0
6259
Газета Я так вижу Печатная версия

24.04.2018 00:01:00

Новая война на Ближнем Востоке начнется в Ливане

Депутатов парламента в Бейруте изберут в условиях обострившейся обстановки

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-межународник.

Тэги: ливан, парламентские выборы, кризис, иран, сша, израиль, конфликты

На фото президент Ливана Мишель Аун (справа) и премьер-министр Саад Харири. Фото Muhammed Ali Akman/Anadolu Agency/Getty Images

ливан, парламентские выборы, кризис, иран, сша, израиль, конфликты

Впервые после 2009 года в Ливане пройдут парламентские выборы, и впервые они состоятся на основе пропорциональной системы, а не привычной для этой страны мажоритарной. За 128 депутатских мандатов будут бороться 917 претендентов. Подготовка к выборам проходит в обстановке, чреватой не только отдельными вспышками насилия, но и новой широкомасштабной войной.

Указ о проведении выборов был подписан сразу тремя лицами: президентом Мишелем Ауном, премьер-министром Саадом Харири и министром внутренних дел Нухадом Машуком. По словам главы государства, «ливанцам предстоит сделать правильный выбор, который приведет к избранию тех, кто действительно соответствует их желаниям и надеждам».

Майские выборы пройдут с опозданием на четыре года. В 2014 году их пришлось отложить в связи со сложной политической обстановкой. Тогда после завершения шестилетнего срока ушел в отставку президент Мишель Сулейман. Нового главу государства, которым стал Аун, удалось выбрать лишь в конце 2016 года. После этого парламентарии, чьи полномочия пришлось «технически» продлевать, приступили к разработке проектов избирательных законов, так как старые уже никого не устраивали. Тогда же договорились о том, чтобы провести выборы в Палату депутатов 17 мая 2017 года, потом перенесли их на сентябрь-октябрь. Слишком горячими оказались споры парламентариев по проектам нового избирательного закона.

Основная «рубка» шла между «Коалицией 14 марта», прозападным и одновременно просаудовским блоком партий и движений, и «Альянсом 8 марта», политику которого определяют шиитские организации во главе с «Хезболлой». Потом начался новый правительственный кризис, вызванный «домашним арестом» в Саудовской Аравии премьер-министра Саада Харири, прилетевшего с визитом в Эр-Рияд и вынужденного под давлением сделать заявление о собственной отставке.

С большим трудом Харири удалось из саудовского «плена» освободить. Видимо, кто-то сумел доходчиво объяснить кронпринцу Мухаммеду бин Сальману, что нельзя путать законно избранного премьера суверенной страны с собственным подданным, отправленным на «отхожий промысел», но так и не справившимся с высочайшим поручением приструнить «Хезболлу», ограничить, а еще лучше вообще свести на нет деятельность этой проиранской организации.

Тогда Эр-Рияду не удалось спровоцировать ливанских суннитов и развязать войну в Ливане. Скандал с саудовцами постепенно рассосался, но неистребимое желание Эр-Рияда во что бы то ни стало взять реванш и «уесть» Тегеран осталось. Такую же ненависть испытывают к Ирану Соединенные Штаты с Израилем. Для того чтобы расправиться с этой страной, скорее всего они будут наносить по ней удар через Ливан, нацеливаясь на «Хезболлу». Да и в экспертной среде считают, что если на Ближнем Востоке начнется новая война, то именно в Ливане. В этом случае даже не надо специально ломать голову и искать подходящий повод для нее. Сasus belli сам идет в руки.

Поводом для войны может стать относительно новый конфликт, связанный с ливано-израильским дележом углеводородных ресурсов на восточносредиземноморском шельфе. Не случайно очень резкий, провокационный тон избрал для «общения» с ливанцами министр обороны Израиля Авигдор Либерман. Впрочем, заявления с ливанской стороны тоже не отличаются особой сдержанностью.

Если бы речь шла не о ближневосточных странах, то в принципе урегулировать спор о морских границах и договориться о разграничении экономических зон можно было бы довольно легко. Но, во-первых, спор продолжается в условиях застарелого арабо-израильского конфликта, в котором каждая сторона ни за что не уступит оппоненту даже метра водного пространства. Кроме того, успешное освоение Бейрутом энергоресурсов поможет, по мнению израильтян, поднять экономику Ливана, что в конечном итоге сыграет на руку «Хезболле», поможет ей укрепиться. А во-вторых, главной целью войны будет все же не борьба за нефть и газ, а движение «Хезболла». При этом не исключено, что боевые действия перекинутся на территорию Сирии. По мнению генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, в этом случае война может стать «худшим ночным кошмаром».

Оставляет желать много лучшего и внутриполитическая обстановка в Ливане. Надо отдать должное лидерам политических партий. Они стараются сохранить хрупкое равновесие, воздерживаются от слишком рискованных заявлений.   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перезагрузку правительства в Киеве заменили перетасовкой

Перезагрузку правительства в Киеве заменили перетасовкой

Наталья Приходко

Зеленский отреагировал на претензии США и обновил команду

0
1635
Бои на «курском фронте» становятся позиционными

Бои на «курском фронте» становятся позиционными

Владимир Мухин

0
2803
США готовы воевать за Тайвань

США готовы воевать за Тайвань

Владимир Скосырев

Оппозиция на острове выступает за договоренность с Китаем

0
1844
Сто лет перемен

Сто лет перемен

Ольга Шатохина

В Российской империи персов считали трудолюбивыми и не связанными с преступностью

0
907

Другие новости