0
2865
Газета В мире Интернет-версия

22.06.2000 00:00:00

США разрушают стратегическую стабильность

Тэги: ПРО, США, Сергеев


Игорь Сергеев.
Фото Игоря Коротченко

- Игорь Дмитриевич, в последнее время произошел ряд важных событий, касающихся контроля над вооружениями. Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, нью-йоркские договоренности от 1997 года в области ПРО, Договор по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В ходе прошедшего в Москве российско-американского саммита удалось достичь важных договоренностей, направленных на укрепление стратегической стабильности и снижение ядерной опасности. В то же время США взяли курс на развертывание запрещенной ПРО территории страны, не ратифицировали ДВЗЯИ, интенсивно наращивают военный бюджет. Какова, по вашему мнению, в этих условиях реальная перспектива дальнейших сокращений и ограничений вооружений?

- Вопрос, поднятый вами, действительно в настоящее время волнует все мировое сообщество, поскольку характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды на то, что ему удастся уцелеть в случае массового его применения. Человечество осознало, что беспрецедентное наращивание потенциала ядерных вооружений ничью безопасность не укрепит. Мы уже были свидетелями того, что мир оказывался буквально на грани катастрофы. Всем стала очевидной необходимость прекращения гонки стратегических вооружений, оздоровления международной обстановки. В результате огромных усилий удалось добиться заключения ряда международных соглашений, которые притормозили гонку ядерных вооружений, сузили сферу их накопления.

Среди таких соглашении особую роль занимает подписанный в 1972 году Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договор по ПРО явился тем фундаментом, на котором выстраивались все соглашения, касающиеся ограничения и сокращения ядерных вооружений. В 1979 году в Вене подписывается Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). 1987 год ознаменовывается заключением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) - то, что казалось утопией, стало реальным фактом. Затем последовали Договор СНВ-1 и Договор СНВ-2. В результате реализации этих соглашений было полностью ликвидировано два класса ракетного оружия (средней и меньшей дальности), в общей сложности 2611 советских и американских ракет; примерно в два раза (до 6000) сокращено количество ядерных боезарядов по Договору СНВ-1. Еще примерно в два раза (до 3000-3500) предстоит сократить количество ядерных боезарядов по Договору СНВ-2.

На повестке дня выработка нового соглашения - Договора СНВ-З, ориентированного на дальнейшие сокращения стратегических наступательных вооружений.

Все это, а также заключение целого ряда важнейших соглашений о запрещении ядерных испытаний, ликвидации химического оружия, сокращении обычных вооруженных сил и вооружений стали возможными, повторяю, благодаря тому, что в 1972 году была заложена основа для поддержания стратегической стабильности и укрепления международной безопасности - Договор по ПРО. Он выдержал испытание временем, на практике продемонстрировал свою жизненность и фундаментальное значение. По всеобщему признанию, Договор по ПРО является краеугольным камнем стратегической стабильности.

И вот сейчас над ним нависла угроза. Как известно, в июне 1999 года в США принят закон, который возвел в ранг государственной политики курс на развертывание национальной ПРО территории страны. В нынешнем году намечается принятие президентом США решения по данному вопросу. Если это произойдет, Договор по ПРО потеряет смысл, поскольку само существо упомянутого документа состоит в запрете развертывания ПРО территории страны и создания основы для такой обороны. Вместе с тем лишится своей основы вся система международных соглашений в области контроля над вооружениями. В силу существующей взаимосвязи СНВ-ПРО неизбежно начнется откат к отношениям, характерным для времен холодной войны.

- Но ведь, по данным официальных американских источников, система национальной ПРО США создается против ракет некоторых стран третьего мира.

