0
228
Газета Образование Печатная версия

18.06.2025 18:09:00

Девальвация понятия "колледж", возможно, не за горами

Пилотный проект в регионах очень напоминает историю с ПТУ

Тэги: томск, школьники, восьмиклассники, рабочая специальность, профобразование, пту, ссср


томск, школьники, восьмиклассники, рабочая специальность, профобразование, пту, ссср Опыт работы советских профессионально-технических училищ оказался чрезвычайно актуален сегодня. Фото РИА Новости

По сообщению томских СМИ, рабочую специальность местные школьники теперь смогут получать после восьмого класса. Пилотный проект запускают с 1 сентября в Томской области на базе 10 учреждений среднего профессионального образования (СПО), находящихся в сельских районах. Школьники смогут получить профессиональное образование и рабочую специальность после окончания восьмого класса. Им предложат профессии повара, пекаря, сыродела, авторемонтника и электромонтажника. Надо сразу отметить, что речь идет о детях, которые имеют трудности в обучении и состоят на профилактическом учете. А школе, разумеется, такой балласт совсем не нужен.

В приказе Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» указано, что в колледж можно поступить, только получив основное общее или среднее общее образование. Но поступить в колледж после восьмого класса можно на конкретные профессиональные программы на базе начального образования в некоторые средние специальные учебные заведения. Однако это не будет считаться как следующий уровень образования. Те подростки, которые поступили в колледжи после восьмого класса, не получат документа об окончании школы. Это как раз вопрос: как будет организована сдача ими основного государственного экзамена (ОГЭ)? Скорее всего, через год их отвезут в пункт приема экзаменов на сдачу ОГЭ и они будут сдавать два предмета.

Вообще-то эту новость можно расценить и как приговор школе, которая перестала учить. Налицо возвращение к опыту прошлого. Начиная с первых лет после Октябрьской революции советская школа была «трудовой», то есть ориентированной на подготовку выпускников, готовых включиться в производительный труд и уже участвующих в нем. А термин и идея «трудовой» школы были заимствованием из трудов немецкого педагога-экспериментатора Георга Кершенштейнера.

Второе дыхание в СССР идея приобрела в начале 50-х годах прошлого столетия. К концу сталинской эпохи обнаружилась серьезная проблема: фундаментальные аспекты школьного образования практически полностью вытеснили прикладную составляющую. В результате выпускники школ оказывались не подготовленными к практической деятельности, а выпускники вузов и техникумов не владели умениями и навыками работы на производстве.

Быстро были сформулированы конкретные шаги по обеспечению народного хозяйства квалифицированными кадрами за счет усиления политехнизации школьного обучения. Предлагалось организовать на базе общего среднего образования специальные шестимесячные, годичные или двухгодичные курсы по подготовке рабочих остродефицитных специальностей – электромонтеров, трактористов, комбайнеров, механиков, животноводов. В 1955 году началось активное создание, преимущественно в сельской местности, ученических производственных бригад.

В 1956 году на XX съезде КПСС эти шаги по политехнизации школы были охарактеризованы как неэффективные и недостаточные. И политехнизацию средней школы усилили введением в школьное расписание новых предметов, «дающих основы знаний по вопросам техники и производства». Школьников стали систематически приобщать к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. Это, в свою очередь, привело к тому, что в жертву идее политехнизации школы было принесено интеллектуальное развитие учащихся.

По данным исследования «О социальном составе студентов высших учебных заведений», проведенного Центральным статистическим управлением СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР, в 1959/60 учебном году число детей служащих, рабочих и колхозников среди студентов всех высших учебных заведений СССР составило 58, 28 и 12% соответственно. В вузах Москвы, где обучалось 19% всех студентов СССР, получали высшее образование только 2% детей колхозников.

Поскольку структура производства характеризовалась разрывом между большим количеством рабочих мест, требующих низкоквалифицированного труда, и относительно небольшим количеством высокотехнологичных рабочих мест, то вскоре в системе среднего образования стала усиливаться тенденция к обособлению отдельных групп образовательных учреждений. Пусть хоть и внешнее, но единство школы было разрушено. И в 1958 году поступили предложения по созданию так называемых школ для одаренных. Создание таких школ представлялось авторам реформ как способ уклонения от действия общей политики политехнизации школы.

Комментируя нынешний региональный эксперимент, авторы постов в соцсетях тоже вспоминают советские профессионально-технические училища (ПТУ), но добавляют еще и реалии дня. В частности: «Проблема здесь – слабые не только академически, но и организационно, провинциальные школы, которые даже по адаптированной программе человека не могут до аттестата дотащить. Ну, меняйте директоров!.. Не может быть человека без аттестата за девятый класс в нынешнем мире, это чудовищно».

«Томские власти не хотят открыто признавать, что девятый класс дети не оканчивают», – пишет другой автор комментария.

«Что только не придумают, и все с одной целью – создать видимость. Кто это допустит в 14 лет ребенка на вредное производство: сварка, опасные работы, электротехника? И самое главное – а потом что? Из школы выпнули, и где гарантия, что он там (в колледже. – «НГ») вдруг начнет учиться, с какого перепугу?» – возмущается другой пользователь интернета.

Впрочем, будем справедливы, читатели вспоминают из опыта ПТУ и другое: «У меня друг с трудом доучился до восьмого класса, перебиваясь с двойки на тройку. Выпнули в ПТУ. Окончил с красным дипломом. Поступил в среднюю мореходку. Окончил с красным дипломом. Поступил в высшую мореходное училище. Окончил с красным дипломом. Капитан дальнего плавания».

Понятно, что подобные проекты появляются не от хорошей жизни. Сегодня много выступлений на тему того, что из школ ушла учеба как таковая. Ушло повторение (которое – мать учения) и закрепление материла на уроке. Успевают по программе только те дети, где семья располагает средствами нанять репетиторов или имеет желание, время и силы заниматься с ребенком самостоятельно.

При этом пышным цветом цветут все новые формы контроля, количество контрольных работ в школе приличное, что само по себе ничего не дает. Ну разве что очередная двойка по контрольной выступает демотивирующим фактором для продолжения учебы в школе.  


Читайте также


Мешок денег и кусок хлеба

Мешок денег и кусок хлеба

Вардван Варжапетян

О взъерошенном филологе, великом факире и ироничном потомке Рюриковичей

0
2646
Добро по правилам

Добро по правилам

Надежда Ажгихина

Закон – это не средство влияния на общество, но инструмент, который должен помогать развитию общества с максимальным эффектом

0
3120
 ВЫСТАВКА  "Мифология реальности"

ВЫСТАВКА "Мифология реальности"

0
1671
Когда румяный комсомольский вождь…

Когда румяный комсомольский вождь…

Геннадий Евграфов

Анатолий Гладилин и поколение «измученных соцреализмом»

0
2614

Другие новости