0
722
Газета В мире Интернет-версия

12.02.2000 00:00:00

Маккейн вырывается вперед

Владислав Дунаев

Об авторе: Владислав Дунаев - собкор РИА "Новости" в США.

Тэги: Маккэйн, США


В ходе предвыборной кампании Джон Маккэйн постоянно напоминает о своем участии во Вьетнамской войне.
Фото АП

НА ДНЯХ в Берлингейме состоялся съезд Республиканской партии в рамках штата Калифорния. Центральной фигурой собрания не случайно стал один из лидирующих кандидатов-республиканцев на пост президента - выступивший на съезде сенатор из Аризоны Джон Маккэйн. 14 октября 1999 г. "НГ" писала о нем: "...Каков бы ни был исход предвыборной борьбы для Джона Маккэйна, само по себе появление среди кандидатов в президенты личности такого масштаба и такого жизненного опыта уже оказало значительное влияние на весь характер "кампании-2000" в США". Сегодня, после сокрушительной победы, одержанной Маккэйном над ставленником республиканского истеблишмента Бушем в штате Нью-Хемпшир, этот факт ни у кого не вызывает сомнения. Можно ли, однако, говорить о Маккэйне как о наиболее реальном номинанте республиканцев на предстоящих в ноябре выборах президента США?

Как отметил один из представителей республиканского истеблишмента в Калифорнии Роб Лэпсли, "наша цель - сосредоточить усилия исключительно на победе над демократами в ноябре", а, как известно, гарантией такой победы руководство Республиканской партии полагало поддержку Джорджа Буша-младшего. Нью-Хемпшир, где Маккэйн обошел Буша на 19 (по другим данным, на 25) единиц, подорвал веру в неуязвимость избранного руководством партии лидера республиканской предвыборной кампании, а последовавший затем взлет популярности Маккэйна среди избирателей Южной Каролины, следующего на очереди штата, где предварительные выборы должны состояться 19 февраля, вызвал уже некое подобие паники. В лагере Буша, "впервые оказавшегося припертым к стенке", спешно пересматривают тактику, решаясь на все более "негативный", то есть резко обличительный характер нападок на героя Вьетнама. Ведь стоит Маккэйну одержать победу 19 февраля, как неизбежно начнется давление на Буша со стороны партийного руководства, чтобы сын бывшего президента сам отказался от дальнейшей борьбы. Уже сейчас, после поражения в Нью-Хемпшире, имидж Буша как принца-инсургента все более уступает место чему-то расплывчатому, напоминающему большой вопросительный знак.

Тем временем сам Буш вновь и вновь совершает ошибки, последним примером чего служит и его отсутствие на съезде республиканцев Калифорнии. Его представителем здесь выступает брат - Джеб Буш, уже одним своим постом губернатора штата Флорида лишний раз напоминающий о том, что предполагаемый республиканский номинант - выходец из чрезвычайно тонкой прослойки американского общества, той, что пользуется сверхблагами благосостояния, наследственности, принадлежности к политическому и финансовому истеблишменту. Вряд ли это пойдет на пользу Бушу-младшему в известной своими либерально-демократическими традициями Калифорнии. Подобное упущение можно объяснить лишь полной сосредоточенностью на следующем, решающем для исхода всей предвыборной кампании этапе. Таковой станет прикидка сил в Южной Каролине, заслужившей репутацию штата, неоднократно "поправлявшего ошибки" Нью-Хемпшира в ходе так называемых праймериз, возвращая истинного лидера на позиции ведущего гонку, а незаслуженно вырвавшегося вперед "андердога" на подобающее ему "хвостовое" место "побитой собаки".

Как известно, роль ведущего в гонке, которую ныне наблюдают американцы, давно была отведена республиканцами Бушу. Уготована ли судьба "андердога" Джону Маккэйну? Совершенно очевидно, что стратеги республиканского истеблишмента разработали именно такой сценарий, но вот в планы "ворошиловского стрелка" из Аризоны он, пожалуй, никак не вписывается. Кто перетянет канат? За Бушем - республиканский истеблишмент (республиканская часть конгресса, большинство губернаторов-республиканцев, финансисты, промышленные магнаты), а также невиданные в истории предвыборных кампаний финансовые средства, уже превысившие 70 млн. долл. Однако и у Маккэйна нельзя сказать, чтобы было пусто в загашнике.

