0
853
Газета В мире Интернет-версия

04.09.2007 00:00:00

Темп Шаброля

Тэги: шаброль, кино


Клода Шаброля называют и «французским Хичкоком», и создателем «новой человеческой комедии». Его фильмы беспросветны и мизантропичны. Фильм, привезенный на Венецианский фестиваль, несмотря на название – «Девушка, разрезанная пополам», - наиболее оптимистичный из всего, что сделал режиссер в последние годы. Глядя на 77-летнего Шаброля, трудно поверить, что этот улыбчивый старик – один из самых брутальных режиссеров мирового кино.

– Месье Шаброль, на вашем счету более 60 картин, это довольно много. С годами вы не сбавляете темп. Так боитесь что-то не успеть?

– Если бы я знал, что хотя бы теоретически могу успеть все, работал бы еще быстрее. Но здесь ведь такая штука – чем больше вычерпываешь, тем больше остается. Так что, может, и не надо так спешить.

– Ваш первый фильм – «Красавчик Серж» – объявили первым фильмом новой волны, манифестом нового поколения. Но, по-моему, он, как и все ваши последующие фильмы, пронизан мизантропией. Мизантропия – ваш фирменный знак?

– Как вы понимаете, когда в 57-м я начал снимать, ни о каком манифесте не думал. Просто меня безмерно раздражало кино, которое делали кругом и о котором я как критик писал. Это была застывшая лава, вылившаяся на поверхность земли, побурлившая и остановившаяся навсегда. Конечно, мы не говорили: «Вот сейчас мы создадим новую волну, новое направление в кинематографе». Мы были молоды, талантливы и горячи, нам хотелось показать этим старым дуракам, как надо делать кино. Плюс к тому мы были бедны, и это тоже сыграло роль. Нам было не из кого вытряхивать деньги, нам не надо было ни под кого подкладываться. Годар занял денег у тещи – 400 франков – и на эти копейки снял «На последнем дыхании». У меня получилось побольше, но тоже немного, и тоже деньги свалились с неба – умерла бабушка моей первой жены и оставила кое-какое наследство.

– Значит, новым направлением в мировом кино мы обязаны двум старушкам – теще Годара и бабушке вашей жены.

– В той же мере, в какой неореализмом мы обязаны Второй мировой войне: немцы разбомбили киностудии, снимать было негде и не на что, вот Росселлини и начал снимать на улицах и привлекать непрофессионалов. А насчет злобы и мизантропии скажу, что тогда, 50 лет назад, мы во что бы то ни стало хотели протестовать, митинговать с помощью кино, расшевелить болото. Мы бурлили сами и хотели, чтобы бурлило все вокруг нас. Отсюда желание говорить неприятные вещи, бросать обвинения.

– Ваши коллеги – Годар, Трюффо, Риветт – быстро успокоились, но вы-то до сих пор говорите неприятные вещи. Второй ваш фильм – «Кузены» – был еще более безнадежным, он не давал ни малейшего шанса поверить в человека.

– Ну почему? Шанс есть всегда, надо постараться только его поймать. Я никогда не хотел и не хочу специально кого-то пугать, не хочу искать грязь и страх там, где их нет. Просто жизнь сама выводит в ситуации, когда под тонким слоем позолоты видишь черное нутро. Известно, что самый страшный разврат творится в тихих буржуазных норах, а самые кровавые преступления замышляются в светлых девичьих головках.

– Не зря вас называют «французским Хичкоком».

– Это называют те, кто не знает ни Хичкока, ни меня. Хотя я, конечно, многое у него почерпнул. Насколько удачно – судить не мне. Хичкока я обожаю, я ведь даже книгу про него написал, но все-таки мы по-разному ощущаем жизнь. Хотя говорим на схожие темы.

– Кино Хичкока, по-моему, повеселее вашего, он не всерьез пугает, а вы всерьез.

– Меня немного смущает в этом контексте слово «пугать», но я готов согласиться, если вам так нравится. Но все же – нет, я не пугаю, я просто расчищаю пыль, внешние наслоения, чтобы рассказать и показать зрителю, что я сам под ними вижу. Вроде археолога, только археолог счищает пыль веков, а я – пыль человеческих душ. И как археолог я тоже не знаю порой, что там окажется. Поэтому до сих пор процесс съемок для меня – необыкновенно увлекательный. Это как игра – угадай, что под фантиком. Раньше я очень переживал, когда во время съемок вдруг моя заранее выстроенная концепция начинала рушиться, мне казалось, что я плохо подготовился, что у меня каша в голове. Это повторялось из раза в раз. Я готовлюсь к съемкам самым тщательным образом, все расписываю, продумываю, а на съемочной площадке вдруг приходят новые идеи, иногда противоположные изначальным. И ничего с собой поделать не могу. С годами я понял: это все из-за непредсказуемости материала. Откуда мне знать, что вылезет на поверхность, в какие дебри характеров я уйду, как вдруг повернется сюжет, совершенно независимо от меня. Например, когда я брался за съемки фильма «Церемония», поначалу была несколько другая концовка, не такая кровавая (в этом фильме две девушки, которых играют Изабель Юппер и Сандрин Боннэр, прислуга и почтальон, жестоко убивают богатое семейство. – «НГ»). Но я быстро понял, что закончиться фильм может только так, как он и закончился. Полное непонимание, невозможность разным слоям общества найти общий язык, дожить в мирном соседстве отведенное время, которого очень мало осталось.

– Трудно, наверное, актерам с вами? Им же надо задачу ставить, а вы задачи по ходу дела меняете.

– Кому как. Я стараюсь выбирать проверенных людей, тех актеров, которые не только с полуслова понимают, но порой знают лучше меня, что им в данный момент на площадке надо делать. Все знают, что моя любимая актриса – Изабель Юппер. Вот она – воплощение моего идеала актрисы. У нее невероятное чутье, какое-то звериное, что ли. Я еще не успел ничего сказать, пытаюсь слова подобрать, чтобы объяснить, что мне от нее надо, а она делает жест – мол, стоп – и начинает играть именно так, как я задумал, но не успел пока объяснить. Людивин Санье в этом смысле очень похожа на Изабель оказалась, у нее тоже как-то в голове все выстраивается без слов, и тоже по ходу съемок. Так что тем, с кем я работаю, я даю свободу. Ограниченную, конечно, но по сравнению с остальными режиссерами я стопроцентный либерал.

– Вы начинали, когда и телевидения по сути не было, оно тоже только начиналось. Сейчас вам не мешает соседство с этим чудом цивилизации? Оно и внимание отвлекает, и умы засоряет, а значит, зрителя портит.

– Что вы, абсолютно не мешает. Наоборот – веселит. Как оно врет – заслушаешься! Мне как режиссеру очень забавно наблюдать, как с помощью телевидения реальность трансформируется в ложь и становится пародией на самое себя. Что вы, это великое изобретение человечества, столько пищи уму дает. Только надо уметь держать дистанцию, тогда ум не засорится. За зрителя я не боюсь, он с каждым годом все умнее и тоньше делается. Тот, кто не воспринимает искусство, не воспринимал его и раньше, тут никакое телевидение ни при чем. Люди хотят, чтобы ими манипулировали, они только делают вид, что стремятся к свободе. Самостоятельных умов не так много. Но на мое кино и на мой век, надеюсь, хватит.

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
607
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
341
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
354
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
321