0
2245
Газета Телевидение Интернет-версия

09.06.2006 00:00:00

Жвачка для глаз

Тэги: телевидение, исследование, интерньюс


телевидение, исследование, интерньюс Народ протестует.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Доклад сделан по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории, учрежденной Еврокомиссией и 35 странами Европы, включая Россию. В нем анализируются изменения в российской телевизионной индустрии с 2002 по 2005 г., главным из которых авторы считают восстановление госконтроля над активами федерального телевидения – «собственников крупных медиаактивов, прежде всего телевизионных, теперь, по сути, назначают или утверждают, а участие иностранцев возможно только с согласия властей».

В докладе также констатируется, что административная реформа усилила присутствие государства на телерынке. В итоге процесс саморегулирования СМИ так и не вышел из зачаточного состояния – «по-прежнему можно говорить о том, что государство управляет индустрией практически единолично».

Из исследования, проведенного по заказу ЕС, следует, что государство создает тепличные условия для собственных СМИ. Для этого применяются как открытые, так и скрытые формы дотирования. Под открытым дотированием понимается прямая финансовая помощь из федерального или местного бюджетов. Скрытое финансирование – это различные тарифные льготы на распространение сигнала, таможенные и налоговые льготы, регулирование рекламных потоков на региональном уровне.

Авторы доклада подчеркивают, что после закрытия в 2004–2005 гг. нескольких программ, связанных с информационной и политической журналистикой, оставшиеся ток-шоу актуальной проблематики выходят в записи, а их темы и гости отфильтровываются редакторами и вышестоящими начальниками. «Существует негласный список «разрешенных» тем и гостей. Участились случаи «снятия» сюжетов из выпусков новостей. Часто о нежелательной информации государственные каналы просто не сообщают. Сами журналисты в неформальных разговорах сообщают, что очень силен механизм самоцензуры, когда еще до согласования журналист уверен, что тему нельзя поднимать, а гостя нельзя приглашать», – отмечают эксперты «Интерньюс».

Отмечается, что жанр журналистского расследования к настоящему времени полностью дискредитировал себя, поскольку эфир «заполняют материалы, полученные в результате утечки информации или подброшенные различными частными или государственными спецслужбами. Как правило, зритель пытается угадать, кто заказчик, кто представил документы и сколько это стоило».

Авторы доклада признают серьезные недостатки действующего в России законодательства о СМИ. Однако уверены, что вносимые в него поправки направлены отнюдь не на устранение существующих пробелов. «Все основные изменения в законодательстве связаны прежде всего с необходимостью взять под более жесткий контроль СМИ, главным образом телевидение», – говорится в документе.

Генеральный директор «Интерньюс» Манана Асламазян в интервью «НГ» отметила тенденцию на развлекательность нынешнего телевидения наряду с резким сужением общественно-политических программ. По ее мнению, это свидетельствует о том, что власть такое телевидение вполне устраивает.

Косвенным подтверждением этих слов стало недавно объявленное группой компаний MTV Россия расширение сети вещания входящих в ее состав круглосуточных музыкально-развлекательных телеканалов MTV Россия и VH1 Россия, чья общая аудитория в итоге составляет на сегодняшний день 89,4 млн. зрителей в 30 городах страны.

«Чем меньше телеаудитория задает вопросов – тем лучше. Но сколько бы ни говорили, что телевидение – это бизнес, у этого бизнеса есть ответственность перед аудиторией. В частности, например, ее информирование. И не надо смешивать интересы власти и интересы телевидения. У них разные задачи и совершенно разная мера ответственности», – подчеркнула Асламазян. По ее прогнозам, в ближайшие годы искусственное сужение политической составляющей ТВ приведет к тому, что «зрителям это надоест и они захотят чего-то более серьезного вместо этой жвачки для глаз. А телевидение не будет готово к этому».

Эксперты «Интерньюс» признают, что индустрия в целом находится на подъеме – не случайно лавинообразно растет производство телесериалов. Растут и доходы телевидения.

По словам председателя совета директоров BBDO Russia Group Эллы Стюарт, объем рынка телерекламы в 2006 г. составит около 6,2 млрд. долл. по сравнению с 5 млрд. долл. в 2005 г. А директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видеоинтернэшнл» Сергей Веселов полагает, что к 2010 г., несмотря на то что принятие нового закона «О рекламе» в 2006–2007 гг. значительно сократит объем рекламы, рост платежеспособного спроса рекламодателей сохранится.

Впрочем, есть и другие мнения. Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов в интервью «НГ» отметил, что в преддверии нового закона «О рекламе», который вступает в действие с 1 июля с.г., рекламные расценки повысились в полтора-два раза на многих каналах. Эксперт прогнозирует, что значительная часть рекламы уйдет в глянцевые журналы и другие печатные издания. Самохвалов подчеркнул, что «ситуация складывается таким образом, что экономически успешные независимые телекомпании невыгодны государству. В итоге выживут только сильнейшие, имея поддержку государства или крупных корпораций».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1225
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
625
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3371
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2645

Другие новости