0
1572
Газета Телевидение Интернет-версия

17.12.2004 00:00:00

У Михаила Швыдкого – «Жизнь прекрасна»

Тэги: швыдкой, телевидение, культура


швыдкой, телевидение, культура Михаил Швыдкой полагает, что Пушкина насаждают, как картошку.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

– Михаил Ефимович, зачем вам музыкальная программа на развлекательном канале СТС?

– Вы знаете, это может звучать довольно глуповато из уст 56-летнего человека, но чем больше я думаю о том, как прошла жизнь и как она будет заканчиваться, тем отчетливее проясняется одно очень важное обстоятельство. Мы все время думаем, что вся наша жизнь – это некая подготовка к чему-то другому, настоящему. Вот сейчас что-то поделаем как бы понарошку, а потом будет для души. На самом деле нет никакого черновика жизни, мы пишем все время беловик. Он может быть корявый, иногда с трагическими ошибками, но это беловик. А раз это так, то справедлива старая фраза из великой советской книжки под названием «Как закалялась сталь» о том, что «жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно...». Потому что потом ничего не будет. Я сейчас не говорю о людях верующих, которые полагают, что существует какая-то другая жизнь после физической смерти. Более счастливая, более правильная. Я о нашем земном существовании. Надо прекрасно понимать, что дарованная нам жизнь – это великое счастье. И я думаю, что в тех популярных песнях, из которых состоит программа, сконцентрировалось это ощущение радости жизни. Когда люди начинают заниматься таким творчеством, это значит, они преодолевают страх перед жизнью и растерянность и боль потерь и так далее. Поэтому мы и назвали так программу: «Жизнь прекрасна».

– После одноименного фильма Бенини?

– Естественно, все тут же вспомнили фильм Бенини про Освенцим, самое трагическое место ХХ века. И это для меня было очень важно, потому что, где бы мы ни жили, если мы остаемся людьми, то, значит, жизнь прекрасна. Популярная музыка всецело к ней относится. Честно говоря, люблю эстраду, считая, что это на самом деле великое искусство. Я жил возле театра «Эрмитаж» в 50–60-е годы и мальчишкой застал великие эстрадные сборные концерты с участием Шульженко, Утесова, Эдди Рознера, Елены Великановой, Тарапуньки и Штепселя, молодого Аркадия Исааковича Райкина, артистов Большого театра. Это ушло в прошлое, и сейчас по-другому выстраивается все на свете. Но я могу только сказать одно: в эстраде фиксируется массовый опыт нации. Мы все живем в прекрасном, а иногда ужасном соединении слов и звуков, которые составляют песни. И все высоколобые интеллектуалы могут как угодно издеваться над «Джагой-джагой» Кати Лель, но они это знают. Это входит в башку помимо желания, и, значит, это нужно каким-то образом осмысливать.

– Ну, вы еще скажете, что осмысливать надо и «Владимирский централ, ветер северный, этапом из Твери, зла немерено»...

– Я вам могу сказать только одно. Блатная песня – это отдельная тема, отдельный сюжет. Мы живем в определенной стране, где лагерный жаргон и повседневная речь смешались. Потому что не было семьи, в которой кто-то бы не сидел. Поэтому язык перемешался, и песни перемешались. И этот блатной шансон со всем его уголовным миром становится, можно сказать, литературой, иногда очень экзотически привлекающей, как у Жана Жене или Франсуа Виньона во Франции. Но в России это не частность, не редкий и экзотический цветок, а, в общем, равное существование с эстрадной музыкой.

– Чем отличается программа «Жизнь прекрасна» от «Песен ХХ века», которые вы вели на втором канале?

– В «Песнях ХХ века» было больше о том, как создавалась та или иная песня, кто был первый исполнитель и т.д. В этом мне очень помогала замечательная Тутта Ларсен, «Жизнь прекрасна» – программа менее информационная и, если хотите, просветительская. Скорее это просто разговор о жизни. Все-таки СТС – это канал развлекательный.

– А почему «Песни ХХ века» не прижились на канале «Россия»?