- Действительно, утверждается, что национальная ПРО США развертывается для защиты от удара, который может быть нанесен по территории Соединенных Штатов межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) некоторых стран третьего мира. Они якобы создают МБР для того, чтобы шантажировать США. Что сказать по этому поводу? В подобных утверждениях трудно обнаружить логику. Какие цели могут преследовать эти государства, делая ставку на шантаж США? Ни в политической, ни в экономической, ни в военной областях эти цели реально не просматриваются. Кроме того, создание межконтинентальных баллистических ракет было связано с колоссальным напряжением для экономики даже таких гигантов, как СССР и США. Поэтому утверждения о том, что МБР в ближайшее время появятся у государств третьего мира, не обладающих крепкой экономикой и соответствующими технологиями, кажутся весьма легковесными и необоснованными.

Но дело не в способности тех или иных государств создавать МБР. Более того, даже если представим чисто теоретически ситуацию, что такие ракеты будут приняты на вооружение, фактор ядерного сдерживания, который показал свою эффективность еще в годы холодной войны, сохранится и в отношении таких стран.

Возникает вопрос. Раз странам третьего мира МБР необходимы лишь для шантажа США, то разумно ли тратить многомиллиардные суммы на развертывание ПРО территории страны? Поскольку для шантажа могут быть использованы иные, гораздо более дешевые средства доставки, против которых планируемая к развертыванию система национальной ПРО США окажется совершенно неэффективной. Значит, истинные причины развертывания национальной ПРО США не в мнимых угрозах неких стран-изгоев. Видимо, кого-то в США обуревает соблазн обретения стратегического доминирования за счет увеличения технологического отрыва от всего мира, создание исключительных условий неуязвимости, т.е. реализация забытой доктрины "крепость Америка". Вместе с тем не исключен вариант, что кто-то вновь хочет втянуть нашу страну в новую гонку вооружений, чтобы тормозить развитие экономики России.

Кроме того, по моему мнению, кое у кого в США создается иллюзия, что, развернув систему национальной ПРО, способную перехватывать несколько сотен боевых блоков стратегических ракет, и понизив в результате договоренностей в рамках СНВ-З и последующих договоров количество боевых зарядов и их носителей, можно получить возможность уничтожить стратегический ядерный потенциал России в результате нанесения упреждающего удара и перехвата сохранившихся для ответного удара российских ракет и боевых блоков.

- Каково ваше отношение, Игорь Дмитриевич, к высказываниям ряда политологов, в том числе и российских, о том, что национальная ПРО США будет носить "ограниченный" характер и не снизит возможности стратегического ядерного потенциала сдерживания России?

- Аргументация о том, что система национальной ПРО США будет носить "ограниченный" характер и поэтому для российских стратегических сил сдерживания опасности не представляет, для нас неубедительна.

Анализируя основные направления работ, проводимых в США по созданию разработки информационных и управляющих систем, мы рассматриваем развертывание национальной ПРО лишь в качестве первого шага к появлению в будущем многофункциональной глобальной системы борьбы со всеми типами баллистических, аэродинамических и космических целей, а впоследствии - надводных и наземных. Такая всеобъемлющая система обороны будет в первую очередь направлена против потенциала сдерживания Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Для специалистов Минобороны России в этом нет никаких сомнений.

Давайте посмотрим на этот вопрос с военно-технической точки зрения. Из чего будет состоять такая многофункциональная система? Из группировки разведывательно-информационных средств, системы боевого управления и связи, огневых комплексов. Пусть даже на данный момент архитектура подобной всеобъемлющей системы окончательно не определена, сказать однозначно, в каких местах будут расположены те или иные ее составляющие, пока нельзя. Однако главное уже известно. Например, основой группировки разведывательно-информационных средств станет космический информационный эшелон. Он будет иметь глобальный характер и обеспечивать получение траекторной информации по всем баллистическим целям, откуда бы они ни стартовали.

Высокоорбитальная группировка ИСЗ СБИРС создается с прицелом на обнаружение стартов баллистических ракет во всем мире. Данные о них в масштабе времени, близком к реальному, будут передаваться в качестве целеуказания для всех информационных средств, входящих в архитектуру национальной ПРО. Таким образом, оперативность получения информации о стартах баллистических ракет, в том числе и российских, значительно возрастет. С военной точки зрения такое изменение баланса времени существенно влияет на стратегическое равновесие между российскими и американскими силами сдерживания, дает приоритет в организации обороны от стратегических баллистических ракет, чего не учитывать мы не можем.

