0
1009
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

04.08.2005 00:00:00

Самиздат переиздат

Тэги: Антология самиздата, Неподцензурная литература в СССР


Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-1980. В 3-х тт. - М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005.

После чтения антологии самиздата, где впервые собрано все самое заметное и неподцензурное за тридцать советских лет, поневоле завидуешь сорокалетним: это же идеальная школьная хрестоматия по русской литературе (а также философии, социологии, истории)! Если начинал жизнь с учебника по литературе 82-го или 84-го (в эти годы самиздат уже заглох, а интернета еще не было) - то хоть учитайся потом, а базовые ценности и навыки уже заложены: безвольные, лишенные энергии. Когда эти ценности не таят в себе интриги, загадки, они не вызывают и интереса к чтению. Нет органики, нет комплексного ощущения литературы. Спрашивается, почему не читают сегодня нормальную литературу? А потому.

Как системно, как ненавязчиво, как верно устроила все природа - чтобы вначале Мандельштам-Цветаева-Ахматова, а следом сразу текст песни "Я был батальонный разведчик", а потом "Окаянные дни" Бунина, а потом песня Алешковского про окурочек, а потом Чаадаев и сборник "Вехи", потом Высоцкий с Окуджавой и Галичем┘ Когда тебе "Философические письма" Чаадаева продают, как нечто запрещенное, когда это превращается в чтение шпионской шифровки, - блин, так и умным-то недолго стать. И сам не заметишь.

Самиздату мы обязаны существованием глубоко образованных сорокалетних людей, которые начинали именно с этого, а не с "┘писатель глубоко раскрыл образ страдающей Катерины, в которой, как в зеркале, угадывается вся пореформенная Россия┘". Да-да, именно начинали. Я провел маленький соцопрос среди старших товарищей. Вот две цифры: один Мандельштама в самиздате прочел в 11 лет, другой - "Закат Европы" Шпенглера в 15┘ Третий рассказал, что в 1979 году на улице Трубной была вполне обычная квартира, в центре которой стоял огромный ксерокс, вынесенный якобы из "Литературной газеты", на котором чуть ли не в открытую штамповали в фабричных количествах Булгакова, Карамзина, Солженицына и даже Джойса. Анекдот такой ходил в 70-е: "Бабушка, вы зачем "Войну и мир" перепечатываете?!" - "Хочу, чтобы внук Толстого почитал. А ничего, кроме самиздата, он не читает".

Отсюда вывод: бог с ней, с политикой. Просто читателя надо заинтриговать. Как именно, не так уж и важно. Феноменом самой читающей страны мы обязаны не многотомью собраний сочинений, а потаенностью, загадочным флером, сопровождавшим самиздатовскую (то есть самую что ни на есть обычную) литературу. Это же касается и самиздатовских журналов - были и такие ("Грани", "Континент", "Поиски", "Сумма") - в некоторых из них даже перечислялись в выходных данных реальные фамилии издателей. Живущие в каком-нибудь Кривоколенном, пять, как говорил незабвенный Глеб Жеглов. То есть люди, по сути, сами себе срок накручивали. Ей-богу, не надо думать, какой учебник брать за основу преподавания литературы сегодня - берите этот, прямо так, без купюр и печатайте! В том же порядке. "Скажите, что она воровка и убийца",- говорил папаша Мюллер, когда искали радистку Кэт. Скажите нынешним детям, что за это чтение раньше срок могли дать - детей будет не оторвать!

Открываю третий том, где самиздатовские тексты перемежаются с официальными заявлениями и статьями в "Правде" тех лет, а также письмами общественности в связи с делом Сахарова и Солженицына. Среди прочих - докладная записка товарища Капитонова, который совершенно спокойно, без доли иронии употребляет в секретном (!) докладе для внутреннего ознакомления (!) партийных работников высшего эшелона выражение "горячо одобрили". Рабочие горячо одобрили. Потрясающе! Ну ладно, для лохов из крайкома партии это выражение сойдет, но своим-то, в ЦК, зачем? Они и в самом деле верили, что бывают в человеческой природе такие реакции? Кстати, эти докладные записки с кодом "совсекретно" - тоже своего рода самиздат. Самиздат КПСС. Для своих. Самиздат - норма жизни.

