На минувшей неделе стало ясно, что усилия посредников сдвинуть с мертвой точки переговоры по вопросу урегулирования приднестровского конфликта в ближайшее время успехом не завершатся. Несмотря на неоднократные заверения Кишинева, что объединение двух берегов Днестра состоится уже в нынешнем году. Пока же не получается усадить за стол переговоров президента Молдавии и лидера Приднестровья. Всю минувшую неделю Кишинев и Тирасполь обменивались предложениями по поводу того, когда и где встретятся Владимир Воронин и Игорь Смирнов, но так и не договорились. Официальный довод: не сошлись в датах. Однако даже постороннему наблюдателю понятно: стороны встречи не жаждут. Последний раз Воронин и Смирнов встречались в апреле и договорились это делать регулярно, правда, непонятно зачем: идти на компромисс ни одна из сторон не соглашается, более того, Кишинев и Тирасполь ужесточают позиции. И при этом постоянно обмениваются жесткими заявлениями.
11 декабря, выступая в передаче «Долой барьеры» на молдавском телеканале NIT, Владимир Воронин заявил: «Смирнов оказался заложником той мафиозной и бандитской структуры, которую он выстроил в Приднестровье за все эти годы. И ему сейчас тоже нелегко».
Воронин сообщил, что «у Молдавии и России есть сценарий приднестровского урегулирования», но его не принимают руководители Приднестровья. Президент Молдавии также отметил и существование противоречий между Россией и США, связанных с урегулированием конфликта на Днестре. «Договор ДОВСЕ не подписан и не ратифицирован российской Думой именно из-за приднестровского конфликта, потому что не осуществилась эвакуация вооружения и боеприпасов», – сказал Воронин.
Глава молдавского государства еще раз подтвердил приверженность переговорному формату «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, Евросоюз и США – наблюдатели). «Данный формат является гарантией того, что все будет именно так, как мы договоримся, что никто никого не кинет», – подчеркнул молдавский лидер.
Эту тему развил заместитель министра реинтеграции Молдавии Ион Ставилэ. Он предложил усовершенствовать формат урегулирования, «трансформировав статус Евросоюза и США из наблюдателей в посредников». Попытка молдавской стороны таким образом усилить свои позиции на переговорах по урегулированию (не секрет, что ЕС и США поддерживают инициативы Кишинева) не останется незамеченной в Приднестровье, более того, она может быть оспорена Тирасполем. Неизвестно, как отнесется к инициативе Россия, которая позиционирует себя как главный посредник и гарант решения приднестровской проблемы. Но именно по этой причине она может расценить ноу-хау МИД Молдавии как намерение оттеснить ее на вторые роли в переговорах. И тогда переговорный процесс может потонуть в очередных выяснениях отношений, на этот раз не только между противоборствующими сторонами.