0
1378
Газета В мире Печатная версия

21.07.2000 00:00:00

Китай опасается не зря

Тэги: КНР, ПРО, Путин, США


В ХОДЕ официального визита президента России в Китай одним из ключевых документов саммита стало Совместное заявление президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны. В нем, в частности, говорится, что планы США развернуть систему национальной ПРО вызывают глубокую озабоченность в Российской Федерации и Китайской Народной Республике.

Напомним, что система национальной ПРО предназначена для заатмосферного безъядерного поражения баллистических целей на дальностях до нескольких тысяч километров. Отмечается, что скорость полета поражающих элементов противоракет может превысить 6,5 км/с.

В то же время в США интенсивно ведутся работы и в области ПРО театров военных действий - создания противоракетных комплексов наземного базирования типа THAAD, MEADS и корабельного ПРК на базе многофункциональной системы оружия ИДЖИС. Системы ПРО ТВД военно-политическое руководство США предполагает использовать для защиты группировок войск и военных объектов США и их союзников на удаленных театрах военных действий.

При определенных условиях эти ПРК могут обеспечить перехват баллистических целей даже на восходящих участках их траекторий. В частности, расширение способностей компонентов THAAD до возможностей выполнения задачи стратегической ПРО не представляет больших технических трудностей. Если THAAD способен перехватывать цели со скоростью 5 км/с, то у него нет никаких технических ограничений, которые помешали бы ему перехватить цель со скоростью 7 км/с. THAAD, безусловно, является перехватчиком, имеющим возможности стратегической ПРО. Поэтому в случае необходимости характеристики системы THAAD позволяют США быстро развернуть национальную ПРО примерно с 1000 перехватчиками и в короткий срок создать эффективную систему ПРО ТВД.

Чтобы понять степень угрозы американских инициатив стратегической стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и, в частности, интересам Китая, следует хотя бы коротко охарактеризовать возможности стратегических наступательных вооружений Китая. Китайские ядерные силы представляют гипотетическую угрозу России, США и Японии. Однако в настоящее время НОАК имеет всего около 20 межконтинентальных баллистических ракет (типа "Дунфэн-5"), способных достигнуть территории США. Эти ракеты размещены в подземных шахтах. Остальные ядерные ракеты относятся к классу баллистических ракет средней дальности. Это, в частности, ракеты типа "Дунфэн-3", "Дунфэн-4", "Дунфэн-21" и баллистические ракеты на подводных лодках типа "Цзюйлан-1" Общее количество носителей ядерного оружия в Китае на 01.01.2000 г. в целом не превышает 200 единиц. Характерно, что боевые части всех китайских ракет моноблочные, что облегчает системам противоракетной обороны борьбу с целями этого типа.

Развертывание в США национальной системы ПРО от ограниченных, случайных или несанкционированных ударов баллистических ракет представляет собой серьезную угрозу для немногочисленных китайских МБР типа "Дунфэн-5". Но не меньшую угрозу интересам Китая представляет и развертывание системы ПРО на ТВД, которая может нейтрализовать возможные удары китайских баллистических ракет средней дальности по гипотетическим противникам.

Таким образом, для весьма ограниченных по составу и боевым возможностям стратегических ядерных сил Китая практически одинаковую угрозу национальным интересам страны представляют оба типа систем ПРО - и национальная ПРО США, и ПРО на ТВД. Развернутые системы ПРО для Китая на практике будут означать отсутствие возможности нанесения ответного удара.

Даже японская программа ПРО может неоднозначно быть воспринята не только Китаем, но и многими другими азиатскими державами и рассматриваться как серьезный удар по азиатской региональной безопасности. Китай, например, хочет сохранить за собой возможность ракетной угрозы Тайваню. А возможная продажа технологии THAAD Японии и Тайваню лишает КНР возможности проекции силы на территорию Тайваня.

Таким образом, нынешние инициативы США в области национальной ПРО и ПРО на ТВД могут иметь значительное влияние на китайское ядерное сдерживание. Такой вывод следует из того, что китайские ядерные силы достаточно малы и многие их баллистические ракеты имеют относительно небольшую дальность полета. Кроме того, китайские ядерные силы находятся на относительно раннем этапе технического развития (например, в настоящее время они не оснащены системой самонаведения или разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением).

В такой обстановке Китай может решить предпринять шаги к дальнейшему совершенствованию своих стратегических наступательных вооружений. Так, китайцы могут начать испытания новых ядерных РГЧ ИН и новых систем наведения, приступить к производству дополнительных ядерных компонентов для боеголовок, наращивать производство расщепляющих материалов и пр. Кроме того, будет трудно предсказать реакцию на действия КНР других стран региона, так как изменение ядерного статуса Китая может в конечном счете повлиять на ядерное положение в мире Индии, Пакистана и Японии.

Таким образом, прямыми следствиями развертывания полномасштабной ПРО территории США могут стать завершение сокращения стратегических наступательных вооружений и другие необратимые последствия. США в случае выхода из Договора по ПРО 1972 г. могут с полными на то основаниями считать себя причастными к разрушению достаточно хрупкой системы азиатской безопасности и глобальной стратегической стабильности в целом.

Помимо проблем, связанных с соблюдением Договора 1972 г. по ПРО, в ходе визита президента России Владимира Путина в Китай затрагивались и важные вопросы военно-технического сотрудничества между двумя нашими странами. Как сообщил генеральный директор холдинговой промышленной кампании "НПК" ("Новые программы и концепции") Борис Кузык, визит президента России в КНР и переговоры с китайским руководством могут придать качественно новый импульс развитию военно-технического сотрудничества между двумя странами в ближайшее десятилетие. В настоящее время рассматривается содержательный и перспективный пакет предложений по поставкам Китаю современных образцов российской техники и оборудования. При принятии по этим предложениям политических решений многие крупнейшие российские предприятия будут загружены заказами на ближайшие пять-семь лет, а главное - будет сохранен научный и производственный потенциал отечественного высокотехнологичного комплекса.

Для Китая - это в том числе и возможность оснастить свои Вооруженные силы современной боевой техникой, что позволит этой великой державе не только адекватно реагировать на возникающие угрозы, но и поддерживать баланс сил в регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Спецоперация отменяет обязательные декларации

Спецоперация отменяет обязательные декларации

Иван Родин

Госдуму призвали продолжить засекречивание доходов и имущества правящего класса

0
695
Украина намерена стать интеграционным тигром

Украина намерена стать интеграционным тигром

Наталья Приходко

Но запрыгнуть с ходу в окно возможностей Евросоюза вряд ли получится

0
792
Тбилиси опять постучался в дверь Евросоюза

Тбилиси опять постучался в дверь Евросоюза

Юрий Рокс

Грузинская оппозиция обещает властям жаркие дни

0
724
Бишкек пытается повторить с Душанбе "ташкентский сценарий"

Бишкек пытается повторить с Душанбе "ташкентский сценарий"

Виктория Панфилова

Киргизии и Таджикистану в урегулировании приграничных проблем могут понадобиться посредники

0
714

Другие новости