Там же: "Это хорошо, - сказал рабочий Гомельского станкостроительного завода им Кирова т. Кременчуков, - что наши академики в своем глубоко аргументированном письме так единодушно и убедительно показали истинное лицо Сахарова". Глубоко и убедительно. Рабочий гомельского завода. И стал свет, и увидел т. Кременчуков, что это хорошо┘

А потом сразу - Солженицын. "Бодался теленок с дубом". "Давненько я не помню такого интересного чтения, как речи на ХХII съезде". "Бесцветный съезд ХХI", "славные начинания ХХ съезда". Какое трепетное отношение к съездам - к этой тоске совковой, смертной. То есть Солж отличает их один от другого, следит. Да и все они следили.

Вот какое открытие я сделал: самиздат - не игнорирование, а пристальное всматривание и вчитывание в советскую власть, тщательный к ней интерес. Болезненный и завистливый: нам бы такие ресурсы и масштаб. Самиздат - козни отставной любовницы по отношению к мужчине, женившемуся на злой и глупой дуре. То есть не яду в компот подсыпать, а зло и тонко высмеивать при знакомых якобы счастливый брак. Но в расчете, чтобы ОН знал. Чтобы ОН понял, какую ошибку совершил. Муж - это власть; любовница - литература, живое слово. Жена - соцреализм, имитация, суррогат. Самиздат - это и месть власти за то, что не заметила, не оценила таланта. А ведь умей оценить - глядишь, и не было б самиздата. И заодно - никакого постсоветского пространства.

Если представить, что был еще точно такой же пласт магнитиздата да добавить сюда интернет - господи, нам ли бояться "ястребов"! Как сказал Жванецкий, власть просто не знает, с чем она столкнется, заставь опять людей уйди в подполье. Тут такой опыт!

У нас любят рисовать самиздат эдаким вольным ветром - мол, ничего кроме литературы, сплошное искусство. Тем не менее значительная его часть (особенно в 70-е) подчеркнуто, в открытую политизирована: начался расцвет самиздата, третий его период (первый - 50-е, когда печали в основном "бывших" наших, второй - до 1965 года, до процесса Синявского и Даниэля). В 70-е в самиздат начали писать, как в интернет, - то есть он стал не просто чтением, а каналом общения, обсуждения, с обратной и мгновенной связью. Можно даже стало ответить запрещенному автору. Интернет придумали тоже в 70-е - уж не советский ли самиздат брали за основу разработчики? Принципы те же. Кстати, в очень многих публикациях "Антологии" в качестве источника стоит ссылка на интернет. По-видимому, за двадцать перестроечных лет многие самиздатовские вещи так и не были изданы на бумаге. То ли издатели считают это невыгодным, то ли┘ Да нет, нет. Разве может быть сегодня что-то опасное в Чичибабине или Федоре Раскольникове (том самом, который написал открытое письмо Сталину)? Так что будем считать: просто случайно так совпало, что только в интернете большинство самиздатовской публицистики до выхода "Антологии" и можно было почитать. Ну, просто вся бумага на Дарью Донцову пошла, не хватило.

О том, насколько актуален сегодня круг обсуждавшихся в те годы проблем, и говорить не буду. Владимир Буковский в "┘И возвращается ветер" описывает один из распространенных стереотипов интеллигенции 70-х, которая так объясняла непротивление режиму: "Открытые протесты играют на руку сторонникам твердого курса в Политбюро и мешают "голубям" проводить либерализацию┘ Открытые протесты мешают успехам либерализации, которых можно достичь с помощью большой политики и тайной дипломатии┘" Даже смешно. Та же гниль, прости господи, что и сейчас.

Самиздат (составители антологии считают, что истории самиздата в России чуть ли не триста лет) - не что иное, как вариант политической оппозиции, в которой участвуют неполитики. Отсюда - огромное количество риторики, эмоций, но и - отсутствие конкретных программ, практики. Либерализм 90-х, взращенный диссидентами, таким и остался литературным, публицистическим. Отчего он до сих пор и слаб в бодании с властью-дубом петровской еще закваски.

Напоследок еще цитата. "В 1949 году помещен в психбольницу за то, что подал заявление о выходе из комсомола". Это - о самиздатовском авторе Револьте Пименове. Во время последней президентской кампании услышал я по радио такое сообщение: "В одну психбольницу привезли бюллетени для голосования, в которых уже были заранее проставлены галочки напротив одной фамилии. Двое сумасшедших отказались подписывать - указав на то, что анкеты уже кем-то заполнены".

В психбольницы у нас, как и прежде, абы кто не попадает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1085
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1302
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1027
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1224

Другие новости