Большинство боливийцев впервые за 20 лет предпочло отдать голоса кандидатам от правых, а не от левых сил. Фото Reuters
В Боливии, полностью отрезанной от выхода к океанам латиноамериканской горной стране, состоялись президентские выборы. Победу на них одержали два представителя правых консервативных сил – Родриго Пас от Христианско-демократической партии, набравший 31% голосов, и Хорхе Кирога, бывший уже президентом Боливии в 2001–2002 годах, у которого 27%.
Полностью провалилась на выборах правившая с 2006 года в стране партия «Движение к социализму» (МАS), представитель которой Андронико Родригес получил всего 8% голосов. Наследник взглядов бывшего президента Эво Моралеса, возглавляющий с 2020 года Сенат Боливии, он выступал за то, чтобы вступить БРИКС и взять именно там кредиты, а не у «коррумпированного МВФ». Однако полностью растерявшее популярность левое движение на фоне острейших экономических проблем, стоящих перед страной, и полного раздрая в своих рядах способствовало радикальной смене политических ориентиров Боливии. В общем, итоги первого тура выборов положили конец 20-летней эпохе левого движения в Боливии.
По-прежнему пользующийся популярностью главным образом среди индейского населения Моралес не был допущен до выборов нынешним президентом страны Луис Арсе. Cвоего бывшего политического соратника он решил убрать из президентской гонки, а сам – не выдвигаться на второй срок в силу крайне низкой популярности (не более 2%) своего правительства. В свою очередь, Моралес призвал сторонников бойкотировать выборы, поскольку ему не позволили в них участвовать.
Так как никто из претендентов не набрал 50% голосов, состоится второй тур 19 октября, когда и станет окончательно известно имя нового президента Боливии. Однако определенные выводы из этих выборов можно сделать уже сегодня.
Так, очень важна будет в канун второго тура роль набравшего 20% и занявшего третье место Самуэля Медина – своего рода «боливийского Трампа». Ему 66 лет, он магнат, владеющий самой дорогой недвижимостью в столице. Ранее он четырежды участвовал в президентских выборах, а также именно он привел в страну гиганта быстрого питания Burger King.
Принципиально будет, кому Медина отдаст свои голоса, и не исключено, что деньгами и влиянием он поддержит Хорхе Кирогу. Этому политику 65 лет, он уже был и.о. президента страны, третий раз участвует в выборах главы государства и резко критикует все левые правительства континента. Кирога уповает на власть частной собственности и сокращение госрасходов на помощь малоимущим. Возглавляя «Свободный союз» – объединение правых сил, он выступает также за «восстановление свободы и демократии в Боливии».
Теперь кто бы ни стал новым президентом Боливии, перемены в ее политике будут резкие. Но вряд ли они принесут народу какое-то улучшение жизни, и вот почему. «Самый народный президент» Эво Моралес, на которого именно основная масса населения возлагала надежды, не просто сейчас находится в оппозиции к власти, но и против него возбуждено уголовное дело по обвинению в подстрекательстве к свержению правительства. А приговор ему, как ожидается, будет вынесен в конце ноября.
Соответственно повлиять Моралесу на выбор нового президента вряд ли удастся. А вот взгляды тех, кто так или иначе будет управлять Боливией, уже хорошо известны. Так, Пас считает необходимым более сильную интеграцию страны с Меркосур (Южноамериканским общим рынком) и более активное развитие отношений с США.
А Кирога пообещал привлечь в страну американские инвестиции, прежде всего в энергетический и сырьевой сектор. Это касается приоритетно добычи нефти и лития, где свои планы строили и российские государственные компании. Также будут пересмотрены все контракты на добычу природных ресурсов, заключенные прежними правительствами с Китаем. Ориентиры во внешней торговле и финансах будут смещены в сторону не только США и Великобритании, но и Израиля.
В связи с этим новый внешнеполитический курс боливийского руководства может в чем-то напоминать политику, проводимую действующим президентом Аргентины Хавьером Милеем. По крайней мере ни о каком вступлении в БРИКС и расширении сотрудничества с Россией и Китаем речи точно идти не может. А в отношениях с Москвой у Ла-Паса гарантированно произойдут весьма существенные изменения.
Хотя Боливия официально не фигурирует в числе «пророссийской тройки» в Латинской Америке (Венесуэла, Куба, Никарагуа), президент Арсе постоянно выступал с осторожной поддержкой и российской позиции по Украине, и в плане расширения делового сотрудничества с Москвой. Даже при условии, что соседние латиноамериканские страны довольно жестко и последовательно соблюдали экономические и финансовые санкции против России.
Однако надежды на крупные финансовые вливания со стороны России в боливийскую экономику (даже в столь привлекательную и выгодную добычу лития) не оправдались в силу того, что у Москвы сейчас другие внешнеполитические заботы и лишних денег инвестировать на другом конце света у нее нет. Тем временем экономическая обстановка в Боливии непростая, у нее нет выхода к океанским портам, и любая логистика делает ее продукцию менее конкурентоспособной, чем у соседей.
Думается, что новый президент Боливии не только будет полностью ориентирован на Запад, но и расширит свое сотрудничество с Аргентиной (а она покупает львиную долю боливийского газа) и Эквадором. Боливии сейчас нужны будут солидные деньги, и ей есть что предложить в обмен на внешние кредиты. Но ясно, что в экономике страны существенно снизится роль китайских фирм и компаний, а контракты и меморандумы о намерениях, подписанные с Россией прежними правительствами Боливии, скорее всего будут либо вовсе отменены, либо полностью пересмотрены.