменилась эта ситуация и в СССР. Удивительная вещь, между прочим: писатель в качестве журналиста - едва ли не единственная норма, сохранившаяся в советской печати от прежней, царской. Советская писательская братия повсеместно строчила в газеты и журналы очерки, рецензии, передовицы - Симонов, Кассиль, Катаев, Каверин, Эренбург, Ильф и Петров, Пришвин, Платонов, и даже Пастернак, и даже Мария Шкапская (очерк во фронтовом "Огоньке" за 1942 год о мальчике-партизане, которому немцы отрезали руку).

Лишь к середине 80-х на первые роли в российской журналистике выходит наконец журналист, а не писатель. Кто спорит, перестройку совершили журналисты - но, как это обычно бывает, воспользовались их победой уже другие: те, кто решил превратить прессу из тупого идеологического рупора в не менее тупой бизнес.

Желая очистить журналистику от излишнего "литературоцентризма", сделать ее объективной, прикладной, медиаменеджеры вместе с водой выплеснули дитя - лишив журналистику национального колорита, личностного начала, рефлексии, задвинув профессию в разряд "сервисных", "обслуживающих".

"Газета - это товар┘ Нашему читателю нужен качественный продукт┘ Личное мнение журналиста читателю неинтересно┘ мы должны быть профессионалами┘" - обучающий гудеж доносится из-за неплотно прикрытых (прозрачное общество!) дверей современной "офисной" журналистики, созданной по западным канонам. Кто бы спорил. Только на практике этот "профессионализм" оборачивается жонглированием массой занимательных, но бессмысленных фактов и цифр, что во времена моего детства (80-е годы) называлось эрудицией. Знаете ли вы, сколько литров воды вмещает человеческое тело? Знаете ли вы, сколько моркови съедает за год слон в Московском зоопарке? Знаете ли вы, что обыкновенный эмалированный чайник был изобретен┘

"Мысли, эмоции, взгляды не имеют спроса, не продаются", - убеждают нас сегодня медийные пиарщики, издатели, учредители. А вы попробуйте - может, купят? Потому что дороги-то по-прежнему - отвратительные┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1007
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2842
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1601
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1970

Другие новости