Изучение параметров низкоорбитальной группировки СБИРС и примерные характеристики бортовой оптико-электронной аппаратуры, которой она оснащена, свидетельствуют о том, что точность траекторной информации от нее окажется достаточной для выдачи целеуказаний непосредственно огневым комплексам ПРО. Такая способность позволяет осуществлять нацеливание противоракет даже без использования РЛС ПРО. А работа РЛС будет необходима для корректировки полета противоракеты на конечном участке траектории. Зачем это нужно? У специалистов Минобороны России есть ответ на данный вопрос: для селекции элементов сложной баллистической цели на максимальном удалении от территории США. Кто в настоящее время обладает способностью создавать средства преодоления ПРО? Только CШA и Россия.

Таким образом, возможности космической компоненты национальной ПРО США отнюдь не свидетельствуют о ее "ограниченности". Системы ее боевого управления и связи также создаются с прицелом на широкое использование космических средств, следовательно, и эта составляющая национальной ПРО будет иметь глобальный характер, здесь "ограниченности" не предвидится.

- Но ведь основным элементом национальной системы ПРО США станут противоракеты, а не информационные средства. А количество противоракет, если верить американским политикам, будет ограниченным?

- Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в конечном итоге не количество противоракет определяет потенциальные боевые возможности любой ПРО. В первую очередь они зависят от информационных компонентов системы, которые обеспечивают обнаружение целей, их сопровождение, выделение из ложных целей опасных боевых блоков, выдачу целеуказаний на противоракеты с головками самонаведения. А все это напрямую связано с качеством и степенью совершенства вычислительных компонентов системы и ее боевых алгоритмов.

Что же касается количества противоракет в системе национальной ПРО, то это действительно один из ключевых, широко используемых в США аргументов, который якобы подтверждает ограниченный характер системы национальной ПРО. Вместе с тем хотел бы отметить, что предполагаемое к развертыванию даже на первом этапе число противоракет уже сейчас увеличивается. Вначале разговор шел только о 100 противоракетах, сейчас речь идет уже о 250. Причем для этого в бюджете Минобороны США уже предусмотрено увеличение финансирования. Насколько мы понимаем, последняя цифра, определяющая количество противоракет, - не окончательная и не отражает последующих планов по наращиванию возможностей НПРО.

Потенциал США позволяет резко увеличить число противоракет. Они могут быть заранее созданы и складированы на базах хранения. Время для наращивания группировки в заранее развернутых районах и даже при создании новых районов перехвата будет минимальным по сравнению со сроками, необходимыми для создания основы территориальной ПРО, ее информационной инфраструктуры. Мы прекрасно понимаем, что именно на формирование такой инфраструктуры и нацелены первые фазы построения национальной системы ПРО США.

По мнению Минобороны России, в архитектуру национальной ПРО США изначально закладывается и возможность наращивания количества противоракет в ее составе за счет включения перехватчиков различных типов. Например, существуют планы использования в системе НПРО, кроме противоракет типа ГБИ, после проведения соответствующей доработки и испытаний, комплексов нестратегической ПРО, таких как ТХААД и НТВ (на базе СУРО "Иджис"). Причем эти планы получают определенную поддержку у руководства Пентагона и в конгрессе США.

- Видимо, с целью обеспечения условий для ускоренного наращивания возможностей системы ПРО американцы и выбирают районы размещения своей системы ПРО - авиабаза Гранд-Форкси Аляска?

- Вы совершенно правы, такое размещение перехватчиков ПРО позволит CШA потенциально осуществлять перехват баллистических ракет, запущенных из любых со всех районов базирования наземных БР и районов патрулирования ПЛАРБ России. В некоторых случаях подобное построение позволяет организовать эшелонированный перехват наших ракет и, естественно, представляет собой явную угрозу безопасности России.

