0
4086
Газета Я так вижу Печатная версия

07.10.2020 19:12:00

Классы на выбор – от "Коменского" до "Джобса"

Почему мы боимся говорить с детьми на языке услуг и конкуренции

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, образование, услуга, конкуренция


школа, образование, услуга, конкуренция Фото pixabay.com

Однажды я побывал дома у первоклассника, который подал в суд на собственную школу. Коллизия была следующая.

Обычный ребенок из необычного первого «К» (коммерческого) класса спешил на урок, а дверь в аудиторию никак не открывалась. Тогда он поднажал, та распахнулась и ударила сидевшего за ней у входа одноклассника. Нечаянно. Но педсовет решил иначе: хитрый малыш, мол, это подстроил, он агрессивен, проявляет садистские наклонности, подлежит отсеву.

Родители Димы поверили сыну, а не педсовету. К тому же оказалось, что дверь первого «К» открывалась не наружу, как должна по СанПиНу, а вовнутрь: еще один веский довод в пользу семилетнего истца. И суд признал его правоту. Семилетний ребенок взыскал со школы 0,5 млн руб.! Все газеты обошла тогда эта новость, но не всех читателей порадовала.

Тогдашний замминистра образования, к которому я обратился за консультацией (когда весы Фемиды еще качались), человек прогрессивных воззрений, неожиданно насторожился и переспросил: «Это тот самый мальчик, у которого отец работает крупье в игорном доме? Из коммерческого класса?»

Так автор впервые познакомился с темой скользких словечек, несовместимых с «портретом выпускника школы», представленным в одноименном стандарте (ФГОС ОСО).

Крупье, коммерция, услуга, сделка, конкуренция... Что общего у этих взрослых, внешкольных понятий со школой? Считается, что ничего. Во избежание семантического хаоса авторы закона «Об образовании в РФ» окрестили образование «общественно значимым благом». Мол, это не услуга, не волнуйтесь – public goods. Общественное благо. А ребенок – благополучатель.

Казалось бы, какая разница – благо или услуга, если образование все равно бесплатное? Но сам термин «благо» наделен в языке особым статусом. Вот в чем, похоже, дело. Благо, согласно словарю, – это «то, что дает достаток, удовлетворяет потребности». Поэтому теми, кому благо предназначено, оно обычно не обсуждается и возврату не подлежит. Его доставляют на урок в готовом виде, а затем распределяют поровну между «едоками».

Ну, а услуга? Хотя бы репетиторская? Чем она не благо? Самое главное: а) ее оплачивает сам ученик; б) он же ее и оценивает; в) именно поэтому она предполагает сотрудничество «продавца» и «покупателя». Репетитору надо стать мастером общения, чтобы ребенок перестал ощущать себя «едоком» общественного блага. Это совсем другая педагогика. Педагогика сотрудничества, положенная на язык экономических инструментов. И объявленная восемь лет назад... вне закона об образовании. Такая коллизия.

Тем не менее отвергнутая правоведами де-юре услуга никуда не исчезла де-факто. Достаточно присмотреться, чтобы увидеть, что школа по-прежнему ими пронизана. Услугами. Хотя и в рамках государственного блага.

Помимо всем очевидной – учить ребятишек уму-разуму, школа может выполнять много услуг менее заметных: воспитывать, заниматься индивидуальной поддержкой, предоставлять Wi-Fi, услугу экстерната, «полного дня», ЕГЭ и ВПР... Прибавим сервис секьюрити, услуги питания, охраны здоровья.

И сколько всего еще она может! Даже цифра в клеточке – школьная оценка – это гигантская и очень важная услуга (то есть «действие, приносящее пользу, помощь другому», подсказывает словарь Ожегова) обществу и личности. Навигаторская, диагностическая, мотивационная, аттестационная – вот сколько даже у нашей ущербной трехбалльной (за вычетом «2» и «1») оценки насчитывается функций, граней и задач!

Поскольку диффузия услуг в образовании продолжается, чтобы возвысить работу учителя (такая сакрализация облегчает процедуру обучения, считает экономист Александр Аузан), говорят, что «образование – это нравственное служение», а не оказание услуг. Но этот тезис легко опровергается. Разве только в сфере образования работают высокопорядочные люди? Даже коммерция являет собой отнюдь не редко эталон высокого служения.

Близкий пример – опыт Московского международного салона образования (ММСО) и его команды. Каждый год гигантский шатер одного из павильонов ВДНХ разбит на несколько учебных залов: «Коменский», «Корчак», «Песталоцци», «Сухомлинский», «Джобс», «Конфуций». Тысячи посетителей курсируют в любом направлении, в зависимости от интереса, настроения, запаса времени. Строят свои образовательные траектории. И это замечательно. Но почему бы не позволить детям выбирать своих, сегодняшних, полных идей и планов преподавателей? И не раз в год, а каждый день, чтобы не допустить утечку ценных кадров в теневую сферу экономики?

Мы говорили об этом с Валентиной Матвиенко в ее кабинете заместителя председателя правительства по социальным вопросам еще в эпоху Ельцина. В стране тогда уже было открыто несколько школ, где можно было выбирать учителей. Их идеолог Милослав Балабан назвал их «парк-школами». «Я за то, чтобы и такие школы, если за них голосует общество, имели свое место под солнцем. Надо эти ростки выращивать, изучать и распространять их опыт, делать его доступным для других. А это функция Министерства образования», – сказала вице-премьер, подчеркнув свою приверженность принципу вариативности в образовании.

А будущий «крестный отец» единого госэкзамена Виктор Болотов и вовсе жестко заявил, что если организаторы авторской школы не задаются вопросами, поставленными Балабаном в его работе «Школа-парк», «то это либо конъюктурщики, либо дилетанты».

Мне кажется, что дверь, которая преградила путь семилетнему Диме в класс, символизирует собой границу между свободой и несвободой в образовании. Находясь снаружи, ты еще относительно свободен, но, попав вовнутрь, принадлежишь конкретному учителю, системе обучения, педсовету, всем его диагностикам. Кстати, на необъятной территории Московского салона образования я не заметил ни одной дверной перегородки. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1510
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1718
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2858
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5814

Другие новости