Речь идет отнюдь не только о неожиданно хлынувших после победы в Нью-Хемпшире дотациях (более 1,2 млн. долл. плюс 600 тыс. через Интернет), не только о приливе 4000 новых волонтеров-активистов кампании Маккэйна, даже не о внезапном скачке в уровне поддержки (44% избирателей Южной Каролины сегодня намерены голосовать за Маккэйна, 39% - за Буша, который, опережая своего нынешнего соперника на 20 пунктов еще каких-нибудь пару месяцев назад, называл штат "своим", графство - "бушевским"). Не это вызвало на днях шутку одного республиканского стратега, намекающую на панику, охватившую республиканский истеблишмент: "Оглянитесь, и вы увидите дым, который валит изо всех щелей Капитолия, и людей, выпрыгивающих из его окон".

Маккэйн сегодня обладает, возможно, самым мощным оружием нападения и защиты при ведении предвыборной кампании в стране, где, по общему признанию, высшая власть во все большей степени переходит в руки СМИ. Ведь не кто иной, как Джон Маккэйн стал общепризнанным любимцем "всей королевской рати", в роли которой в наше время выступает мощный корпус следующих повсюду за претендентами на пост президента США американских теле- и прочих репортеров.

Долгое время символом избирательной кампании в Соединенных Штатах на протяжении всей истории служил паровозный свисток. Это было связано с тем, что претенденты общались со своими избирателями, перемещаясь по стране на поездах. В период 1950-1980-х гг. будущие президенты предпочитали "витать" над своим электоратом, летая на самолетах, но вот с приходом 1990-х кандидаты вновь вернулись на землю, на этот раз явно осознав всю важность непосредственного, личного общения с людьми. Сейчас главным средством передвижения во время президентских кампаний стал автобус, успевший стать настолько неотъемлемой частью всего предвыборного процесса, что лишь приобретение автобуса известным мультимиллиардером Трампом заставило СМИ всерьез поверить в его намерение участвовать в предвыборной гонке.

Впервые агитационный автобус Маккэйна с надписью "Экспресс "Прямой разговор" появился на дорогах США год назад. Тогда он совершал свой одинокий путь по дороге в Чарлстон, в буквальном смысле никем не замечаемый, не только не вызывая ажиотажа, но не способный собрать хоть с десяток человек. Пассажирами были сам Маккэйн, его жена Синди и три помощника. Бывшего вьетнамского ветерана и узника лагеря для военнопленных поддерживало, по его собственным словам, лишь приносившее и тогда удовлетворение чувство: "Говорю что хочу. Не знаю, смогу ли победить. Возможно, нет: губернатор Буш, видимо, перекрыл все пути. Кто знает? Зато я как никогда чувствую, что живу".

После победы над Бушем в Нью-Хэмпшире, к которой пришлось идти поистине нелегким путем, Маккэйн вновь направился в Чарлстон, но на этот раз по дорогам страны двигался целый агитационный "караван", в главном, заслуженном автобусе которого, уже по сложившейся за год прочно традиции, было битком набито сжившимися с кандидатом репортерами, изо дня в день с утра до вечера засыпающими Маккэйна вопросами. "Караван" повсюду встречали толпы избирателей: ветераны и школьники, домохозяйки с колясками и детишками за руку и на руках и молодые "деловые" женщины, строительные рабочие и студенты. Обращаясь к ним, Джон Маккэйн, как отмечали на следующий день американские газеты, нашел удивительно точные, с точки зрения способности привлечь на свою сторону сердца простого, рядового американца, слова: "Торжественно обещаю говорить вам всегда одну лишь правду, чего бы это ни стоило".

