0
1084
Газета В мире Интернет-версия

22.05.2008 00:00:00

"В Европе – неадекватное восприятие энергетической зависимости от России"

Тэги: энергетика, экология, политика, ес


Государственный секретарь по европейским делам Жан-Пьер Жуйе в эксклюзивном интервью «НГ» рассказывает о приоритетах Франции в период председательства в Евросоюзе (июль–декабрь 2008 года), а также об отношениях с Россией. Вчера Жан-Пьер Жуйе совместно с министром иностранных дел Бернаром Кушнером посетил Москву. Высокопоставленные представители Франции провели переговоры с Дмитрием Медведевым и Сергеем Лавровым.

– Господин министр, вы прибыли в Москву, чтобы ознакомить российское руководство с приоритетами Франции в период председательства в ЕС. Какими же будут эти приоритеты?

– У Франции – четыре основных приоритета. Во-первых, это борьба с потеплением климата и энергетическая политика. Дело в том, что нам предстоят две очень важные встречи: конференции в 2009 году в Копенгагене и в Познани в конце этого года. Их цель – определиться, как будет жить наша планета после 2012 года в плане экологии и окружающей среды. Европа должна быть готова к этим международным переговорам. Мы должны уменьшить выбросы СО2, а также развивать возобновляемые источники энергии.

Энергетика – важная тема партнерства ЕС с Россией. Мы хотели бы, чтобы общая политика Евросоюза больше фокусировалась на энергобезопасности. Необходима разумная политика в сфере энергосбережения, более прозрачная политика поставок энергоресурсов, повышение энергоэффективности. Нужна и большая солидарность в области энергетики: например, если у одних стран больше электричества, чем им требуется, они могли бы помочь другим странам. То же касается и газа. В целом взаимодействие стран должно быть усилено.

Второй приоритет связан с демографией и иммиграцией. Европа, как и Россия, сталкивается с экономической потребностью в иммигрантах. Между 2010 и 2030 годами Европе будет не хватать 25 миллионов трудоспособных граждан. Это говорит о демографической проблеме. С другой стороны, с учетом высокого уровня жизни в Европе к нам идут очень сильные иммиграционные потоки – из стран Магриба, Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки. И необходимо подумать, как бороться с нелегальной иммиграцией и в то же время способствовать лучшей интеграции новых мигрантов в Европе. Надо также подумать, как принимать беженцев, как предоставлять убежище. Все европейские страны согласны с тем, что они сталкиваются с одной и той же проблемой иммиграции. И мы пытаемся добиться согласованности в Европе, разработав единую политику.

Третий приоритет связан с сельскохозяйственной и продовольственной политикой. В ходе французского председательства состоится встреча, посвященная сельскохозяйственной политике. Предполагается ее пересмотр и актуализация. Мы должны усовершенствовать нашу сельхозполитику, рассмотреть, кто должен получать субсидии, как добиться продовольственной безопасности, как совместить нужды сельского хозяйства с необходимостью защиты окружающей среды. Придется также подумать о более долгосрочных глобальных вызовах в сфере продовольствия. Ведь в некоторых странах, как вам известно, имели место голодные бунты – в Африке и в Индии. Совместно с нашими партнерами нам надо подумать о том, как привести в равновесие ситуацию с продовольствием в мире.

Последний, четвертый пункт – политика безопасности. Я бы сказал, что по сравнению с остальными пунктами на этот Франция обращает особое внимание. Если бы председательство в ЕС не переходило к Франции, этот пункт несомненно не фигурировал бы в числе приоритетов. Но наша страна – ядерная держава, постоянный член СБ ООН и особая страна – член НАТО хочет поставить вопрос о европейской политике безопасности и обороны. Это означает, что мы хотим убедить партнеров продвинуться в сфере европейской политики безопасности и обороны, которая будет дополнять политику НАТО, но в то же время не будет растворяться в Североатлантическом союзе. Мы также хотели бы улучшить европейскую стратегию в сфере обороны. Ведь с 2003 года появились новые риски – киберпреступность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, биотерроризм. Все это – новые угрозы, с которыми сталкивается и Европа, и Россия.

Кроме того, мы хотели бы увеличить оперативные возможности в Европе по отношению к НАТО. Ведь существует очень существенная диспропорция между возможностями НАТО и Европы в плане обороны. Оборона – это также и промышленность. И мы хотим усилить внутренний рынок оборонной продукции в Европе, сделать этот рынок более сплоченным, интегрированным, как в других сферах. Таковы наши приоритеты.

– Эксперты отмечают, что Россия станет косвенным приоритетом председательства Франции, учитывая, что Париж намерен сделать акцент на энергобезопасности. В связи с этим я хотела бы процитировать президента Николя Саркози, обвинившего Россию в августе прошлого года в грубом использовании природных ресурсов в качестве политического рычага. Считает ли Франция, что Россия представляет угрозу в этой сфере?