– Я очень признателен Олегу Борисовичу Добродееву (председатель ВГТРК. – «НГ») и Антону Андреевичу Златопольскому (генеральный директор канала «Россия». – «НГ»), которые рискнули пойти на этот эксперимент. Но для второго канала, который специализируется на больших эстрадных проектах, такого рода ток-шоу было неорганичной программой. Кроме того, я думаю, что и мы несколько ошиблись, сделав «Песни ХХ века» такой помпезной государственной программой. К тому же мы полагали, что это воскресная, вечерняя семейная программа. На СТС приняли более правильное программное решение, поставив ее на утро. Эта программа взбадривающая, и время, когда все просыпаются и садятся завтракать, ей больше подходит. Такой утренний разговор за чаем, когда можно немножко послушать, поговорить, попеть. Кроме того, в новый проект органично вошла моя соведущая Лена Перова. И, естественно, эту программу нельзя представить без замечательного Левона Оганезова, который был одним из создателей этого проекта.

– То есть на государственном канале с музыкальной программой вы выглядели легкомысленно?

– Наверное. Судя по всему, ей самое место на СТС. Я благодарен Александру Роднянскому и Александру Цекало (соответственно генеральный директор и генеральный продюсер СТС. – «НГ») за то, что они с таким вниманием отнеслись к этому проекту.

– Если «Жизнь прекрасна» для вас – это счастье, то чем является другая ваша программа – «Культурная революция» на канале «Культура»?

– Это программа, которая стоила мне головной боли и многочисленных «шишек». Мы ее делаем – как, собственно, и проект «Жизнь прекрасна» – с замечательной талантливой командой телекомпании «Игра», которую возглавляет Андрей Козлов.

– Вас из-за нее многие не любят. Во многом из-за ее откровенной провокационности.

– Я это знаю. И в каком-то смысле все мои последние служебные передвижения во многом связаны с этой программой. Но, все что ни делается, делается к лучшему. Я ни о чем не жалею. А вообще-то говоря, это программа появилась на свет случайно. В свою бытность министром я делал на «Культуре» получасовое интервью по типу «Ночного полета». Но работать три раза в неделю в режиме прямого эфира в силу своей загруженности я не мог, и мы стали думать, что делать. И тогда я решил, что надо сделать программу, которая была бы раздражителем и вместе с тем многое бы определяла, как ни странно, в популярности культуры. Это был своего рода пиаровский проект Министерства культуры РФ в 2001 году. Конечно, я не могу сказать, что министерство прозябало, это было бы с моей стороны грубостью и неуважением к моим предшественникам. И вообще в России слово «культура» – это священное слово. Но тем не менее я считал, чтобы мы выскочили из экономических проблем, которые существовали в министерстве, нужно сделать некий очень резкий и шумный телепроект, привлекающий к себе внимание. Естественно, когда мы начали, это вызвало массу нареканий, в том числе и со стороны моих коллег по правительству. Многие подтрунивали. Нонсенс – министр ведет программу. Как это так? Я знаю, как тяжело тогдашний премьер-министр Михаил Михайлович Касьянов к этому относился. Я тогда ему сказал, что министр культуры – это особый министр. Все министры культуры совмещали свой пост с творчеством. Луначарский писал пьесы, Губенко и Соломин играли на сцене.

– А как насчет Екатерины Фурцевой?

– Фурцева, да, ни в чем таком замечена не была. Но поскольку главным творчеством второй половины ХХ века является телевидение, то, на мой взгляд, вести телепрограмму министру культуры – незазорно. Другое дело, что, конечно, в «Культурной революции» была и есть определенная скандальность. Людей раздражают и политические, и особенно культурные вещи. Например, когда я сделал программу на тему «Страшнее ли русский фашизм немецкого?», то немедленно получил 52 подписи депутатов, которые вопрошали президента: доколе это все будет продолжаться и как бы его поскорей убрать? Но сама тема приобрела большой общественный резонанс. Огромную неприязнь ко мне и шквал гневных писем вызвал и выпуск программы на тему «Пушкин безнадежно устарел?». Но понимаете, в чем дело? У Пастернака есть такая фраза: «После смерти Маяковского стали насаждать, как картошку в России». На мой взгляд, то же самое произошло и с Пушкиным во время празднования его 200-летия. Люди, в массе своей знавшие 5 самых популярных его строф, считали, что это и есть постижение Пушкина. Так вот, для того чтобы они начали действительно читать, и понадобилось сделать такую скандальную передачу. Сейчас, думаю, надо будет сделать программу «Антон Павлович Чехов – скучный писатель», и я представляю, что будет твориться после этого. Понимаете, все это делается с одной целью: вы должны опять взять текст, посмотреть, встряхнуть его и почитать. С другой стороны, считаю, что за эти три года, получив дикое количество шишек, я выполнил важную функцию – Министерство культуры стало не богатым, но влиятельным.

