0
638
Газета В мире Интернет-версия

17.10.2002 00:00:00

"Москва для Евросоюза - стратегический партнер"

Тэги: ес, переговоры


ес, переговоры

- До саммита ЕС-Россия в Копенгагене осталось чуть больше трех недель. Как вы расцениваете сегодняшнюю ситуацию во взаимоотношениях обеих сторон и уровень подготовки к саммиту?

- Прежде всего хочу сказать, что Европейский союз считает Россию своим стратегическим партнером. Мы хотели бы и далее укреплять и расширять наше сотрудничество с Россией. Это фундаментальная позиция ЕС и каждого из входящих в его состав государств.

Конечно, вопрос Калининграда весьма чувствителен, причем не только для России и ЕС, но и для будущих новичков союза, особенно Литвы. Для нас это не только проблема виз или пересечения границ. Речь также идет о нашем участии в развитии инфраструктуры Калининградской области. Для экономического подъема области продолжают выделяться средства и через нашу программу TACИС, в частности в сферу энергетики, транспорта и охраны окружающей среды. На сегодняшний день нами уже выделено 40 миллионов евро на гранты в рамках программы ТАСИС.

Что касается проблемы виз, то Совет министров ЕС на уровне шефов дипломатии обсуждал недавно методы ее решения и подтвердил предложения Европейской комиссии, сформулированные в конце сентября. Речь идет о подготовке нового, значительно упрощенного документа, введение которого существенно облегчило бы, на наш взгляд, транзитное передвижение граждан вашей страны между Калининградской областью и остальной частью России.

Подобного документа до сих пор не существовало ни в рамках Шенгенской системы, ни в законодательстве Литвы. Предполагается, что он будет прилагаться к внутрироссийскому паспорту. Получить его можно было бы в ускоренные сроки на основе списков ваших граждан, регулярно пересекающих государственную границу России с Литвой. Но, естественно, окончательное решение по этому поводу остается за литовской стороной.

Нашими приоритетами в данном случае являются, во-первых, сохранение суверенитета Литвы и, во-вторых, сохранение целостности Шенгенской системы. Что касается вопроса о безвизовом транзитном железнодорожном сообщении между Калининградом и остальной частью России, то он в соответствии с решением Совета министров ЕС сейчас рассматривается совместно с литовскими властями, и, в частности, изучаются технико-экономические обоснования такого сообщения. Но в принципе уже ясно, что окончательное решение этого вопроса должно быть принято после вступления Литвы в Европейский союз. Думаю, что данный вопрос будет затронут и на саммите стран - членов ЕС, который состоится 24-25 октября.

Мы очень хотели бы найти компромисс с Россией по вопросу о Калининграде. Но, конечно, должны соблюдать при этом и собственное законодательство, то есть Шенгенские договоренности.

- Можете ли вы прокомментировать заявление российского премьера Михаила Касьянова о том, что новые предложения ЕС по транзитному сообщению с Калининградом, сформулированные председателем Еврокомиссии Романо Проди, - это фактически те же старые идеи, завернутые в новые оболочки?

- Но ведь это действительно новый, упрощенный документ, предназначенный для транзита российских граждан через Литву, фактическое дополнение к Шенгенскому законодательству! К тому же ваши граждане могли бы получать его на основе не зарубежного, а внутреннего паспорта и, кстати, по очень недорогой цене. Ожидается, что внутренние паспорта будут приниматься для этих целей в течение двух ближайших лет. Это явно новые элементы в согласовании наших позиций по данной проблеме. Надеюсь, что и российская сторона сделает встречные шаги в поисках взаимоприемлемого решения. Одним из них, на мой взгляд, является открытие новых консульств Литвы на территории Калининградcкой области.

- Возвращаясь к вышеупомянутому заявлению премьера Касьянова, хотел бы вас спросить: считаете ли вы его весьма жесткий тон проявлением неуступчивой позиции российских властей по Калининграду или рассматриваете данный факт всего лишь как пробный шар, своего рода "испытание ЕС на прочность" в канун заседания шефов дипломатии, чтобы оказать влияние на их решения по данной теме?

- Я отвечу на ваш вопрос так: наши контакты с российским руководством продолжаются, и мы, думаю, уже продемонстрировали гибкость наших подходов. Разница позиций пока существует, но ведь до саммита РФ-ЕС в Копенгагене еще есть время, и я, как оптимист по натуре, надеюсь, что необходимый компромисс будет найден.

- Вы полагаете, что сейчас дела тормозятся Москвой, а Евросоюз дальше в своих уступках пойти уже не может?

- Предложения, высказанные по калининградскому вопросу Еврокомиссией, были в основном одобрены всеми странами - членами ЕС. Я считаю, что наша позиция ясна.

- То есть, по вашему мнению, остается лишь один вариант: Россия должна согласиться с последними предложениями ЕС, озвученными Романо Проди?

- Я все же надеюсь, что каждая из сторон еще постарается найти пути к согласованному варианту решения проблемы.

- Могут лидеры европейских стран оказать влияние на решения Евросоюза по Калининграду или Еврокомиссия действует исключительно по собственным законам?

- Естественно, могут, ведь каждое государство, входящее в ЕС, имеет право высказаться по любому вопросу, обсуждаемому в рамках нашего союза. Думаю, что лидеры европейских стран понимают всю важность калининградской проблемы. И министры иностранных дел, представлявшие их на недавнем заседании Совета министров ЕС, учитывали позиции и взгляды разных сторон, согласившись при этом в целом с предложениями Еврокомиссии.

- Есть ли у Еврокомиссии возражения против идеи пуска железнодорожного экспресса, на большой скорости и без остановок пересекающего территорию Литвы на пути из Калининграда в остальную часть России и обратно, пассажирам которого не потребуются визы? Ведь и литовский премьер Альгирдас Бразаускас поддержал этот вариант, оговорив лишь, что скорость движения состава должна быть не менее 100 км в час.

- Я могу лишь повторить, что 30 сентября Совет ЕС на уровне министров иностранных дел решил, что "страна - председатель ЕС (Дания) и Европейская комиссия обсудят с литовскими властями вопрос технико-экономического обоснования безвизового проезда на поездах, следующих без остановок. Решение может быть принято только расширенным составом ЕС на основе тщательной оценки политических и правовых аспектов и после разрешения технических вопросов". В дополнение к официальному заключению Совета хочу уточнить, что это решение не подразумевает экстерриториальности и тем более не идет речи о некоем коридоре. Контроль властей Литвы над проездом российских граждан будет осуществляться постоянно.

- Калининградская тема сейчас, видимо, в наибольшей мере влияет на переговоры России и Евросоюза. А в каком состоянии находится рассмотрение других вопросов сотрудничества?

- На ноябрьском саммите РФ-ЕС в Копенгагене важное место, конечно, займет тема экономического сотрудничества. Вовсю идет работа по созданию общеевропейского экономического пространства с Россией. Есть продвижение в решении вопросов в сфере энергетики, представляющих взаимный интерес. Мы хотели бы шире сотрудничать с Москвой в вопросах безопасности и обороны, и здесь уже заметен прогресс. И, конечно, мы обсудим важнейшие внешнеполитические проблемы, в частности ситуацию на Ближнем Востоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
918
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1026
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
322
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1323

Другие новости