0
883
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

03.11.2005 00:00:00

"Капитал" по-русски

Тэги: чехов, дьявол, случай из практики


У Чехова есть один вроде бы хрестоматийный, но при этом почти забытый рассказ - "Случай из практики". Я, во всяком случае, до того, как на днях взялся перечитать Чехова, совершенно его не помнил. Написан рассказ в 1898 году, и речь в нем идет о встрече с дьяволом. Сюжет прост. Врач-ординатор Королев отправляется по вызову на фабрику Ляликовых в нескольких верстах от Москвы. Больна хозяйкина дочь и наследница фабрики - двадцатилетняя Лиза: отец ее умер, фабрикой управляет мать. Наследница больна неопределенной болезнью - бессонница, нервы, "сердцебиение". Похоже на мировую скорбь и меланхолию: так болеют в сказках скучающие принцессы. Королев понимает, что ему здесь делать нечего и что лекарства не помогут. Поддавшись на уговоры, он, однако, остается переночевать, а утром возвращается в Москву.

История про то, что богатые, когда плачут, с жиру бесятся? Нет, девушка Лиза страдает хоть и чересчур деликатно, но по-настоящему: это выясняется в ее разговоре с Королевым. Она одинока, много читает и подвержена мистическим настроениям - намекает на то, что ночами видит дьявола. Королев в ответ на ее откровение не показывает вида, но читатель на этом месте должен вздрогнуть: ведь двумя страницами раньше сам доктор, решив прогуляться, разглядел в горящих фабричных окнах багровые глаза - да-да, те самые.

А перед тем как попасть в хозяйский дом, Королев (несложно догадаться, что это alter ego самого писателя) встречает по дороге рабочих - неопрятных, голодных, нездоровых, забитых нуждой и алкоголем. Впрочем, особой забитости вроде бы не видно: доктор о ней догадывается. Он кое-чего в жизни повидал и знает, что обычно стоит за с виду приличной капиталистической наружностью. Возможно, Чехов решил рассказать о контрасте между богатством хозяев и бедностью работников, о скрытых механизмах эксплуатации?

Иногда кажется, что от Чехова до Руссо или Прудона - рукой подать. Вот, скажем, подрядчик Редька из повести "Моя жизнь" излагает свою житейскую философию: "Я так понимаю, ежели какой простой человек или господин берет даже малый процент, тот уже есть злодей. В таком человеке не может правда существовать". Или в возвышенно-евангельском ключе, чтобы совсем уж до каждого дошло: "Нет и не может быть богатства праведного" (это уже другая героиня "Моей жизни"). Так, может быть, в "Случае из практики" Чехов решил продемонстрировать лживость, эгоизм, духовную слепоту фабричных хозяев - то, что укладывается в формулу "Фирса забыли"?

Однако рассказ совершенно непохож на плоскую моральную аллегорию. Главным образом, потому, что здесь нет и намека на наличие разрешающей все сомнения высшей инстанции - оплота правильности и нерушимости нравственного порядка. Как нет ее и за пределами литературы - и Чехов это понимает лучше, чем кто-либо другой из русских классиков "первой шеренги".

Еще один рассказ, "В овраге". Богомольная Варвара, жена торговца Цыбукина, жалуется: старик, дескать, обманывает покупателей. Но ничего, "у Бога суд праведный", он то есть разберет правых и неправых. На что сын Цыбукина Анисим, и сам на руку нечистый, отвечает мачехе: "Никто не станет разбирать. Бога-то ведь все равно нет, мамаша". В этих словах столько же циничного выверта, сколько спокойной констатации. Благостных картинок межклассового единения под сенью пасхального кулича в духе шмелевского "Лета Господнего" у Чехова представить никак не получается. Как не получается воззвать к совести тех, кто бессовестен: некому взывать, никто не может быть эталоном моральной чистоты.

Левые идеологи любого толка базируются на одном предположении, только по видимости саморазумеющемся: капиталисты эксплуатируют наемный труд, потому что лично им это выгодно. И до сих пор мы склонны видеть в "типичном предпринимателе" этакого Мистера-Твистера - самодовольного скупого рыцаря, вытягивающего злато из человеческих жил. Но вот мы оказываемся на реальной фабрике Ляликовых и встречаем совсем других героев. Мать, как наседка, кудахчущая над нездоровой дочерью; депрессивная, надломленная постоянным недосыпом дочь. Они только винтики в давно запущенном адском механизме - такие же, как их рабочие.

У Маркса капиталисты оказывались агентами безличной силы. В "Случае из практики" сила названа по имени: это дьявол, живущий на фабрике - историческом предшественнике "глобального супермаркета" и транснациональных корпораций. Чехов, по сути, сочинил русскую версию "Капитала", но не приписал к ней "Манифеста коммунистической партии". Почему? Да потому, что видел: в исторической круговерти нет победителей, есть только жертвы. И значит, вопрос "кто виноват?" лишен смысла. Как и второй вопрос русской интеллигенции - "что делать?". Разрушить все до основания и передать фабрику рабочим? Уничтожить саму фабрику? В мире, обустроенном дьяволом, некого карать и не за что бороться. И нужно смириться с тем, что лучшего мира мы так и не увидим. Остается только болеть, как болеет хозяйкина дочь из чеховского рассказа, - потому что в болезни мы хотя бы на время выключаемся из заведенного распорядка. Или дождаться утра, когда багровые глаза покажутся не такими уж страшными, и вдохнуть свежего воздуха.

Вот примерно об этом рассказывает Чехов: сам больной чахоткой, но, несмотря на предостережения, рвущийся в Москву - жить и действовать. Он разглядел в маскараде социальных ролей и экономических положений живых людей, которые тяготятся навязанной им реальностью и мечтают о совсем другой - полнокровной и сказочно красивой┘ Квиетизм, солипсизм, проповедь бездействия? Ну хорошо, возьмем, как говорится, шире. Кто извлекает выгоды из сегодняшнего глобального миропорядка? Джордж Буш-младший? Усама бен Ладен? Уго Чавес? Я никогда не поверю, что кто-то из них счастливее, чем сверкающие улыбками при виде фотоаппарата дети-попрошайки из африканской Гвинеи, - которым и в будущем ничего не светит, кроме унаследованной нищеты. Хотя┘ кто его разберет. Думаю, счастья и покоя всем приходится примерно поровну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
585
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
718
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
218
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
807

Другие новости