Хотел бы обратить ваше внимание и на следующий факт. Если система ПРО США будет размещена даже в одном районе, но по своим возможностям будет способна обеспечить защиту территории США, ее создание также противоречит Договору по ПРО. Договор запрещает развертывание системы обороны территории страны и не предопределяет, каким образом это будет обеспечено - за счет одного, двух или большего количества районов размещения ПРО.

- В чем вы видите угрозу возможного развертывания национальной ПРО США для безопасности России и стратегической стабильности в мире?

- Действительно, развертывание системы национальной ПРО будет иметь крайне негативные последствия для всей стратегической ситуации на планете. В политическом плане такое негативное влияние в настоящее время осознает все мировое сообщество. Многие аналитики в США также признают это. Никто не желает вновь возвращаться в темные времена холодной войны и гонки вооружений. Наиболее ярко подтверждают это результаты голосования по проекту резолюции Генассамблеи ООН, внесенной на рассмотрение ее сессии Белоруссией, Россией и Китаем. Данная резолюция предусматривает сохранение и укрепление режима Договора об ограничении систем противоракетной обороны и была принята при четырех голосах "против", что наглядно подтвердило негативное отношение мирового сообщества к планам развертывания систем ПРО.

Создание Соединенными Штатами НПРО инициирует цепную реакцию соревнования между оборонительными и наступательными системами вооружений. Причем этот процесс будет происходить не на двусторонней основе, как во времена холодной войны, а на многих полюсах силы современного мира. "Всплеск" может произойти в развитии не только ракетного вооружения, но и обычных видов вооружений. Сейчас многие прекрасно понимают то, что реальная эффективность системы ПРО существенным образом зависит от оснащенности атакующих БР комплексом средств ее преодоления. Их наличие на ракетах способно полностью обесценить огромные финансовые вложения в создание ПРО. Создание же комплекса средств противодействия может быть осуществлено в гораздо более короткие сроки и со значительно меньшими затратами, чем развертывание системы ПРО. Дооснащение и переоборудование комплекса средств преодоления под перспективные модернизации элементов системы ПРО неизмеримо проще.

В результате, как метко отметил президент России Владимир Путин, "лекарство получится хуже самой болезни". США вместо безопасности для себя и ликвидации стимулов к распространению в мире ракет и ракетных технологий породят настоящий ракетный бум, крах системы договоров в области ограничения и сокращения вооружений, гонку обычных вооружений и много других неприятных последствий. Мировая безопасность будет подорвана, и все это произойдет по вине США. Какие могут быть альтернативы такому развитию событий?

Во-первых, руководство и народ США должны осознать всю пагубность планов по созданию национальной системы ПРО. Прежде всего для безопасности своей страны.

Во-вторых, для противодействия распространению ракет и ракетных технологий далеко не исчерпаны возможности существующих международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

В-третьих, мы видим позитивное начало в развитии сотрудничества на широкой международной основе в области систем нестратегической ПРО, создание которых не запрещается международными соглашениями и не подрывает стратегическую стабильность в мире.

И, наконец, необходимо использовать позитивный потенциал идеи создания глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, выдвинутой президентом России Путиным в Кельне. Данная идея предусматривает формирование комплекса международных мер, включающих ограничительные режимы в отношении ракет и ракетных технологий; глобальный мониторинг за пусками ракет и создание соответствующего международного Центра; предоставляет гарантии безопасности любому государству - участнику этой системы; определяет меры поощрения в отношении государств, отказавшихся от обладания ракетными средствами доставки оружия, включая содействие национальным космическим программам; механизм регулярных консультаций. Надо всемерно развивать потенциал этого предложения.

- В последний месяц у вас состоялись встречи с руководителями оборонных ведомств ряда государств, в том числе и союзников CШA по НАТО. Какое у вас сложилось мнение относительно их отношения к планам США по адаптации Договора по ПРО?

