0
904
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

19.10.2006 00:00:00

Слова товарища Маузера

Тэги: революция, насилие


В одном из рассказов Аркадия Аверченко его собеседник, не обладавший опытом жизни при большевиках, никак не поймет смысла выражения «поставить к стенке». Зачем в Совдепии взрослых людей ставят к стенке? Детей ставят в угол за провинность – понятно, а зачем – взрослых? И здесь в самый раз вспомнить, сколько жутковатых синонимов в русском языке слову «казнить»: и «расстрелять», и «пустить в расход», и «шлёпнуть», и «кокнуть», и «отправить на тот свет» и т.д. А ведь язык – зеркало бытия.

Вождь пролетариата Ленин называл пафос революционного насилия прекрасным. Это говорил не какой-нибудь африканский вождь, вроде Бокасы, съедавший своих врагов в силу дикарских представлений о гегемонии своего племени, а юрист и журналист, как представлял себя в анкетах Владимир Ильич. А поэт Маяковский превратил этот пафос насилия в поэтическую метафору: «Ваше слово, товарищ Маузер». Так орудие убийства было очеловечено и пополнило ряды большевиков. Товарищ Маузер устанавливал порядки не убеждениями, а насилием и страхом. Кто не согласен – к стенке, в расход. Согласно революционному правосознанию, что теперь означает «по понятиям». Поэтому беспредел так легко вписался в деятельность большевиков. Когда эсер в 1918 году совершил убийство председателя Петроградского ВЧК, были взяты и расстреляны заложники, не имевшие к эсерам никакого отношения. Только потому, что принадлежали к другому классовому сословию.

Выстрелы┘ Предсмертные крики и стоны┘ Вот как звучала музыка революции. И вспоминается картина, изображающая Ленина, который слушает «Аппассионату» Бетховена. Поскольку картину нельзя озвучить, остается поверить, что он действительно поглощен «Аппассионатой», а не «Интернационалом». Какие же чувства и образы рождала эта музыка? Неужели звала чинить беззакония и расправы? Наверное, Бетховен ужаснулся бы, узнав, что его творение способно вызвать не пафос радости и очищения души, а пафос насилия и беспредела, где нотными знаками обозначены звуки выстрелов.

Долгие годы советской власти нам внушали, что уничтожать друг друга по признаку классовых различий и есть революционная необходимость, без которой нельзя добиться социальной справедливости для рабочих и крестьян. Да, забота о них – святое дело! Те, кто сеет хлеб, варит сталь, добывает уголь – наши кормильцы, и они заслужили достойную своему труду сытую и благополучную жизнь. Однако лозунг большевиков «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим!» оказался бесстыжей демагогией. Сначала крестьянам землю, отобранную у помещиков, дали, а затем отняли, загнав в колхозы, где они превратились в крепостных: без паспорта, права выйти из колхоза и уехать на заработки в город. А рабочих государство эксплуатировало не хуже прежних вампиров-капиталистов.

Вся жизнь советского народа прошла в очередях за хлебом и молоком, за мылом и носками. Распределение продуктов питания и товаров первой необходимости по карточкам не спасало, а лишь помогало выживать. Себя же большевистская верхушка не обделяла и не несла те же житейские тяготы, что и народ: к ее услугам были спецбуфеты и спецмагазины, спрецсанатории и спецбольницы, они не ютились в коммуналках и бараках, а жили в спецквартирах.

Большевикам было мало, что они принесли несчастья и беды собственному народу. Ослепленные фанатической идеей мировой революции, они пытались раздуть пожар в других странах, на что средств не жалели. Для братских компартий передавалось золото и драгоценные камни, причем не каратами, а мешками, ценнейшие произведения искусства. Они могли спасти от голода и гибели миллионы россиян, тех самых, ради которых якобы совершался октябрьский переворот, но были использованы на кратковременные государственные перевороты в Германии и Венгрии, где власть коммунистов продержалась недолго. Золото и ценности были разбазарены, раскрадены, и этот пир во время чумы устроили большевики.

Поразительно, как определял смысл революции поэт Константин Бальмонт, человек, казалось бы, не от мира сего и далекий от политики, но оказавшийся трезвее и дальновиднее большевиков: «Революция хороша, когда сбрасывает гнет. Но не революциями, а эволюцией жив мир┘ Когда революция переходит в сатанинский вихрь разрушения┘ тогда толпами овладевает стихийное безумие┘»

Партийный гимн «Интернационал», воспевший это стихийное безумие, призывал прежде всего к разрушению старого мира до основания и строительству на обломках – нового.

Выстрелы и разрушения уничтожают, а не созидают. Никто стихов за Николая Гумилева, расстрелянного ЧК только по подозрению к причастности к контрреволюционерам, уже не напишет. Никто его не заменит. А таких безвинных жертв у революции было несчитано. Большевики отличались особой циничностью, когда расправлялись с «врагами революции». Вспомним, как они расстреляли демонстрацию питерцев, протестовавших против разгона Учредительного собрания, в которое большевики вошли в меньшинстве. Вспомним, как пускали в расход крестьян, которые, чтобы не умереть с голоду, прятали хлеб, реквизируемый по продразверстке и продналогу. Жестоко было подавлено крестьянское восстание на Тамбовщине, вошедшее в историю как кулацкая вылазка «банды Антонова». Расправу над крестьянами воспел в своей книге «Одиночество» Николай Вирта.

Вдохновителем насилия и беззаконий был Ленин. Он призывал к репрессиям, к уничтожению всех противников большевиков. Стоит прочитать последние тома его собраний сочинений, испещренных призывами расстрелять, сгноить в тюрьме, выслать. Особо он подчеркивал необходимость беспощадно и масштабно истреблять духовенство. И здесь невольно вспоминается иконописный образ вождя, созданный советской литературой. Например, один из писателей поведал нам, как на охоте Ленин не выстрелил в лису, так как она была чертовски красива. Лису пожалел, а людей – нет.

«Окаянные дни» нашли отображение в рассказах и фельетонах Аркадия Аверченко. Это вынужден был, хотя и с оговорками, признать Ленин, откликнувшийся на выход в Париже в 1921 году «Дюжины ножей в спину революции». Он верно сказал, что книга написана «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем».

Действительно, писатель большевиков ненавидел, и его сатира – гротеск, преувеличение, фантасмагория в рамках этого острого жанра. Тем не менее художественный текст его доносит до нас жуткую правду о революции. Прочтите фельетон «Взрыв возмущения» и ощутите атмосферу насилия и страха тех революционных лет. Фельетон до сих пор от читателя утаивается.

С болью и горечью писал Аверченко в рассказе «Разрыв с друзьями»: «Простите меня, но не могу читать на пятидесяти страницах о смерти Ивана Ильича. Я теперь привык так: матрос Ковальчук нажал на курок, раздался сухой выстрел┘ Иван Ильич взмахнул руками и брякнулся оземь. «Следующий!» – привычным тоном воскликнул Ковальчук».

Эта картинка – точная иллюстрация и ленинскому пафосу революционного насилия, который впоследствии при Сталине превратился в пафос 37-го года┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
899
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1064
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
848
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1015

Другие новости