0
2827
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

25.08.2013 16:50:00

В культуре: Несколько слов в честь Виктора Сергеевича Розова

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заведующий отделом культуры «НГ»

Тэги: театр, современник, виктор розов


театр, современник, виктор розов Фото с официального сайта Московского театра "Современник"

Всякая неделя, обремененная человеческими потерями, уже кажется тяжелой, а на фоне этих самых потерь все прочие культурные радости, конечно, меркнут. На минувшей неделе ушли петербургский литературный критик и переводчик Владимир Топоров и выдающийся оператор Вадим Юсов. Топоров был «фигурой раздора», «горячей точкой» литературной жизни, в оценках никогда не боялся быть резким, писал много… В нем было что-то от петербургского Серебряного века, когда ссоры из-за литературных «мелочей» были естественной частью литературной жизни. До дуэлей доходило! Тогда, сто лет назад.
Ну, а Юсов – в том, что касается операторской работы – это наше всё, и редкий, наиредчайший случай, когда профессиональное мастерство, операторский гений сочетались с безукоризненными человеческими качествами.
Из других новостей: на минувшей неделе нашли замену Марине Лошак – арт-директором московского выставочного объединения «Манеж» стал Андрей Воробьев, до того занимавший кресло замдиректора Третьяковской галереи, но в отличие от Лошак знаменитостью московской он не был, все-таки трудно спорить с тем, что в музейно-галерейных кругах Марину Лошак знали все, а список ее побед был хорошо известен. Воробьеву же теперь предстоит завоевывать музейные высоты, можно сказать, начав с нуля. А ведь в его руках, как я понимаю, больше 20 тыс. квадратных метров выставочных площадей, начиная с ЦВЗ «Манеж», плюс «Новый Манеж», плюс несколько этажей под «Рабочим и колхозницей», плюс еще несколько небольших музейных площадок в центре Москвы. А должность заместителя директора Третьяковской галереи по выставочной деятельности, которую до перехода на пост арт-директора МВО «Манеж» занимал Андрей Воробьев, может быть сокращена, рассказала директор музея Ирина Лебедева. Так сказать, в русле общих процессов оптимизации музейной работы. Может, и к лучшему, трудно сказать.
В театральной среде обсуждали интервью худрука театра «Школа современной пьесы»: открывая сезон, Иосиф Райхельгауз заметил, что юбилейный 25-й сезон для театра может стать и последним, поскольку, мол, театр играет все чаще себе в убыток, получая из городского бюджета меньше других, таких же столичных. Нужна, мол, прозрачность и понятность при выделении бюджетных средств. Прав, конечно. Но равенство – разве кто-то из режиссеров согласится, что равен другому? К тому же 52 млн. руб., которые получает сегодня «Школа современной пьесы», – наверное, мало, если сравнивать со «Школой драматического искусства» и «Модерном», которые приводит в пример Райхельгауз, но наверняка больше, чем получают другие столичные театры, тем более – нестоличные… С чем сравнивать – тоже важно. А главное, что печалит в словах худрука, – совершенное исключение из риторики размышлений о возможных собственных потерях, возможно, и кризисе. Как сказал мне однажды известный один драматург и режиссер: «Раз вы раскритиковали мой спектакль, значит, вам заплатили. Или – вы ошибаетесь». Я говорю: «Есть и третий вариант». – «Какой?» – «Что я прав». В трубке повисла долгая пауза: «Нет, это невозможно».
На минувшей неделе почти незамеченным прошел юбилей – 100-летие со дня рождения великого советского драматурга Виктора Розова, вероятно, второго по значимости для русского театра прошлого века, второго – после Чехова. С Чеховым «взорлил», прославился на весь мир Московский Художественный театр, Розов дал старт «Современнику». Его пьесы вдохновляли Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, а фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», как известно, вошел в самые респектабельные списки лучших фильмов всех времен и народов. Пьесы Розова на первый взгляд своим простодушием и эмоциональной прямолинейностью так и остались в тех 50–60-х, хотя не так уж давно в доронинском МХАТе, правда еще при жизни Розова, одну за другой поставили ранние пьесы драматурга «Ее друзья» и «В день свадьбы» и сам Розов успел поудивляться той тишине, с какой полный зал следил за перипетиями этих пьес. Случившаяся год назад в Центре драматургии и режиссуры лаборатория обнаружила жизнеспособность и других, более поздних пьес, которые можно вывести на сцену и без хирургического вмешательства, натяжек и подтяжек. Впрочем, юбилейный год еще не кончился.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
452
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
465
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
651
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
575