- Действительно, в последнее время состоялось большое количество встреч с представителями оборонных ведомств различных стран, в том числе членов НАТО. В целом, за редким исключением, общая реакция на планы США в области ПРО складывается негативная. Даже ближайшим союзникам США по Североатлантическому альянсу становится ясно, что разрушение Договора по ПРО приведет к резкому изменению политического климата в мире. Адаптация Договора по ПРО к "новой стратегической ситуации в мире" на американских условиях означает его разрушение. При чем США будут находиться в исключительном, в плане собственной защиты, положении. Такая ситуация вряд ли кому понравится. Никто не хочет быть заложником недальновидных эгоистических планов американцев. Особенно четко эта позиция была заявлена министрами обороны Германии и Франции. Подобное положение вещей еще более укрепляет нас в правильности нашей позиции, в признании всемирной значимости двустороннего российско-американского Договора по ПРО 1972 года.

- В ходе московской встречи на высшем уровне президентами России и США были подписаны, в частности, Совместное заявление о принципах стратегической стабильности и Меморандум о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет. В последнее время в прессе появилось большое количество публикаций, комментирующих эти договоренности, которые зачастую противоречат друг другу. Не могли бы вы прокомментировать подписанные на саммите документы.

- Действительно, в ходе российско-американского саммита, состоявшегося в период с 3 по 5 июня 2000 года в Москве, был подписан ряд документов, направленных на укрепление стабильности во взаимоотношениях России и США. В первую очередь это относится к Совместному заявлению президентов России и США о принципах стратегической стабильности и Меморандуму о договоренности о создании совместного Центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет. На саммите было продемонстрировано стремление как России, так и США в ходе консультаций и переговоров искать выход из ситуации, сложившейся в связи с планами создания в США национальной ПРО. Именно эта основная мысль нашла свое отражение в совместном Заявлении о принципах стратегической стабильности. Кроме того, удалось еще раз добиться публичного подтверждения сторонами своей приверженности Договору по ПРО как краеугольному камню стратегической стабильности.

Что касается вопроса о внесении поправок в Договор по ПРО при изменении стратегической ситуации, о чем говорится в Заявлении и интерпретируется некоторыми комментаторами как якобы согласие России модифицировать Договор по ПРО, то хочу пояснить, что его 13 статья предусматривает такую возможность. Ранее это положение было задействовано, когда СССР и США согласились в рамках Договора довольствоваться одним районом базирования ПРО для каждой стороны. Наша позиция остается прежней - любое изменение стратегической ситуации не должно приводить к подрыву самой сути этого важнейшего документа и может быть направлено только на укрепление режима Договора по ПРО.

Теперь о Меморандуме. Его подписание явилось этапом выполнения Совместного заявления президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки об обмене информацией от систем предупреждения и уведомления о пусках ракет от 2 сентября 1998 года, над реализацией которого мы уже два года работаем совместно с МИД России и другими заинтересованными ведомствами.

Совместный Центр обмена данными создается с целью организации непрерывного обмена информацией о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей, получаемой от систем раннего предупреждения России и США, оперативного разрешения неясных ситуаций и выработки условий для подготовки многостороннего режима обмена уведомлениями о пусках ракет. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о каком-либо объединении систем предупреждения России и США, тем более не об объединении систем противоракетной обороны, как об этом писали в некоторых не вполне компетентных СМИ. Главная задача Центра - свести к минимуму последствия ложного предупреждения о ракетном нападении и предотвратить возможность пуска ракет по этой причине. В первую очередь в Центре будут оперативно разрешаться проблемы, аналогичные той неясной ситуации, которая возникла в 1995 году в связи с пуском норвежской ракеты-зонда вблизи российской границы.

При реализации Меморандума предусмотрено три этапа. Однако сроки перехода от одного к другому в настоящее время не определены и будут согласовываться в зависимости от развития общей ситуации в мире, в том числе и планов развертывания системы национальной ПРО США.

