Фото Reuters
Мюнхенская конференция по безопасности в этом году открылась выступлением главы правительства Германии, который назвал ее сейсмографом как отношений ФРГ и США, так и международной обстановки в целом. В программной речи Фридрих Мерц изложил свое видение мира, который изменился после начала СВО России на Украине.
Для Мерца он превратился в мир великих держав, которые насаждают на планете свою политику с помощью силы и противостояния остальным странам. Великие державы, к которым он относит Китай, Россию и США, разрушили европейский мир, основанный на праве и правилах.
Видение мира канцлером радикально отличается от понимания и российского президента, и многих ученых, в частности Сэмюэля Хайтингтона из США, который в начале 2000-х обосновал в книге «Борьба культур» идею многополярного мира. По Мерцу, мир, в сущности, остается однополярным, где демократия противостоит автократии.
В речи канцлера можно выделить несколько ключевых моментов. Главное – в том, что он говорил от имени всей Европы и призвал ее «пробудиться от долгого сна». При этом в памяти всплывает известный лозунг Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП – запрещена в России) из 30-х годов прошлого века: «Германия, пробудись!»
Уместны ли параллели? Наверное, да, так как и в первом случае, как и сегодня, за лозунгом последовала программа конкретных действий. Канцлер на первое место поставил противодействие России, которая, по его словам, ведет войну против миропорядка. Как он сказал, «нашего миропорядка», то есть того, который сложился у него в голове. Отсюда и предложения об усилении экономической и военной мощи Европы.
Тот факт, что боевые действия Российской армии на Украине упомянуты им в одном предложении с войной против «нашего миропорядка», не оставляют сомнений, против кого будет направлена экономическая и военная мощь «пробудившейся Европы». Мерц утверждает, что европейцы должны сами создавать этот новый мир. И поскольку немецкая внешняя политика «закреплена в европейской политике» или, другими словами, олицетворяет ее, это, видимо, дает Мерцу право говорить от имени Европы.
Канцлер упрекнул предыдущих немецких политиков в бездеятельности, когда речь заходила о нарушениях их правил поведения и их порядка со стороны других государств, и провозгласил, что этому теперь положен конец. Прежде всего канцлер намерен использовать против нарушителей его понимания мирового порядка экономическую мощь Европы, которая, по его мнению, в 10 раз (если исходить из размера ВВП) больше российской. Отсюда вытекает его требование полного использования в борьбе за ценности Европы ее экономического, политического, военного и технологического потенциала. Понятно, что этот потенциал должен быть использован против России. Но главное, что добавил при этом канцлер, это необходимость принесения населением Германии и других европейских стран жертв на алтарь победы и, как он подчеркнул, не в будущем, а сейчас.
Канцлер назвал четыре пункта своей программы для Европы. В их числе – усиление военной мощи, «усиление европейского начала в НАТО и резкое увеличение инвестиций в создание фактора устрашения». В связи с этим Мерц напомнил об обязательствах, взятых на себя в прошлом году странами НАТО, об увеличении военных расходов до 5% ВВП. Он привел пример Германии, даже изменившей для этого свою Конституцию. Речь идет о преодолении допустимой границы задолженности. Но канцлер умолчал об обстоятельствах такого изменения, которые, судя по недавним заявлениям лидеров партии «Зеленых», могут иметь для самого Мерца и его правительства крайне негативные последствия.
Дело в том, что «операция» по изменению Основного закона состоялась в период, когда нынешний состав Бундестага не был приведен к присяге, а старый еще не был распушен, хотя формально и был переизбран. Мерцу удалось воспользоваться возникшим юридическим казусом и протащить старым составом Бундестага изменение Конституции, позволившее позднее его правительству занимать деньги «налево и направо». Проблема состоит в том, что для достижения цели Мерцу пришлось привлечь на свою сторону «Зеленых» (иначе голосов не хватало), которым он обещал инвестиции из новых займов в зеленую энергетику. Но деньги ушли на покрытие бюджетного дефицита первого года его правления, перевооружение Бундесвера и помощь Киеву.
Теперь «Зеленые» чувствуют себя обманутыми и намерены подать жалобу в Конституционный суд. В случае их успеха Мерц останется без планируемого им инвестирования, в том числе в совместные военные проекты с Украиной и содержание немецких войск за рубежом. Примером нового подхода к зарубежной экспансии, который привел Мерц, является немецкая бригада, размещенная в Литве.