Обещание правды от будущего президента действительно способно привлечь сегодня сердца многих американцев, и здесь плечом к плечу с Маккэйном стоит кандидат-демократ Билл Брэдли. В Нью-Хэмпшире Брэдли по существу также одержал серьезную победу, вплотную приблизившись к Гору, несмотря на то, что вице-президент на все сто процентов использует свое исключительное положение и располагает абсолютной поддержкой демократического истеблишмента, который опасается "аутсайдера" Брэдли не меньше, чем республиканское руководство "аутсайдера" Маккэйна. Вообще эти два претендента от противоборствующих партий - Маккэйн и Брэдли - во многом близки друг другу: своим вызовом истеблишменту, отсутствием видимых границ между ними и избирателями, наконец, своим электоратом. В последнее время появился новый термин "маккэйновские демократы", обозначающий не только "независимых", не определившихся, но и ту часть демократического электората, которая недовольна администрацией Клинтона, с готовностью откликается на призывы к "социальной терпимости" в программе Маккэйна, а порою оказывается всерьез увлеченной главным лозунгом ветерана-патриота послужить отечеству как чему-то большему, чем ты сам. Последнее особенно важно для поколения "бэби-бума", которое благодаря программе Маккэйна по погашению национального долга США уже в течение ближайшего десятилетия за счет "самодисциплины и самоограничения" получает возможность оставить в наследство если и не героическое прошлое, то хотя бы меньшее бремя налогов. Отбивая удары, сыплющиеся в адрес Маккэйна со стороны республиканского истеблишмента, обвиняющего сенатора из Аризоны в том, что он служит раздору и в самой республиканской партии, и в стране в целом, симпатизирующая Маккэйну пресса, напротив, делает упор на том, что вся его программа - залог объединения "вьетнамского" поколения 1950-х и "не нюхавшего пороха" поколения 1980-х - отцов и детей.

В эти дни "феномен Маккэйна" в центре внимания американских СМИ. Интерес к нему подстегнула не только победа над Бушем в штате Нью-Хэмпшир, но и беспрецедентная в истории предвыборных кампаний в США победа над республиканским истеблишментом в рамках борьбы за пересмотр самой выборной системы страны. Речь идет о недавно объявленном решении федерального судьи пересмотреть практику голосования в Нью-Йорке, впервые допустив внесение в избирательные бюллетени фамилий всех кандидатов от Республиканской партии, не выбывших к этому моменту из предвыборной гонки. Осложнив для себя лично условия состязания в крупнейшем мегаполисе Америки, Маккэйн в то же время набрал дополнительные очки, отказавшись от сделки и добившись внесения в избирательные списки Нью-Йорка всех четырех кандидатов-республиканцев, включая единственного афроамериканца Алана Киза. Эффект победы Маккэйна оказался столь велик, что церемония объявления Хиллари Клинтон давно ожидавшегося решения баллотироваться в сенат от Нью-Йорка по существу прошла малозамеченной.

"Феномен Маккэйна" требует объяснений, и здешние аналитики находят нестандартную трактовку нестандартной личности "архиамериканца" Маккэйна. Его сила, заключают они, не только в безупречной биографии патриота, ветерана Вьетнама, долгие годы находившегося в тяжелых условиях плена, но также в характере. Маккэйн не знает страха поражения, он способен ощущать радость от самого напряжения состязания. Военный в третьем поколении, сын и внук четырехзвездных адмиралов США, своим ориентиром в рамках стратегии и тактики в борьбе с Бушем Маккэйн явно выбрал Хо Ши Мина: куда бы Буш ни явился со своей командой, оказывается, там до него успел побывать Маккэйн┘

Сегодня у Маккэйна много приверженцев, число их неуклонно растет. Но есть среди них совершенно особенный - гражданин Вьетнама Май Ванон. Это он 26 октября 1967 года спас раненого американского летчика, уже тонувшего в своем тяжелом обмундировании в озере на окраине Ханоя. После войны Май Ванон пристально следил за карьерой Маккэйна в США, и ожесточенная борьба между кандидатами в эти дни не оставляет его равнодушным: "Если бы я имел право голосовать за Джона Маккэйна, я бы поднял обе руки за него как за президента". Маккэйн и Май Ванон встретились в 1996-м в Ханое в составе группы политиков и ветеранов войны во Вьетнаме. Встреча символизировала завершение войны в сердцах тех, кто участвовал в ней. Маккэйн-политик встретился в Ханое в Маккэйном-ветераном, так что, как здесь пишут, избрание Маккэйна президентом могло бы означать, что самая жестокая в истории США ХХ века война наконец-то закончена, в том числе и в сердцах самих американцев, которых, как известно, она на многие годы разделила на два противоборствующих лагеря.

Сан-Франциско


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Юрий Паниев

Путин назвал условия для мира с Украиной

0
2063
Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Вера Цветкова

III Национальная премия интернет-контента: в День России показали телевизионную версию церемонии награждения  

0
627
Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Виктор Александров

Певец и новоиспеченный лауреат Госпремии выступил с концертом к 185-летию композитора

0
1533
Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Наталья Приходко

Фигурант дела о передаче данных правоохранителей в офис президента сбежал из Украины

0
2449

Другие новости