На первых этапах обмен будет осуществляться только по пускам ракет, принадлежащих России и США (по межконтинентальным баллистическим ракетам, баллистическим ракетам подводных лодок и космическим ракетам-носителям) и обнаруженных их системами предупреждения. По сути дела речь идет о новом качестве обмена данными, который проходил и ранее в рамках выполнения Соглашения о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США от 30 сентября 1971 года. В дальнейшем возможно расширение обмена данными по пускам ракет России и США с меньшей дальностью полета. На третьем этапе предполагается осуществление обмена данными о пусках ракет других государств, траектория полета или точка падения которых находится на территории России или США. Эта мера также направлена на предотвращение ложных тревог, которые могут возникнуть в наших системах предупреждения, и укрепление стабильности в двусторонних российско-американских отношениях.

Что касается обмена информацией о пусках ракет третьих стран, то его возможность будет рассмотрена в дальнейшем. Мы не будем предоставлять информацию, наличие которой может нанести ущерб кому-либо из наших партнеров.

Кроме того, мы готовы обсуждать с нашими американскими коллегами вопрос о расширении состава участников Меморандума. В частности, в Берлине 15-16 июня 2000 года президент России и канцлер Германии обсуждали возможность участия в работе Центра представителя ЕС.

- За последнее время российским руководством было сделано несколько предложений о сотрудничестве между Россией и другими государствами в области ПРО. О каких направлениях сотрудничества идет речь?

- Что касается сотрудничества в области противоракетной обороны, то мы всемерно его поддерживаем. Однако, хочу еще раз подчеркнуть - оно не должно наносить ущерб сохранению режима Договора по ПРО. В рамках Договора имеется широкое поле для подобного сотрудничества. Это в первую очередь относится к вопросам обороны от нестратегических ракет. В упомянутых ранее нью-йоркских договоренностях есть четкие критерии, позволяющие разграничивать такие системы, а угроза, даже по оценкам американцев, в ближайшей перспективе может исходить именно от нестратегических ракет.

Основной акцент мы делаем на совместные работы и координацию действий при создании системы нестратегической ПРО, в первую очередь в Европе. При этом возможными направлениями сотрудничества мы считаем следующие:

- совместная оценка характера и масштабов ракетного распространения и возможных ракетных угроз;

- совместная разработка концепции общеевропейской системы нестратегической ПРО, порядка ее создания и развертывания;

- совместное создание общеевропейского многостороннего Центра предупреждения о пусках ракет;

- проведение совместных командно-штабных учений;

- проведение совместных исследований и экспериментов;

- совместная разработка систем нестратегической ПРО;

- создание формирований нестратегической ПРО для совместных или скоординированных действий но защите миротворческих сил или мирного населения.

Кстати, мы имеем неплохой, взаимно полезный опыт сотрудничества в области нестратегической ПРО именно с США. С 1996 года проходят командно- штабные учения по ПРО на ТВД, целью которых является разработка процедур, определяющих порядок совместных боевых действий подразделений ПВО-ПРО России и США по защите населения и объектов третьей страны при проведении миротворческой операции. Мы готовы к дальнейшему расширению этой программы, привлечению к ней новых участников, в первую очередь из числа европейских государств.

Конечно, мы понимаем, что это далеко не полный перечень возможных направлений взаимодействия государств ради обеспечения военно-политической стабильности в Европе и мире. Он может быть расширен и конкретизирован. Но для этого необходимо желание сторон двигаться по пути сотрудничества, а не разрушения базисных основ стабильности, создания новых разграничительных линий. Надеюсь, что и в США возобладает здравый смысл в отношении планов в области ПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Ольга Соловьева

Плановая девальвация китайской валюты сократит Фонд национального благосостояния РФ

0
1067
Искусственный интеллект трансформирует в России всю систему госуправления

Искусственный интеллект трансформирует в России всю систему госуправления

Анастасия Башкатова

Технологии ИИ становятся вопросом не только конкурентоспобности, но и обороноспособности

0
811
В Белоруссии ввели лицензирование вывоза картофеля сроком на три месяца

В Белоруссии ввели лицензирование вывоза картофеля сроком на три месяца

0
557
Принудительный труд признан общим делом

Принудительный труд признан общим делом

Екатерина Трифонова

Конституционный суд запретил местным чиновникам уклоняться от запросов ФСИН

0
897

Другие новости