– В Европе сложилось неадекватное восприятие энергетической зависимости от России. Если посмотреть на цифры, то, с одной стороны, для России Европа – всего лишь рынок для поставок энергоресурсов. Но для Европы зависимость от России не такая уж большая – около 20–25%. Конечно, в Европе есть ряд стран, которые очень сильно зависят от России в плане энергетики. Но целиком и полностью Европа не зависит от России. Так что не надо преувеличивать и фантазировать.

Полагаю, что с Россией можно пытаться построить выгодные отношения. Россия старается получить больший доступ к сбыту энергоресурсов, это всегда было политикой Москвы. А Европа добивается долгосрочных отношений с РФ в энергетической сфере, прежде всего это касается нефти и газа. Думаю, что до конца мая Еврокомиссия получит мандат на начало переговоров о новом базовом соглашении ЕС с Россией. Это поможет добиться большого прогресса в стратегическом партнерстве между Европой и Россией. И энергетика будет одним из важных элементов этого партнерства.

Мы не хотим, чтобы была дискриминация на европейском энергорынке. Наше желание заключается в том, чтобы все операторы, прежде всего в газовой сфере, были в равных условиях. Мы говорим Еврокомиссии, что энергорынок должен работать рационально, что либерализация рынка не должна ослаблять европейскую энергетическую политику и ее операторов. Мы хотели бы большей взаимодополняемости российской и европейской энергополитики.

– Сколько, на ваш взгляд, продлятся переговоры между Россией и Евросоюзом по новому базовому соглашению? Нет ли у вас амбиций закончить эти переговоры во время своего председательства?

– Французов всегда обвиняют в том, что у них слишком большие амбиции. Мы хотим добиться существенного прогресса в сфере стратегического партнерства с Россией и закрепить это стратегическое сотрудничество в различных секторах – энергетики, иммиграционной политики. Ведь есть визовая проблема и проблема трудовой деятельности европейских экспатриантов в России, которые нам хотелось бы решать параллельно. Что касается возможностей оборонного сотрудничества между ЕС и Россией (мы сотрудничаем с РФ в ряде операций, например, в Чаде, суданском Дарфуре), то мы могли бы совместно участвовать и в новых операциях. В области культуры мы тоже хотим добиться успехов. В экономической и торговой сфере мы поддерживаем Россию на переговорах по вступлению в ВТО. Мы хотим открыть максимальное количество областей для сотрудничества и продвинуться максимально далеко по соглашениям. Я бы не стал говорить, что на саммите Россия–ЕС в ноябре в Ницце (Франция) мы сможем решить все вопросы, но по крайней мере все возможности для этого будут открыты.

Полагаю, что процесс переговоров между ЕС и Россией по новому соглашению займет от 12 до 18 месяцев и может завершиться при председательстве Швеции. В России также должны понимать, что в июне 2009 года пройдут выборы в Европарламент. И между июнем и ноябрем 2009-го будет меняться состав Еврокомиссии. Мы хотим заключить новое стратегическое партнерство с Россией, но необходимо принимать во внимание и этот момент. Я бы сказал, что объективно в 2009 году мы придем к соглашению с Россией. Надеюсь, нам удастся сделать так, что Россия войдет в ВТО до конца 2008 года.

– В России высказывается мнение, что в ЕС действует достаточно сильное антироссийское лобби. События, связанные с блокированием сначала Польшей, а затем Литвой переговоров между Россией и ЕС по новому соглашению, косвенно подтверждают это мнение. Как вы оцениваете ситуацию?

– Во-первых, в ЕС существует солидарность между различными странами. Если у страны – члена ЕС возникает проблема с третьей страной, Россией или любой другой, мы пытаемся понять суть этой проблемы. Так было в случае с польским мясом. Тогда мы поддержали Польшу, поскольку посчитали, что проблема действительно имела место. Литва – иное дело. Мы призвали литовцев не брать в заложники отношения между Россией и Европой. Во-вторых, в странах Центральной и Восточной Европы играют роль скорее воспоминания о Советском Союзе, чем страх перед Россией. Их менталитет все еще связан с СССР. И можно понять, что они всегда будут настороже. В-третьих, в ЕС есть страны, которые сильно зависят от России, прежде всего в плане энергетики, речь идет о зависимости на 80–90%. И у них есть поводы проявлять бдительность. В-четвертых, мы принимаем в расчет коллективные европейские интересы. И определить общие интересы 27 стран-членов сложнее, чем 15 и 12 стран. В любом случае антироссийских настроений в Евросоюзе нет. И с учетом исторических связей между Францией и Россией для нас очень важно продвинуться по базовому соглашению. Это важная цель французского председательства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
345
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
414
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
131
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
450

Другие новости