0
6049
Газета Я так вижу Печатная версия

27.05.2025 20:02:00

Российско-узбекистанские отношения в свете крупных инфраструктурных проектов

В фокусе правительства РФ находится сфера трудовых мигрантов

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин – кандидат исторических наук, заведующий Сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН, эксперт Клуба «Валдай»

Тэги: рф, узбекистан, сотрудничество, трудовые мигранты, целевой набор, совместные проекты


рф, узбекистан, сотрудничество, трудовые мигранты, целевой набор, совместные проекты Граждане Узбекистана, приехавшие в РФ на работу, регистрируются в госорганах. Фото агентства «Москва»

С 2016 года российско-узбекистанские отношения демонстрируют впечатляющую динамику развития по всем направлениям, во многом являясь образцовым примером выстраивания взаимодействия стратегических партнеров. Примечательно, что залогом успешного развития сотрудничества является схожесть подходов к глобальной и региональной повестке. Ташкент и Москва в современных условиях заинтересованы в углублении регионального сотрудничества и интеграции в Евразии как внутри постсоветского пространства, так и в более широком формате. Это направление проявляется в углублении взаимодействия по линии Узбекистан–ЕАЭС, интеграции в Центральной Азии, разработке и реализации крупных трансрегиональных инфраструктурных проектов, включая МТК Север–Юг.

У Узбекистана и Российской Федерации также присутствует совпадение интересов развития двух стран. Для Ташкента остро стоит задача модернизации и диверсификации экономики, привлечения иностранных инвесторов и технологий, обеспечения энергетической безопасности и расширения рынков сбыта за счет углубления отношений с партнерами и развития транспортных коридоров. В свою очередь, для Москвы важны диверсификация внешней торговли, открытие и расширение новых рынков для технологий и товаров, укрепление взаимодействия со стратегическими и надежными партнерами на фоне системного кризиса в отношениях России и Запада.

Такое пересечение интересов способствует качественному росту и углублению российско-узбекистанских отношений. Россия последние несколько лет является крупнейшим инвестором в экономику республики, уступая по уровню товарооборота и количеству компаний только КНР. Москва становится стратегическим партнером для Ташкента в энергетической сфере. Если ранее такое взаимодействие обеспечивалось реализацией газодобывающих проектов российскими компаниями «Газпром» и ЛУКОЙЛ, то сейчас это и поставки электроэнергии и природного газа в республику, и амбициозная ядерная программа, предусматривающая строительство АЭС российским «Росатомом». За последние годы Россия закрепила статус ключевого поставщика образовательных услуг для растущего населения Узбекистана. В республике открыли свои филиалы 14 российских вузов, а 63 тыс. узбекистанских студентов обучаются в вузах РФ.

Со своей стороны, Узбекистан выступает надежным поставщиком продукции сельского хозяйства, ряда стратегически важных для российской экономики минералов, продукции машиностроения. Важнейшим для двух стран является взаимодействие в сфере трудовой миграции. Узбекистан таким образом решает проблему избыточности трудовых ресурсов и безработицы, для России – это возможность закрывать потребности в дефиците кадров на рынке труда. В последние годы эта сфера находится в фокусе правительств. Партнеры стремятся упорядочить поток трудовых мигрантов из Узбекистана, обеспечив условия для целевого набора и подготовки специалистов для проектов в России еще в Узбекистане.

Стратегическими для двух стран сегодня выглядят совместные проекты на афганском направлении. Узбекистан в рамках стратегии расширения экспортных направлений за счет развития транспортных коридоров уже в течение нескольких лет является главным лоббистом строительства трансафганских инфраструктурных проектов. Для России после спешного выхода США из Афганистана, с одной стороны, а также системного сворачивания взаимодействия с европейскими странами стоит задача расширения возможностей для торговли и взаимодействия со странами глобального Юга. После исключения правящего в Афганистане движения «Талибан» из списка террористических организаций для России формально снимаются ограничения на реализацию крупных проектов и политического взаимодействия со страной. В таких условиях для России и Узбекистана открывается совершенно новое направление для стратегического сотрудничества в виде проектов в Афганистане, в частности, трансафганской железной дороги, которая позволит качественно улучшить связность в центре Евразии. 


Читайте также


Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Перед выборами 2026 года алтайские коммунисты попали под экспериментальные преследования

0
1131
Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Председатель Верховного суда РФ ставит подпись под кадровыми и системными решениями

0
1383
Дроны ВСУ бьют по танкерам, целясь в мирные переговоры

Дроны ВСУ бьют по танкерам, целясь в мирные переговоры

Владимир Мухин

В арсеналах Украины скопилось много безэкипажных катеров и дальнобойных вооружений

0
1193
Возможен ли разрыв дипотношений с Варшавой

Возможен ли разрыв дипотношений с Варшавой

Польские социологи подвели базу под радикальное решение

0
867

Другие новости