– А зачем вообще нужно Министерство культуры?

– В первую очередь для того, чтобы создать условия для развития культуры. Есть и еще одна очень важная миссия – модернизация сознания нации. Этим не занимается школа и не занимается образование. Потому что изменение сознания, изменение духовного мира – это на самом деле функция культуры. Когда-то у великого австрийского писателя Роберта Музиля спросили: что остается после искусства? Он ответил: «После искусства остаемся мы изменившиеся». И в этом смысле я считаю, что «Культурная революция» должна быть программой, которая заставляет людей думать, а значит, меняться. Люди могут раздражаться, ненавидеть меня, могут считать, что я урод, мерзавец, подлец. Но любая реакция – во благо. Надо же понимать одну простую вещь: ведущий ток-шоу – это клоун. Есть несколько ведущих ток-шоу, которых я очень уважаю и высоко ценю. Назову имя Владимира Познера. Очень высоко ценю то, что делает Тутта Ларсен на МТV и Андрей Малахов на Первом канале. Но пускай они не обижаются, все мы, ведущие ток-шоу, – клоуны. Артисты. Конечно, я, Михаил Швыдкой, выходя на съемочную площадку, веду себя не так, как в жизни. Мы создаем, сочиняем для себя образ – мы хамим, мы более наглые, мы требуем ответа от гостей. Но это не мой внутренний мир до конца.

– Не так давно вы предлагали ввести плату за телевидение. Вы полагаете, что это перспективная идея?

– Этого у нас не будет, поскольку общество в подавляющем своем большинстве не готово платить деньги. Есть малый круг людей, которые готовы купить себе НТВ+ или кабельное телевидение, но этот круг не такой значительный. Мы живем в обществе, в котором до сих пор доминирует патерналистская психология. От государства ждут бесплатности. Все это абсолютно отразилось на дискуссии по замене льгот деньгами. Общество психологически не готово к тому, чтобы перестать получать от государства некий пакет бесплатных льгот. В том числе и телевидение.

– С другой стороны, платное телевидение подразумевает некое вмешательство зрителей в его программную политику. Я полагаю, что государство не готово к тому, чтобы такой мощный политический инструмент уплыл из его рук.

– Я считаю, что в нашей стране государственное телевидение является некой социальной функцией государства. Через телевизионные каналы мы как бы поддерживаем целостность государства. Я помню, какая была борьба в 1998 году на ВГТРК, когда региональные каналы захватывали огромные куски на канале «Россия», закрывая их своими программами. В ряде регионов – не хочу говорить каких – вырубались главные политические программы того времени, вплоть до информационных. Это была борьба за политическое влияние. И поэтому для федерального Центра сохранение одного-двух государственных федеральных каналов – это еще и вопрос подтверждения того, что страна существует в целостности.

– Как вы относитесь к законодательному запрету телевидению показывать с 7 утра до 22 вечера фильмы и программы со сценами насилия?

– Я считаю, что нормативные документы должны издаваться тогда, когда они безупречны с точки зрения технологической и юридической. Пока нет точного юридического термина, что такое насилие на экране, под этот запрет подпадает любая детская сказка. Например, в «Красной Шапочке» – три убийства, причем два из них связаны с каннибализмом.

– То есть депутаты Госдумы издали бред?

– Это не бред, это естественное желание общества оградить себя от того, что ему неприятно. У общества есть обоснованные претензии к телевидению. Потому что когда на экране расчлененка – это производит тяжелое впечатление на людей, особенно на детей. Поэтому пафос рассуждения мне понятен. Но как только мы переходим к конкретным действиям, получаем: а) абсолютное юридическое дилетантство и б) подмену социальных запретов простой цензурой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
877
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
979
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
307
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1243

Другие новости