Известно, что нынешний глава британского правительства из всех своих предшественников особенно почитает Маргарет Тэтчер, хоть она и принадлежит к Консервативной партии. Блэр не раз с восхищением отзывался о том, как «железная леди» во имя блага страны ломала сложившиеся порядки, невзирая на массовые протесты. Похоже, что лидер лейбористов решил в свой последний, третий срок пребывания у власти действовать столь же жестко и бескомпромиссно, как и его героиня.
Однако даже поклонники премьера признают, что нынешний Тони – это совсем не тот Тони, каким он был семь или даже три года назад. Поддержка войны в Ираке, скандал, связанный с самоубийством ученого, рассказавшего правду об отсутствии ОМУ у Саддама Хусейна, подорвали казавшийся несокрушимым престиж Блэра. Дело дошло до того, что даже подготовленный в силу острой необходимости законопроект, дающий более широкие права спецслужбам и полиции в борьбе с террористами, был провален в палате общин, причем при участии многих парламентариев-лейбористов.
И все же премьер только что утвердил еще один непопулярный план, который, как отмечает газета «Дейли мейл», вызовет раскол внутри его собственного кабинета и будет иметь последствием бунт среди лейбористских заднескамеечников. Имеется в виду программа ускоренного строительства атомных электростанций нового поколения. Хотя в правительстве давно существовали сомнения относительно целесообразности развития ядерной энергетики, Блэр дал зеленый свет созданию реакторов, что будет стоить казне приблизительно 12 миллиардов фунтов стерлингов. Строительство АЭС будет вестись в течение десятилетия.
Обозреватели предсказывают, что не только заднескамеечники, но и ряд тяжеловесов в кабинете будут возмущены тем, что хозяин резиденции по Даунинг-стрит, 10, не счел нужным проконсультироваться с ними, несмотря на то что совсем недавно он обещал советоваться при принятии важных политических решений. К тому же утвержденный Блэром план противоречит ранее одобренному Уайтхоллом (то есть руководителями министерств и высшими чиновниками) документу, гласящему, что развитие энергетической базы Британии не должно основываться на атомной энергетике.
Сейчас АЭС покрывают 21 процент потребностей Британии в электроэнергии. Однако движение «зеленых», как и многие политики, давно требует постепенно закрыть эту отрасль. При этом защитники окружающей среды ссылаются, в частности, на то, что в ядерном исследовательском центре Селлафилд и других подобных учреждениях неоднократно случались аварии, которые приводили к загрязнению морских вод и создавали угрозу здоровью местного населения и рыболовству. Поэтому предполагалось, что к 2023 году в Соединенном Королевстве закроются все АЭС, кроме одной. При отсутствии новых вливаний капитала в отрасль к 2010 году она давала бы всего четыре процента производства энергии в стране.
И вот неожиданный поворот. Чем же он вызван? Блэр ссылается прежде всего на то, что страна все больше зависит от поставок энергии извне. Запасы газовых месторождений истощены, Британия теперь больше импортирует газа, чем экспортирует его. Словом, необходимо обеспечить энергетическую безопасность государства. Второй аргумент: Лондон взял на себя обязательство сократить выбросы CO2 в атмосферу в соответствии с Киотским протоколом. И это обязательство должно быть выполнено.
Но, как заявила влиятельная общественная организация «Друзья Земли», атомная энергия «не необходима, не безопасна и не экономична». А бывший министр по делам окружающей среды Майкл Мичер полагает, что ответом на потребности страны служат возобновляемые источники энергии. «Атомные станции, – говорит он, – нужны нам, как дырка в голове».